- Почему профилактика может быть бесполезна
- Виды профилактики
- Первичные методы
- Вторичные методы
- Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?
- Риски
- С какого возраста можно играть на компьютере
- Всегда ли это зависимость? Как не допустить ошибку?
- Причины компьютерной зависимости у детей-школьников
- Признаки компьютерной зависимости у детей
- Особенности отношения детей и компьютера
- К чему приводит неконтролируемая страсть к гаджетам?
- Профилактика и лечение компьютерной зависимости у ребенка
- Выбор компьютерных игр
- Основные симптомы игромана и сетеголика
- Как избавить ребенка-школьника от компьютерной зависимости, а зависимость ли?
- Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера.
- Что влияет на возникновение зависимости у подростков?
- Тест — есть ли зависимость от компьютерных игр у вашего ребенка — какие явные признаки?
- Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста
- Профилактика компьютерной зависимости у детей
- Вред и страшные последствия от компьютерной зависимости
- Зависимость у малышей. С чего все начинается?
- Влияние на детское здоровье
- Влияние на зрение
- Влияние на позвоночник
- Неправильное восприятие мира
- Усталость и переутомление
- Раздражительность и агрессивность
- Не так уж компьютер расширяет кругозор
- Нежелание общаться с реальными людьми
- Воплощение игры в реальность
- Ребенок отдаляется от родителей
- Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.
- Что делать, чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости?
- Как предотвратить компьютерную зависимость у ребенка
- Что делать родителям, если ребенок не может без компьютера?
- Контроль
- Типы игр вызывают компьютерную зависимость
- Ни какой критики
Почему профилактика может быть бесполезна
Проблеме компьютерной зависимости у детей и взрослых не уделяют должного внимания. Это напрямую связано со сложностью определения признаков болезни. Близкие и сами пользователи не сразу замечают сигналы о развитии проблемы, даже если они явно выражены. Плохая осведомленность о симптомах компьютерной зависимости у детей младших классов и подростков приводит к предболезненному состоянию, а обращения к специалисту происходят уже на момент прогрессирующей стадии недуга.
Еще одним фактором неэффективной профилактики зависимости у детей оправданно считают неинформированность о существующих методах борьбы. Само существование проблемы больные и их родственники подтверждают только тогда, когда заболевание уже сформировано, и профилактика компьютерной зависимости не просто неэффективна, а бесполезна.
Компьютерная зависимость чаще всего встречается у детей младших классов, а их родители либо зависимы сами, либо просто не замечают проблем. Они считают, что их ребенок просто в отличие от них показывает чрезвычайные способности и обладает высокими компьютерными знаниями. У детей младших классов проблема игровой зависимости всегда проходит явно, а взрослые умело скрывают влечение к разным типам игр.
Виды профилактики
Компьютерная зависимость еще много лет назад приобрела масштаб социальной проблемы, и Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает ее как один из масштабных недугов человечества. Интернет, масса игр и ресурсов просто манят и не дают развиваться личности.
В зависимости от стадии зависимости определяют и виды профилактики недуга: первичные, вторичные и третичные методики.
Первичные методы
К этим методам относят способы борьбы с развитием патологического состояния игровой привязанности к компьютеру у детей и взрослых. Существует четыре направления для предупреждения зависимости:
- воспитательные работы среди детей и молодежи;
- санитарное воспитание населения;
- общественные мероприятия, связанные с современными компьютерными технологиями;
- административные мероприятия на законодательном уровне.
К первичной профилактике игровой зависимости относят информационную осведомленность населения. Среди молодежи проводят ознакомительные беседы, направленные на информирование о существовании социальной и психологической проблемы, ее признаках и последствиях, к которым может привести зависимость от игр. Вторым шагом осведомления подростков является вербальное общение с целью донести информацию о существовании методов профилактики, предупреждающих зависимость от компьютерных игр.
Среди информационных мероприятий выделяют такие:
- беседы с узкопрофильными специалистами и психологами;
- публикации о компьютерной зависимости в СМИ;
- доведение информации родственниками и близкими;
- телефон доверия.
