- Особенности формирования самооценки
- Признаки завышенной самооценки
- Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:
- Заниженная самооценка дошкольников
- Особенности адекватной самооценки
- Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
- Как определить самооценку дошкольника
- Когда нельзя наказывать малыша?:
- Что влияет на формирование самооценки у ребенка?
- Влияние посторонних
- Как формируется низкая самооценка у ребенка
- Причины низкой самооценки у детей
- Трудности у малышей с повышенной самооценкой:
- Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку
- За что нужно хвалить малыша?:
- Какие сложности ожидают малышей с пониженной самооценкой?:
- Отличия малышей с нормальной (адекватной) самооценкой:
- Эффективные способы повышения самооценки малыша:
- Наказываем без ущерба для самооценки малыша:
- Как повысить самооценку?
- Возрастные особенности формирования самооценки
- Этапы формирования самооценки у детей
- Период младенчества
- Младший дошкольный возраст(от 1 года до 4 лет)
- Старший дошкольный возраст(от 4 до 7 лет)
- Младший и школьный возраст(7 – 10 лет)
- Подросток (11 – 15 ЛЕТ)
- Что делать с низкой самооценкой?
Особенности формирования самооценки
Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст – это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать то влияет на формирование самооценки:
- Мнение взрослых – чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
- Определенный жизненный опыт – у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок – неповторимая личность.
- Уровень умственного развития – используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.
Признаки завышенной самооценки
Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:
- конфликтность;
- отсутствие способности воспринимать критику;
- требовательность;
- стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
- высокомерность;
- неусидчивость.
Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:
- Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
- Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
- Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
- Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.
Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.
Заниженная самооценка дошкольников
Низкая самооценка детей старшего дошкольного возраста встречается редко, являясь отклонением формирования личности. Особенности таких ребят проявляются в поведении:
- очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться;
- стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию;
- при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу;
- почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность;
- у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний.
Неуверенные дети часто имеют неблагополучные семьи, низкий социальный статус. Это вызывает постоянные насмешки сверстников, определяет их в категорию отверженных. Неправильная оценка личности может возникать вследствие постоянной негативной обстановки, которую создают сами же родители. Например, мама постоянно одергивает кроху, ругает за любые промахи и шалости, сомневается в его способностях. Малыш уверен – если он плохо справился с одной задачей, другую задачу также не выполнит. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы:
- конфликтуют, общаясь со сверстниками;
- имеют слабое развитие личности;
- у них часто проявляется озлобленность, враждебность.
Важно! Взрослым следует помнить: старший дошкольный возраст – это период, когда каждое грубое слово, необоснованная критика может губительно повлиять на социализацию. Ребенка нужно любить, поддерживать, принимать все его качества, помочь избавляться от отрицательных.
Особенности адекватной самооценки
Адекватная самооценка у детей складывается при наличии правильного самопознания. Главные характеристики нормального развития личности – умение признавать ошибки, реальная оценка собственных поступков. Малыши, обладающие адекватным самопознанием, анализируют деятельность, объясняют причину неудачи. Стремятся выполнять совместную работу,
поддерживают друзей, проявляют дружелюбное отношение, легко контактируют с ребятами. Характерные черты детей, имеющих адекватное самоуважение:
- ответственность;
- способность высоко оценивать окружающих;
- уверенность;
- принципиальность;
- отстаивание собственных интересов.
Особенности поведения при адекватной самооценке:
- Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность.
- Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть.
- Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха.
Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.
Как правильно хвалить и наказывать, чтобы сформировать адекватную самооценку
Как повысить самооценку ребенку? Таким вопросом озадачиваются любящие родители. Специалисты рекомендуют сделать похвалу и наказание важными элементами воспитательного процесса. Не надо бояться наказаний, так как при правильном подходе – это метод управления, способный подчинить, изменить мысли, поведение, образ жизни ребенка. Однако когда наказание становится способом самоутверждения родителя, результат воспитания оказывается нулевым. Использование таких неэффективных мер, как крик, агрессия, физическая сила, никак не помогут формированию адекватной самооценки. Это искажает представление крохи о нормальных взаимоотношениях между людьми. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку поднять самооценку:
- Провести воспитательную беседу. Если карапуз сильно нашалил, лучше поговорить, создав спокойную обстановку. Такой подход заставит его понимать, анализировать поступки.
