Родоначальник метода — американский психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он разработал теорию оперантного научения, которая стала основой поведенческого анализа.
Краткое введение в понятие и основные принципы поведенческого анализа
Поведенческий анализ — важнейшая область психологии, которая изучает действия людей и животных с целью понимания и изменения их поведенческих шаблонов.
Его главные принципы:
1. Позитивное усиление
Этот принцип заключается в том, что действие, которое было укреплено положительным результатом, склонно повторяться. Позитивное усиление представлено наградами, похвалой или другими приятными стимулами. Так, учитель использует позитивную обратную связь и похвалу для поощрения учеников за выполненную работу на уроке.
2. Негативное усиление
Оно подразумевает, что поведение, которое уменьшает негативные последствия, также будет усиливаться. Например, если человек испытывает тревогу перед общением с людьми, он начинает избегать общения и проводить больше времени в одиночестве. Избегание неприятных ситуаций усиливается через негативные поступки и поддерживает тревожные реакции.
3. Наказание
Используется для уменьшения нежелательного поведения. Так, если работник совершает ошибку, компания накладывает на него штраф. Однако важно отметить, что наказание стоит применять правильно, иначе в ответ получите негативные эмоции и агрессию.
4. Обобщение
Такой принцип означает, что реакция, которая укрепилась в одной ситуации, проявится и при других обстоятельствах. Например, если ребенок получает похвалу за правильное поведение дома, он начинает себя так же вести и в образовательном учреждении.
5. Дифференциация
Говорит о том, что различные стимулы вызывают разнообразные реакции. Поэтому важно анализировать контекст и условия, в которых совершаются конкретные поступки. Например, психолог использует дифференцирование для разделения группы студентов на тех, кто проявляет высокий уровень агрессии, и тех, кто не проявляет агрессии. Затем психолог разрабатывает стратегии обучения и коррекции действий для каждой группы студентов.
6. Программирование поведения
Этот принцип подразумевает создание специальных программ для изменения или формирования конкретного поведения. Включает в себя использование различных техник обучения и тренировки. Основы метода помогают понять и изменить поступки и реакции людей и животных, также их применение в таких областях, как образование, психотерапия, маркетинг и управление. Так, знания о поведении потребителей используют для создания маркетинговых кампаний с привлечением внимания потребителей к продукту или услуге.
Методика исследования включает в себя наблюдение за тем, как ведет себя человек, запись данных о его действиях, аналитику полученной информации и разработку стратегий для изменения нежелательных реакций. Наблюдение бывает прямым (когда исследователь непосредственно наблюдает за объектом) или косвенным (когда исследователь собирает информацию о поступках объекта из других источников, например, из интервью или анкет). Для изучения результатов используют такие инструменты, как таблицы наблюдений, графики и диаграммы.
Еще один метод — эксперимент. Как правило, эксперименты проводят для проверки гипотез о причинах и закономерностях поступков. В поведенческом анализе используются как лабораторные, так и полевые эксперименты.
Полевые эксперименты проводят в условиях реальной среды, где исследователь наблюдает за людьми в их естественном окружении. Например, смотрит, как ведут себя покупатели в магазине или пассажиры в дороге.
Лабораторные эксперименты организуют в контролируемой среде, где исследователь управляет всеми обстоятельствами, влияющими на действия подопечных. Например, изучает, как различные виды вознаграждений действуют на поведение крыс в лабиринте.
Оба типа экспериментов значимы для работы, поскольку помогают получить разные виды информации о поведении. При полевых исследованиях изучают поступки в реальных условиях, в лабораториях же за счет контроля ситуации получают более точные результаты.
Еще один метод — опрос, в его рамках исследователь задает вопросы респондентам, чтобы получить информацию об их поведении, мнениях и предпочтениях. Например, эксперт задает вопросы о том, какие товары покупают респонденты, как часто они делают покупки, какие магазины предпочитают и т.д. Полученные данные помогут понять, какие товары наиболее популярны у потребителей, как часто люди ходят в магазины и что именно они выбирают.
Кроме того, аналитики используют информацию для выявления закономерностей и причин поступков с помощью анализа данных, статистических методов и моделей. При этом обрабатывают большие объемы данных, ищут соответствия между различными переменными, опровергают или подтверждают предположения. После обработки данных и построения моделей делают выводы о причинах определенных поступков и рекомендуют стратегии действий на основе полученных результатов.