Совместно с беседами о потенциальной опасности компьютерных игр, у детей на информационном этапе проводятся работы для улучшения отношений между ними. Также рассматривают и больше изучают механизмы игровой зависимости и технологии общения. На этом этапе необходимо показать подростку важность живого общения между людьми.
Эмоции, которые получает человек при обычном общении, всегда ярче компьютерной переписки или компьютерных игр.
Важную роль играет влияние на детей их близких родственников. Существуют программы профилактики компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр, проводимые в школах, университетах и лицеях. Однако они имеют поучительный характер. Для подростка такая форма подачи информации часто бывает неприемлема либо просто не усваивается, как и большая часть учебной программы.
Для того чтобы работа с подрастающим поколением была максимально эффективной, дополнительно проводят информирование о признаках развития компьютерной зависимости и влечения к разным типам игр. Результативность профилактики зависит от наличия или отсутствия игровой зависимости и конкретно ее стадии.
Если признаки еще не начали проявляться, важно их предупредить, но присутствие первых симптомов должно стать сигналом к решительным действиям. К первым проявлениям зависимости относят такие:
- постоянное желание быть у компьютера и неважно, с какой целью;
- обоснованные жалобы окружающих на факт постоянного присутствия у компьютера;
- игнорирование рекомендаций окружающих;
- чрезмерные траты на атрибутику компьютера и расходы, связанные с локальной сетью интернет.
Большую роль в формировании зависимости играют современные программы образования, которые направлены на поиск информации школьниками и студентами с помощью Всемирной паутины.
Несомненно, интернет сегодня заменяет книги, репетиторов и преподавателей. Но здесь главная задача родителей: не допустить злоупотребления этим комфортом. Ребенок таким образом не только не улучшит свои знания, но и может потерять те, что уже получил в школе.
В целях профилактики первичной зависимости также важно разнообразить жизнь человека, свободное время не должно проходить у экрана компьютера. Вокруг столько интересных занятий: это может быть хобби, творчество, спортивные секции для детей младших классов. Такой досуг не только отвлечет от компьютера, но и улучшит здоровье, обогатит внутренний мир любого ребенка.
Еще одним методом профилактики зависимости считают религию и культуру. Духовное воспитание расставляет жизненные приоритеты, оставляя пагубные привязанности позади. Главное в приобщении к религии не лишить человека собственного мнения. Тогда вместо зависимости от компьютера придется лечить психическое расстройство, связанное с полным обращением в веру.
Вторичные методы
Вторичная профилактика направлена на понимание окружающими проблемы, умение распознать зависимость ребенка младших классов и подростка, а также принять это. После беседы на тему профилактики только половина слушателей всерьез задумываться о существовании проблемы. Только повторные обращения будут давать результат. Профилактика вторичного этапа проходит на примере уже зависимых людей.
Главной целью второго этапа профилактики являются повторные информационные, а также наглядные примеры для укрепления полученных знаний в первом этапе.
В большинстве случаев помощь от педагогов или близких уже не дает результатов, а их знаний мало, чтобы убедить подверженного зависимости человека в риске возникновения проблемы. На этом этапе важную роль играет психологическая поддержка. Только специалист может провести конструктивную, а также эффективную работу.
Для взрослого человека обращение к психологу не всегда приемлемо, так как нет признания им проблемы. Здесь необходимы помощь близких людей и рекомендации специалистов. Для школьников младших и старших классов консультации психологов предусмотрены на базе школ или лицеев. Профилактика компьютерной зависимости у подростков является обязательной частью учебного процесса, а рекомендации педагогов просто необходимы на любом этапе.
Ребёнок зависим от компьютера что делать родителям?
Компьютерная зависимость у ребёнка, что делать? Чего Вам точно не нужно делать, так это паниковать и начинать давить на ребёнка в попытке отвадить его от компьютера. Не только в этой, но в любой ситуации такой подход к воспитанию в корне неверен. Успокойтесь и поймите, что борьба с детской компьютерной зависимостью в первую очередь требует от Вас эмоциональной выдержки, терпения и времени. Итак как помочь ребёнку побороть зависимость от компьютера?