- Предложить исправить ситуацию самостоятельно. Если дошкольник сломал, испортил какую-то вещь, нужно дать ему возможность возместить ущерб. Исправление собственных ошибок – очень полезное средство для размышлений, принятия правильного решения.
- Позитивный настрой. Кроме исправления ситуации, взрослый должен побудить малыша совершать поступки с пользой. Например, убирая разбросанные вещи, можно улучшить вид комнаты, выполнить небольшую перестановку.
- Вместо постоянного крика, необходимо сформулировать четкие требования и следить за их выполнением.
- Если все же нужно наказать ребенка, нужно предупредить о наказании.
- Существуют более действенные способы убеждения дошкольника: вовлечение в интересные ситуации, внушение, игра, беседа. Применение подобных способов избавляет от необходимости наказывать.
- Использование похвалы является более эффективным методом воспитания. Многие семьи ошибочно считают: поощрения способны избаловать кроху. Чем чаще дошкольник слышит одобрение, тем реже его приходится наказывать. Хвалить нужно больше, применять наказание – меньше.
Важно! Психологи рекомендуют придерживаться схемы: один раз наказал – пять раз похвалил. Дети старшего дошкольного возраста легче воспринимают, усваивают позитивную информацию. Взрослея, начинают самостоятельно анализировать поведение, задумываться над правильностью поступков, избегать ситуаций, вызывающих недовольство родителей.
Способы правильного поощрения дошкольника:
- хвалить нужно за стремление, попытку достижения определенного результата;
- родители должны оценивать только поступки;
- использовать небольшие вознаграждения для похвалы;
- давать особо важные поручения, подчеркивая значимость, самостоятельность чада;
Важно! Для того чтобы сохранить адекватную самооценку дошкольника, родители могут хвалить его при посторонних, но наказывать разрешается только наедине!
Как определить самооценку дошкольника
Диагностика самооценки помогает определить проблемы развития личности, самопознания детей старшего дошкольного возраста. Вовремя обнаруженные отклонения оценки от нормы легко корректируются. Методика «Лесенка» является известным способом диагностики типа самооценки дошкольника. Тест помогает выявить отношение к себе, а также определить, как, по его мнению, его оценивают окружающие. Такое тестирование вполне доступно и родителям. Его можно провести в игровой форме.
Для проведения теста потребуется лист бумаги, нарисованная лестница из семи ступеней, фигурка мальчика или девочки, карандаш. Нужно попросить детей расположить фигурку напротив той ступеньки, которую захотят выбрать. Ребятам нужно озвучить следующие условия:
- первая ступенька – самые лучшие ребята;
- вторую заняли хорошие ребята;
- третью ни плохие, ни хорошие;
- четвертую – больше плохие, чем хорошие;
- пятую – плохие;
- шестую – очень плохие;
- седьмую заняли худшие ребята.
Выбранная ступенька будет являться показателем самооценки. Интерпретация результатов теста:
- первую – вторую ступеньку выбирают дети, обладающие завышенной самооценкой;
- третья ступенька говорит об адекватной самооценке;
- четвертая – шестая показывают заниженную оценку;
- седьмая – крайне заниженную.
Результаты методики помогают раскрыть детские внутренние проблемы, провести коррекцию самооценки, развить умение правильно оценивать собственную личность.
Когда нельзя наказывать малыша?:
•
Если кроха болеет;
•
Во время еды или игр, перед сном и сразу после пробуждения;
•
После душевных травм;
•
Если малыш изо всех сил старается, а у него не получается;
•
Если вы не понимаете мотивов поступка;
•
Если вы огорчены личными проблемами.
Что влияет на формирование самооценки у ребенка?
Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.
Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.
Влияние посторонних
Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:
- Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
- Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.
Как формируется низкая самооценка у ребенка
Завышенные требования родителей к малышу, с которыми он не может справиться в силу своего возраста, постоянные критические замечания ведут к формированию заниженной самооценки. Чем больше и настойчивее родители указывают на недостатки или неумения ребенка, тем более устойчивой она становится. «Посмотри на Димку! Он и учится хорошо, секцию успевает посещать! Ну что ты за рохля! Все у тебя валится из рук! Какой (какая) ты тупица!» и так далее, до боли знакомая картина. Взрослые забывают, что у каждого ребенка свой темп развития и больно бьют словами, унижая его, убеждая, что он ни на что не способен. Вот так обычно закладывается низкая самооценка. Все то, что говорят взрослые своим детям, проявляется потом в виде страхов, различных комплексов.