- Наверное, Вы будете в шоке, но постарайтесь поиграть вместе с ребёнком. Не нужно непрестанно читать ребёнку лекции о том, что компьютер — это монстр, он очень вреден, сушит мозги и всё в таком духе. Наоборот — разузнайте что за игры у вашего сынишки или дочурки, поиграйте вместе, расположите ребёнка к себе. Во время игры общайтесь, разговаривайте — так вы завоюете утраченную коммуникацию с ребёнком. Ведь именно к этому привело сближение с компьютером вашего ребёнка — желание уединится. Такими методами вы потихоньку разобьёте одиночество и восстановите общение.
- Очень часто дети “уходят с головой в компьютер” именно из-за недостачи внимания, может быть вы совсем не уделяете внимание малышу? Больше общайтесь, мягко расспросите о переживаниях, увлечениях. Проявляйте интерес к жизни ребёнка как можно чаще, дайте понять, что вы любите и заботитесь. Покажите, что реальное общение, забота и любовь здесь в реальном мире, а не в виртуальном.
- Займитесь чем-нибудь физическим с ребёнком, поделайте какие-то поделки, например. Главное, чтобы тема была интересна. Спортивная секция, спортзал, бассейн, танцы, хор. Дайте ребёнку самому показать что ему наиболее интересно. Прививайте вашему чаду хобби, чтобы появились интересы в реальном мире. Покажите, что в реальном мире есть масса интереснейших занятий, которые намного полезнее компьютера. Постепенно ребёнок втянется и это станет интереснее компьютера.
- Добейтесь расположения ребёнка. Если видите, что всё-таки добились расположения, на партнёрских началах договоритесь ограничить время пребывания за компьютером во имя высшей цели — здоровья в первую очередь. Не стоит сразу же устраивать жёсткие ограничения, сокращайте время пребывания за компьютером постепенно.
- Найдите первопричину проблемы. Может быть, что уход в компьютер, это уход от реальности. От реальных проблем: проблем со сверстниками, неудачной первой любви или чего-то ещё? Постарайтесь выявить что не так. И помогите ребёнку как минимум разговором, сочувствием и передачей опыта в ситуации, с которой он столкнулся.
- Ещё раз стоит сделать ударение на том, что методы давления на ребёнка в данном случае, да и вообще в воспитании, чаще имеют полностью противоположный эффект. Не орите, не угрожайте, что разобьёте монитор, выкинете в окно компьютер, выдерните шнур и прочее прочее. На такой подход ребёнок ответит Вам истерикой, обидой и ещё больше замкнётся в себе. Намного эффективнее тактика замещения компьютера более полезными и интересными делами.
Риски
Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:
- нарушенное чувство реальности;
- нарушенное восприятие и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);
- потеря самоконтроля и саморегуляции, возможности руководить своими поступками;
- потеря критического мышления;
- снижение активности и работоспособности;
- проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.
Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.
С какого возраста можно играть на компьютере
Многие родители задают вопросы, с какого возраста можно приучать детей к компьютеру. Надо сразу придерживаться правил. Самое главное, чтобы требования соблюдались обоими родителями.
Сидеть за компьютером разрешается ребенку строго по времени.
- Детям до 3-ех лет гаджеты вообще противопоказаны.
- Малышам 3-его и 4-ого года жизни уже можно заниматься с развивающими программами, но не более 40-45 минут в день.
- 5-7 летним детям можно разрешить пользоваться компьютером чуть больше 1-ого часа- 1 час 15 минут.
- Детям 7-9 лет – 1,5 часа, а с 10- летним – не более 2-ух часов в день.
Нельзя забывать главное правило — через 20 минут делать паузы по 20-30 секунд. Это также является профилактикой близорукости. Когда наступает пауза, не надо сидеть на месте, а надо походить по комнате, посмотреть вдаль, желательно на что-то зелёное, например, листву деревьев.
Всегда ли это зависимость? Как не допустить ошибку?
У всего есть обратная сторона. Вот и компьютерная зависимость может оказаться не такой опасной. Ведь Интернет – это не хорошо и не плохо. Важно лишь то, как его использовать. Особенно осторожными следует быть родителям, чтобы не попутать зависимость с увлечением.
Если ребенок часто проводит время за компьютером, поинтересуйтесь у него, что он обычно делает. Может, он страстно увлечен программированием, дизайном и другими полезными навыками. Или долгое время делает школьный проект, учиться создавать презентации, обрабатывает фотографии. Может быть, он играет в полезные игры, которые развивают эрудицию, память и мышление.
Не стоит хвататься за голову, когда ребенок, сидя за монитором, один раз забыл поужинать. Или был так увлечен, что не услышал вашей просьбы убраться в комнате. Не кричите, что у него на уме одни гаджеты. Это не приведет к желаемому результату, а испортит настроение вам обоим.
Когда возникает подозрение и опасение за здоровье любимого чада, следует успокоиться, грамотно вникнуть в ситуацию. Расспросите ребенка о его занятиях. Если все окажется не так страшно и ребенок занимается полезными вещами, просто договоритесь, чтобы он не забывал кушать и отдыхать. И обязательно показал вам конечные результаты своей деятельности!
Причины компьютерной зависимости у детей-школьников
У школьников младшего школьного возраста в основном в общении с компьютерами ещё котируются все те принципы, которые относятся к младшим детям, но уже появляются нюансы. Дети общаются между собой, делятся информацией просмотра того или иного, формируют интересы друг друга.
С одной стороны ребёнок становится более самостоятельным, а с другой стороны ширится и его любопытство. В это время задача, чтобы ребёнок был защищён, а просматриваемый контент был пригоден и не нёс с собой явно деструктивного материала, становится особенно приоритетной для родителя. Плюс важно помнить о том, что ребёнок подвержен перенапряжению в связи с нагрузками в школе и часто ещё до кучи в дополнительных секциях и кружках.
Однако не спешите причислять компьютер только лишь к источнику дополнительной нагрузки и упразднять его по этой причине. Здесь вопрос баланса уделяемого ему времени тоже находится в приоритете.
Дело в том, что компьютер для подросшего уже ребёнка является зоной его собственного контроля. Пусть и отведённое время, но он живёт и управляет этой реальностью, это то, что ему подвластно и важность этого момента глобальна.
Признаки компьютерной зависимости у детей
Как родители могут понять, что у ребенка развивается компьютерная зависимость? Здесь выделяют такие признаки:
- Повышение настроения при виде компьютера, а также эйфорический настрой после контакта с ним.
- Агрессивное настроение при отвлечении ребенка от компьютера.
- Резкое падение успеваемости, обучаемости ребенка.
- Потеря чувства времени, когда чадо готово сидеть за компьютером хоть целые сутки, не обращая внимания на то, что за окном уже наступила ночь.
- Трата денег на то, чтобы посидеть за компьютером, поиграть в любимую игру, например, в компьютерном клубе.
- Предвкушение того, что ребенок сейчас посидит за компьютером. Его мысли затмеваются думами о том, что он будет делать, когда окажется в виртуальном мире.
- Нарушение режима питания. Малыш отказывается от еды, кушает по-быстрому, пьет кофе, чтобы просидеть еще больше времени за компьютером.
- Сужение круга интересов. Ребенок перестает интересоваться еще чем-либо, прежние хобби его уже не радуют.
- Разговоры о компьютерах. Ребенок уже ни о чем не говорит, кроме как о компьютерных играх, форумах и т. д.
- Потеря контактов с другими детьми. Ребенок перестает общаться с другими детками, теряет с ними связь.
- Развитие агрессивности и раздражительности. Особенно данные качества проявляются, когда ребенок не может посидеть за компьютером либо его отвлекают от его занятий.