Несколько слов о страхах, которые испытывает, начиная с двух лет, каждый ребенок. Он боится темноты, одиночества незнакомых предметов, явлений, фантастических существ и так далее. Не зная этого, родители воспринимают это переживаемое ребенком явление, как капризы, раздражаясь, гневаясь и даже наказывая малыша. У детей постарше свои страхи. Вследствие низкой самооценки и неуверенности в себе школьник ищет причину, чтобы не ходить в школу. И ребенок заболевает: то болит голова или живот, то рвота начинается и так далее. И это совсем не симуляция и не притворство. Причиной может быть страх неудачи, боязнь строгих замечаний учителей или наказания родителей, или нежелание встречаться со сверстниками, которые отвергают его.
Нежелание родителей понять детские проблемы, авторитарный стиль воспитания, который основывается на различных запретах, на тотальном контроле каждого шага и манипулировании ребенком, способствует формированию низкой самооценки.
Дети с низкой самооценкой становятся неудачниками, не способными ни на что людьми, так как не верят в себя и проигрывают, еще не начав действовать.
— Дорогие родители! Не забывайте, что слова несут в себе магическую силу; оценочными суждениями мы создаем программы будущей жизни наших детей.
Причины низкой самооценки у детей
Семейная атмосфера, отличающаяся искренностью, теплотой, где присутствуют уважение, поддержка, понимание, доверие, чувство психологической защищенности, поможет формированию позитивной самооценки у ребенка. Тогда как неадекватная самооценка чаще формируется в семьях с отрицательным стилем воспитания. А неадекватная самооценка может привести к появлению негативного поведения.
Рассмотрим основные причины низкой самооценки у детей под влиянием негативных факторов:
- Заниженную самооценку, сомнение в собственных силах, тревожность, страх совершить ошибку, отсутствие инициативности могут породить завышенные ожидания родителей по отношению к своему ребенку, лишение его самостоятельности (принятие важных решений за него), постоянная опека и контроль, авторитаризм и противоречивость требований.
- Замкнутость, робость, неуверенность в себе и собственных силах идут корнями из семей, где присутствует неприятие ребенка, нет душевного контакта между членами семьи, ребенку не дают почувствовать весь спектр эмоций.
- Чрезмерную дисциплинированность, исполнительность, подавление собственных чувств и эмоций, холодность и замкнутость формируют у ребенка родители при гиперсоциальном воспитании, т. е. при слишком правильном или идеальном воспитании.
- Несамостоятельность, робость, нерешительность, неуверенность и обидчивость возникают при тревожно-мнительном воспитании, когда присутствует постоянная тревога и страх за здоровье и благополучие малыша.
- Комплекс неполноценности развивается у детей, к которым родители выказывают определенную долю пренебрежения, относятся равнодушно, уделяют ребенку мало внимания.
- Эгоизм и потребительское отношение к другим закладывают родители, которые относятся к ребенку с обожанием и восхвалением, в семье, где малыш растет кумиром, где удовлетворяются все его прихоти.
Трудности у малышей с повышенной самооценкой:
•
Зависть к успехам людей;
•
Обидчивость и нетерпимость к любой критике, неумение ее воспринимать;
•
Конфликтность и зависть.
Особенности и влияние семьи и детско-родительских отношений на формирование детей, имеющих адекватную самооценку
Помните простое правило, которое проходит лейтмотивом через все наше повествование: родители — это люди, которые оказывают основное влияние на формирование самооценки ребенка, только адекватное воспитание и отношение к малышу помогут избежать появления подобных негативных качеств. Влияние детско-родительских отношений на самооценку ребенка очень велико, поскольку на личном примере взрослые показывают стереотип оценки ценностей. О том, как семья влияет на самооценку ребенка, можно узнать в этом материале, но это лишь краткая информация. Для того, чтобы полностью осознать влияние родителей на самооценку ребенка, нужно постоянно заниматься анализом своих действий, слов и поступков.
Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста происходит постепенно, но уже к 7-ми годам она становится более адекватной. Постепенно он начинает оценивать себя и свои поступки как бы со стороны.