- Потеря интереса к общению с реальными людьми. Ребенок не только теряет друзей, но и перестает общаться с родственниками.
Зависимость проявляется не только в том, что ребенок целыми днями сидит за компьютером, но и в том, что он становится очень агрессивным, когда его отвлекают от его техники. Если ребенка невозможно оторвать от компьютера, что сопровождается истериками и капризами, значит, он зависим.
перейти
Особенности отношения детей и компьютера
Интересный факт – компьютерной зависимости подвержены мальчики в возрасте от 12 до 15 лет. Многие взрослые согласятся с данным утверждением.
Следовательно, игровая зависимость присуща всем возрастам (классический пример – борьба с играми «офисного планктона» на работе), но у детей пристрастие к играм и интернету имеет ряд особенностей, которые увеличивают риск зависимости. Прежде чем рассказать о борьбе с игроманией, необходимо поведать о них.
Современные ребята – родившиеся после 2001 года – относятся к условному «Поколению Z». Их окружали гаджеты практически с рождения, и это факт, который стоит принять. Молодежь с телефоном или планшетом в руках может читать Толстого или смотреть образовательный фильм – им так удобнее, чем тащиться в библиотеку за бумажной книгой или отбивать телевизор у бабушки.
Однако использование планшета в качестве книги или телевизора формирует «клиповое мышление» — дети усваивают информацию поверхностно, перескакивают с темы на тему, «растекаются мыслью по древу». Эффективным способом справиться с клиповым мышлением становится метод Помидора – выполнение однообразного действия – чтение или просмотр в течение 25 минут, короткий отдых, продолжение работы. Так ваши дочь или сын научатся контролировать и ценить свое время.
Вторая особенность поколения Z – это тотальная отчужденность. Интернет заполнен ностальгией взрослых по временам без компьютера, когда они сутками пропадали во дворах. Но надо понимать, что в условиях современного мегаполиса нет той атмосферы дружелюбия. Улица для подростка, особенно живущего в каком-нибудь районе панельных новостроек, — это враждебный мир, наполненный хулиганами и преступниками. Ему проще найти друзей по интересам в Сети.
Отчужденность возникает и в школе. Непонимание одноклассников, культ потребления, где лучшим считают не талантливого или способного подростка, а того, кто купил оригинальный «хайповый шмот», также толкают детей в виртуальный мир.
Наконец, отчужденность проявляется в семье. Взрослые, занятые работой, часто забывают про детей. Бывает, наоборот, дотошные родители тянут их в свой мир с дачей и сериалами, который не менее чужд впечатлительной и поэтической натуре.
К чему приводит неконтролируемая страсть к гаджетам?
У настоящей компьютерной зависимости есть ряд абсолютно предсказуемых последствий:
- снижение зрения;
- ожирение, возникающее из-за привычки поедать за монитором все съестное, что находится в пределах досягаемости;
- проблемы со сном, ведь дети проводят возле экранов даже время, отведенное на сон;
- проблемы с памятью и вниманием, как следствие бессонницы;
- отсутствие социальных контактов со сверстниками и взрослыми приводит к одиночеству, замкнутости, неумению взаимодействовать с окружающими;
Такие изменения могут повлиять на всю дальнейшую жизнь еще не сформировавшегося человека и привести к серьезным нарушениям психики (провалы в памяти, аутизм, шизофрения).
Профилактика и лечение компьютерной зависимости у ребенка
Если лечение своими силами не помогает, тогда нужно обратиться за помощью к специалистам. А лучше проводить профилактику компьютерной зависимости у ребенка, чтобы не приходилось с ней бороться.
перейти
Выбор компьютерных игр
При выборе компьютерных игр каждый родитель должен улавливать тонкую грань между вредом и пользой компьютерных игр. Поэтому, выбирать и покупать компьютерные игры надо не только по внешней упаковке. И не предоставлять полную свободу выбора самим детям.