Что же необходимо предпринять родителям, чтобы развить в ребенке позитивную, правильную самооценку?
- Уже с малых лет принимайте малыша таким, какой он есть.
- Если вы сравниваете ребенка, то сравнивайте только с ним самим, его изменения вчера и сегодня, его успехи и поражения бывшие и настоящие.
- Ругайте только за конкретные поступки, а не в общем.
- Не оценивайте малыша отрицательно. Так у него может пропасть интерес в будущем что-то делать.
- Учитывайте его реальные возможности, не нагружайте ребенка заданиями, которые он заведомо не сможет выполнить. Задания посложнее давайте лишь в том случае, если он справился с предыдущим, а если малыш не может выполнить задания с первого раза, повторяйте их или давайте подобные.
- Проявленную инициативу старайтесь поощрять, показывайте радость от достижений ребенка.
- Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста: воспитывайте и поддерживайте веру малыша в собственные силы. И сами верьте в него, оптимизм и вера родителей в то, что у него все получится, дают ребенку чувство уверенности в своих силах, защищенности, повышают его самооценку.
- Помощь предлагайте лишь в тех случаях, когда малыш сам испробовал уже все пути решения ситуации.
- Помогайте ребенку объективно оценивать свои силы и возможности, достоинства и недостатки.
- Научите его уважать себя.
- Учите ребенка радоваться успехам других, тренируйте навыки общения.
- Анализируйте вместе с малышом его негативные черты характера и неудачи, научите его делать правильные выводы. Дети имеющие адекватную самооценку способы давать разумные объяснения.
За что нужно хвалить малыша?:
•
За стремление крохи к самовыражению, получению новых знаний, развитие;
•
За достижения в соревнованиях, конкурсах;
•
За его рисунки;
•
Хвалите кроху за то, что с ним будет («Ты обязательно сумеешь», «Ты непременно справишься», «У тебя все получится»);
•
Похвала в утреннее время – это отличный стимул на целый день.
Какие сложности ожидают малышей с пониженной самооценкой?:
У таких малышей существует высокая вероятность возникновения таких трудностей:
•
Развитие «комплекса неполноценности»;
•
Задержка личностного развития;
•
Зависимость от окружающих;
•
Ребенок становится очень робким и замкнутым;
•
Неправильное восприятие окружающих;
•
Отрицательное отношение к сверстникам;
•
Мстительность и враждебность.
Отличия малышей с нормальной (адекватной) самооценкой:
Такие дети имеют ряд особенностей:
•
Высокая степень ответственности;
•
Способность к состраданию;
•
Уверенность в своих силах;
•
Способность просить помощи у других людей;
•
Решительность;
•
Умение признать свои промахи и ошибки;
•
Способность высоко ценить как самого себя, так и посторонних;
•
Умение принимать себя и других такими, какие они есть;
•
Активное отстаивание своих жизненных позиций.
Эффективные способы повышения самооценки малыша:
1.
Просите совет у своего малыша на равных;
2.
Просите помощи у ребенка на равных;
3.
Взрослым рекомендуется играть роль беспомощного, слабого, беззащитного.
Наказываем без ущерба для самооценки малыша:
Чтобы наказание приносило пользу, необходимо придерживаться таких рекомендаций:
•
Наказания не должны наносить вред здоровью малыша;
•
Если сомневаетесь в целесообразности наказаний – не наказывайте;
•
За один раз можно использовать только один вид наказания;
•
Наказывайте не за счет уменьшения любви к ребенку;
•
Не забирайте подарки с целью наказания;
•
Отменяйте наказание, если малыш в этот день сделал хорошее дело или поступок;
•
Не используйте наказание с опозданием;
•
Если малыш был наказан за проступок, тогда старайтесь не вспоминать о нем;
•
Не унижайте малыша с целью наказания.
Как повысить самооценку?
Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:
- Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
- Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
- Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
- Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
- Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.
Возрастные особенности формирования самооценки
Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее – поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.
Дошкольный возраст
Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.
В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».
Младший школьный возраст
В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.
Младший подростковый возраст
В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.
Старший подростковый возраст
Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.
Этапы формирования самооценки у детей
Психологи выделяют несколько этапов в формировании самооценки в детском возрасте. Они соответствуют возрастным периодам развития детей.
Период младенчества
Первый год жизни ребенка. Малыш полностью зависит от родителей. Что происходит в этот период в его маленькой головке? О чем он думает? Кто он этот пришелец? Активный наблюдатель, впитывающий и усваивающий каждый миг окружающего мира? Ни один психолог не может точно сказать, какие процессы разворачиваются в его мозгах. Пока ребенок не говорит, но он уже сам стремится вступить в общение со взрослыми. Мы не можем знать, как оценивает себя малыш. Но именно в первый год жизни на основе удовлетворения его базисной потребности в безопасности и защищенности у маленького человека формируется доверие или недоверие к окружающему миру, которые он будет нести всю жизнь и, которые в дальнейшем отразятся в его самооценке. К концу первого года жизни ребенок проявляет привязанность не только к матери, но и к окружающим его близким людям.
Не забывайте, что дефицит ласки, внимания, заботы, а также суровое обращение с ребенком рождают в нем чувства отчуждения и недоверия. И это не лучшее условие зарождения адекватной самооценки.
Младший дошкольный возраст(от 1 года до 4 лет)
Раннее детство. Новый и важный этап в жизни маленького человека. Ребенок делает огромные шаги в познании мира. Возникают первые представления о себе. К трем годам у него закладываются основы самосознания. С помощью зеркала ребенок формирует представление о себе, о своей внешности. Он осознает свое «Я» и выдвигает свои первые требования и революционный лозунг: «Я сам!». Вот и первый серьезный кризис трех лет и стремление добиться какой-либо самостоятельности в решении своих детских проблем. Малыш начинает сравнивать себя с другими. Он уже оперирует оценочными понятиями: «Я хороший», «Я плохой». Родители тоже сравнивают свое чадо с другими детьми, оценивают его действия, успехи и неудачи, радуются, а то и печалятся. Так закладывается основа самооценки ребенка. У него появляется потребность в положительной оценке его действий со стороны мамы и папы. В раннем детстве круг общения ребенка еще ограничен родителями и близкими родственниками. Их признания его первых побед и свершений так важны для малыша. И в этот период только родители и только они влияют на формирование самооценки своих чад. Знаете ли вы, что за этот период жизни ребенок осуществляет 90% работы по освоению языка. За эти три года малыш преодолевает половину пути своего психического развития. Только представьте себе: три первые года жизни ребенка равны остальным годам жизни человека. Поэтому правы те психологи, которые утверждают, что воспитывать и развивать дитя нужно до трех лет, но после уже поздно.
— Поощряйте проявления самостоятельности детей, радуйтесь вместе с ними их маленьким победам. Хвалите за успехи, благожелательно указывайте на неудачи, вселяйте надежду на успех. Помогайте преодолевать трудности. Положительно оценивая поведение малыша, те или иные его действия, родители пробуждают в ребенке желание заслужить похвалу.
Старший дошкольный возраст(от 4 до 7 лет)
Ребенок с каждым днем становится самостоятельнее. Круг общения расширяется, отношения усложняются. У него появляются друзья, с которыми он играет в детском саду или во дворе, он ссорится, обменивается с ними игрушками, соревнуется. Это и есть общение. Как говорят психологи, ребенок проходит процесс социализации. Совместные игры и контакты ставят перед ребенком новые и иногда трудные задачи. Он страдает, если с ним не хотят играть. Ведущей деятельностью в эти годы является именно игра: она развивает, обучает и воспитывает. По тому, как ребенок играет, можно многое сказать о нем. Именно игра помогает преодолеть неуверенность, отрицательные эмоции, учит управлять чувствами и справляться со своими страхами. Ребенок стремится к лидерству в игре, но и учится подчиняться. На основе его успешности или не успешности в детском коллективе начинает складываться завышенная или низкая самооценка.
Ребенок уже осознает свое место в семье. Отношение к себе детей старшего дошкольного возраста также складывается из оценок его родителей. Самооценка зависит от того, какие правила проживания в семье установлены для него и как строго родители контролируют их соблюдение: поощряют или только наказывают. Важен для формирования самооценки и стиль отношений родителей и детей, сложившийся в семье. В этот период к влиянию родителей на формирование самооценки у ребенка добавляется оценка тех, кто окружает его вне семьи.