Просто вместе с ребенком купить, потом вместе с ребенком ознакомиться с игрой, а затем уже дать возможность ребенку поиграть в неё. Так вы обезопасите ребенка от ненужной негативной информации и будете точно знать, в какие игры играет ваш ребенок.
Нельзя забывать об индивидуальных особенностях своего ребенка. Если ваш ребенок чересчур восприимчивый, то он может перенести увиденные события в реальный мир. Это может отозваться агрессивными реакциями в отношениях с окружающими людьми, кошмарами по ночам, замкнутостью.
Предпочтение надо отдавать играм, которые развивают ребенка, учат его добру, хорошим манерам, прививают социально значимые умения и навыки. Предварительно обсудите с малышом игру, порассуждайте, для чего нужна та или иная игра, почему в неё полезно поиграть.
Так вы дадите понять своему ребенку, что вам не все равно, как он проводит свободное время, вам тоже интересен его внутренний мир. Занимаясь одним делом, вы будете на «одной волне» с ребенком. Это придаст вашему ребенку уверенности, что он нужен родителям.
Чтобы быть до конца уверенным в том, что смотрит ваш ребенок, в какие игры играет, а также ограничить время провождения за компьютером, необходима установка специальных сетевых фильтров и специализированного программного обеспечения. Оно позволит вести контроль и регламентировать сидение ребенка за компьютером.
Основные симптомы игромана и сетеголика
Родителям знакома картина – дитя уставилось в экран планшета или компьютера, игнорируя окружающий мир. Откликается после громкого крика, сильно раздражаясь. Гаджеты предпочитает телевизору, книгам, «традиционным» игрушкам.
Раньше компьютерной зависимостью считалось препровождение за экраном более одного-двух часов. Ныне постоянное времяпрепровождение в виртуальном пространстве стало нормой. Где найти хрупкую грань между адекватным использованием компьютера и пристрастием?
Психологи выделяют десять признаков компьютерной зависимости у детей.
- Неспособность использовать компьютер во временных пределах, установленными родителями. Попытка оторвать чадо от любимого гаджета заканчивается скандалом. Некоторые игроманы, лишившись игры, закатывают истерики. Появление смартфонов и планшетов значительно усложнило контроль.
- Ребенок постоянно ищет гаджет, оснащенный функцией интернет-связи. Если родитель ограничивает доступ к основному компьютеру, то используется телефон или планшет. Нужда в интернете связана чаще с зависимостью от соцсетей. Но иногда молодежь, чтоб отвлечься от окружающих проблем, может уйти в бесконечный веб-серфинг.
- Предпочтение компьютера родным, близким, друзьям… Юному игроману становятся неинтересны семейные мероприятия, исчезает интерес к прогулкам. Однако это часто оказывается своеобразной реакцией на внешние проблемы. Травля одноклассниками в школе, отсутствие общего языка с родителями, сложности в общении со сверстниками приводят к тому, что становится проще уйти в виртуальный мир.
- Отказ от обязанностей, начиная от домашней работы (мытья посуды, приготовления пищи, уборки, помощи взрослым) и кончая гигиеной. Виртуальная реальность занимает все больше времени. Остальное отходит на второй план. Заядлого игромана отличает затрапезный внешний вид – мятая одежда, сальные волосы, прыщи.
- Невозможность отказаться от телефона даже во время приема пищи или купания в ванной.
- Общение происходит преимущественно в сети. Этот симптом схож со третьим – так как сигнализирует, что вашему сыну или дочке сложно освоиться в обществе сверстников.
- Пренебрежение учебой, спортом, творчеством. Игра или интернет вытесняют школьные обязанности. Нет силы воли на дело, где нужно усилие воли. Прогулы в школе, пропуски тренировок — тревожный сигнал.
- Лишившись всех гаджетов, ваш сын или дочь не знают, чем заняться, и впадают в ступор, который сменяется апатией и нежеланием заниматься чем-либо вообще.
- Лишившись гаджетов, ребенок становится агрессивным и раздражительным – продолжается открытая конфронтация с родителями.
- Ребенок не рассказывает о том, чем он занимается в виртуальном пространстве. Этот симптом можно счесть исключением – скрытность характерна для подростков и не является признаком тяжелой зависимости, хотя и указывает на возникновение проблем, но уже иного типа.
Как избавить ребенка-школьника от компьютерной зависимости, а зависимость ли?
Как преобразовывать создавшуюся ситуацию, думаю, логично произрастает из вышесказанного. Дать возможность ребёнку жить не вашими нереализованными амбициями, а своей жизнью. Упразднить всё наносное в его повседневности.
Чётко видеть границу между его реальными потребностями. Стремлениями его Души, и порождением своих страхов. Что-то вроде «Станет ли он хорошим человеком, если перестанет ходить в художку? Не ступит ли он на скользкий путьнереализованности?»
Как физиологически происходит формирование зависимости от компьютера.
По сути всё происходит по тому же принципу, что зависимость от азартных игр. В мозгу у человека есть область мозга, которая отвечает за удовольствие. Опыты на животных показали, что стимуляция этого отдела мозга приводит к тому, что несчастное животное умирает от удовольствия в буквальном смысле. Так как все другие потребности в мозгу атрофируются.
Также и человек забывает обо всём что вокруг него происходит, сконцентрировавшись только на игре. Если у человека, тем более ребёнка, компьютерная зависимость, то он подсознательно будет избегать даже употребления пищи в угоду удовольствию от игры. В конце концов это приводит к смерти от истощения.
Что влияет на возникновение зависимости у подростков?
У большинства старших школьников очень насыщенная, сложная программа обучения. О чем не все родители даже догадываются. Им неведомо скольким стрессам подвергается их ребенок в течение одного дня. Иногда, родители даже обесценивают подростковые проблемы, не воспринимая их всерьез. В этом возрасте появляются проблемы в отношениях с противоположным полом, первые симпатии. Не всем подросткам удается самостоятельно справится с навалившимися трудностями. И если у старшего школьника не выстроены доверительные отношения с родными, то велика вероятность, что он начнет искать понимания у своего электронного друга.
Причины, по которым дети 11-15 лет попадают под влияние гаджетов:
- чрезмерные нагрузки в школе;
- недоверие к родителям и убежденность, что они не смогут понять их трудностей;
- конфликты со сверстниками или в семье;
- отсутствие настоящих друзей;
- недоверие к окружающему миру;
- страх будущего.
Это самый опасный период. Изменения, которые произойдут в это время, могут стать необратимыми.
Тест — есть ли зависимость от компьютерных игр у вашего ребенка — какие явные признаки?
Лакмусовой бумажкой зависимости в этом случае служит вопрос:
«Что бы ты делал, если бы тебе никуда не нужно было идти, и не нужно было бы ничего делать?»
Ответ:
«Сидел бы вечно за компом или планшетом»
и мечтательно прикрытые при этом глаза, обрисовывают ситуацию как нельзя лучше.
Однако не стоит спешить. Однозначно назначать компь
Однако не стоит спешить. Однозначно назначать компьютер и его производные гаджеты цитаделью мирового зла.
Сегодня мы разберёмся с вопросами:
- Когда дети реально зависимы от компьютера.
- Обозначим нюансы каждого детского возрастного периода.
- Выясним причины зависимости от компьютерных игр у детей.
- И поймём, что ничего неисправимого и однозначно достойного паники в этом вопросе нет.
Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста
Имеются в виду однозначно все дети дошкольного возраста. Которые уже научились сидеть, стоять, тыкать пальчиками и смотреть. И, кстати, совсем не факт, что научились говорить.
Нередки случаи, когда расстаться с планшетом ни в какую не желают уже двухлетки. Однако ребёнка ли это выбор? Очень частой во многих семьях бывает картина, когда планшет или смартфон для маленького человечка родителями используется и как способ развлечь его. Или как способ накормить. Как способ успокоить, устранить, чтобы не мешал.