Младший и школьный возраст(7 – 10 лет)
Школьные годы. Они такие разные и каждый не похож на другой год. Сплошное оценивание: поведения, домашних заданий, ответов на уроке. Оценивают все: учителя, родители, друзья и просто знакомые, и совсем незнакомые взрослые. И от этого невозможно отмахнуться. В школьные годы значительно увеличивается количество факторов, которые оказывают влияние на формирование самооценки у ребенка. В возрасте от 9 до 12 лет он имеет уже на все свою особую точку зрения, у него появляется понимание собственной социальной значимости — самооценка. Она развивается благодаря самосознанию и оценкам тех, мнения которых для него значимы в данный момент. У него закрепляется представление о себе, он оценивает свои умения и способности, свои успехи и неудачи. «Почему у меня не получается так, как у Димки? Почему Света так хорошо читает, а у меня все плохо? Почему мне ставят только тройки? Почему все смеются надо мной? Почему меня называют «слабаком»?». Подобные вопросы возникают у многих младших школьников. И переживания, которыми не всегда ребенок делится со своими родителями. Важную роль в этот период для него начинает играть та группа, членом которой он является: класс, какое-то дворовое сообщество. Он отчаянно пытается самоутвердиться, борется за место в группе, за положительную оценку и за уважение своих сверстников и испытывает муки одиночества, если у него нет друзей. Следует отметить, что к концу младшего школьного года завершается развитие самосознания и формирование самооценки.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда ребенок может быть успешным. Не оставляйте его наедине с трудностями. Помогайте. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру не столько в свои способности, но в себя самого, в свои силы.
— Отношения со сверстниками чрезвычайно важны в этом возрасте. Проблем много, и не всегда ребенок способен сам понять их и справиться с ними. Ему нужны мудрый совет и поддержка.
Подросток (11 – 15 лет)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, пережить первую любовь и вселить уверенность в себе, помочь ребенку осознать свою уникальность.
— Учеба – тяжелый труд, и не всегда дети могут быть успешными. Не оставляйте их наедине с трудностями. Всегда отмечайте маленькие удачи и победы, зарождайте веру в свои способности.
Подросток (11 – 15 ЛЕТ)
Самый трудный период детства. Сколько не простых вопросов встают перед ним и проблем, требующих решения. Мнения родителей имеют для него меньшее значение, чем оценка сверстников. Отношения с ними теперь играют для него важную роль. Низкий статус подростка в референтной группе детей и положение отверженного – тяжелое испытание. А это уже особая история: быть одиноким и ненужным среди сверстников. В этот период ребенок эмоционально неустойчив, тревожен и чрезвычайно раним. Замечание по поводу внешности, брошенное походя, может оставить глубокий след на всю жизнь. Любая критика болезненно воспринимается подростком и тяжело переживается. Самовосприятие и самооценка ребенка претерпевают серьезные изменения. Если к 12 годам самооценка стабилизируется, то в 12-14 лет она снижается. В это время общение родителей с подростком нарушается, и отношения нередко характеризуются как состояние вялотекущего конфликта. Они для него часто не являются авторитетом. Подросток пристально вглядывается в себя, как в зеркало, находит множество недостатков. Все плохо! А вот и первая любовь и, связанные с этим чувством, новые переживания и изменения в самооценке, особенно если чувство безответное. «Я – никакой! Меня не за что любить! Зачем жить? Как жить дальше?».
— Оставайтесь для подростка любящим родителем, станьте понимающим другом, способным понять его проблемы. Сохраняйте доверительные отношения. Будьте готовы поддержать его в трудные минуты, вселить уверенность в себя.
Что делать с низкой самооценкой?
Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.
Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:
- Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
- Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
- Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
- Чаще напоминайте, что любите его. Это важно и малышам, и подросткам.
- Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
- Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя. Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.
- https://myintelligentkids.com/kak-povysit-samoocenku-rebenka
- http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/vospitanie_rebenka/o_samoocenke_detej/
- https://1000sovetov.ru/article_kak-formiruetsya-samoocenka-rebenka
- https://doshkolnik.net/stati/normy-samootsenki-doshkolnikov.html
- https://lyubov-semya.ru/samootsenka-rebenka-osobennosti-formirovaniya/
- https://ladycharm.net/2018/10/formirovanie-samoocenki-u-rebenka/
- https://mama66.ru/psyhology-child/samoocenka