Дети склонны одушевлять всё, что видят вокруг.Не соит удивляться тому, что как верного друга и «существо», которое иной раз и «посильнее» родителей, ребёнок воспринимает именно гаджет. Здесь огромное значение имеют два момента, которые сейчас подробно и разберём.
Профилактика компьютерной зависимости у детей
Первоочередным пунктом, формирующим отношение к действительности, является помощь родителя. Родитель именно в этом самом нежном возрасте и закладывает базис. Он прививает ребёнку любовь к жизни в её живом проявлении.
Дети познают мир через родителей. Именно родители формируют мировоззрение ребёнка. Его неосознаваемое, безусловное отношение к чему либо в дальнейшем. Хоть подчас эту роль пытаются повесить на детский сад, на обучающие развлекательные курсы или приходящих родственников.
Дети копируют отношение родителей к жизни. Если родителям скучно наедине с самими собой, скучно друг с другом, они не могут придумать себе занятие, кроме как самим вперить глаза в монитор ПК или экран смартфона или ТВ, то ожидать другого от ребёнка просто глупо.
Что-то сродни чёрному сарказму, когда папа выпивает рюмку за здоровье ребёночка, а ему говорит, ты, мол, не пей, это яд.
Вред и страшные последствия от компьютерной зависимости
Да, компьютерная жизнь имеет свойство затягивать, особенно самых маленьких. С возрастом у человека появляется внутренняя ответственность и развивается критическое мышление, они помогают в том, чтобы уйти из-за ПК в случае усталости или желания переключиться.
Но у детей компьютерная зависимость ничем не контролируется и не сдерживается. Перенапряжение не осознаваемо. Передоз приводит к психическому искажению. Той силой, которая будет сохранять баланс между интересным и полезным, должен стать родитель.
Только родитель должен быть родителем и руководствующей доброй силой во благо, он не должен становиться в позицию управляемого ребёнка. Родитель – главный, он решает, и это непререкаемо, с ребёнком ролями меняться не следует.
Зависимость у малышей. С чего все начинается?
По исследованиям детских психологов, еще 10 лет назад средний возраст ребенка зависимого от компьютера, составлял 10-12 лет. Сейчас, первые признаки зависимости появляются уже в дошкольном возрасте. А главными виновниками такой ситуации являются, как это ни удивительно, сами родители. Именно они поощряют увлечение маленьких детей гаджетами.
Все начинается с родительской усталости и нежелания заниматься развитием и образованием собственных чад. Согласитесь, что гораздо проще вложить телефон в маленькую детскую ладошку и спокойно заниматься своими делами, пока малыш пребывает во власти разноцветных картинок, сомнительных мультфильмов или различных игрушек. Данные ситуации можно наблюдать везде. И самим родителям очень нравится такое положение дел: ребенок что-то делает, находится в поле зрения, не подвергает себя физической опасности, не мешает взрослым общаться или работать. Удобно? Несомненно! Но чем опасно такое родительское поведение?
Маленькие дети в возрасте 2-5 лет способны самостоятельно найти видео в родительском телефоне. Но у них еще не сформировалось мышление, избирательность и предпочтения. Они формируются как раз под воздействием той информации, которую ребенок «впитывает» из окружающего мира. Если кроме телефона или планшета у малыша нет других источников познания, то фундамент личности маленького человека составит именно то, что он увидит в телефоне, телевизоре, планшете. А значит, родители почти не смогут повлиять на становление своего ребенка и его личностных качеств. Хорошо ли это?
Влияние на детское здоровье
Родителям необходимо знать, как влияет компьютерная зависимость у детей на организм.
Влияние на зрение
Глаза всегда напряжены, развивается близорукость, сухость, ощущение песка в глазах. Возникают внешние проявления – глаза краснеют и припухают. Постоянное воздействие компьютерного экрана отнимает у ребёнка зрение, ему приходиться выписывать очки уже в начальной школе.
Влияние на позвоночник
Чрезмерное напряжение спины при сидении за компьютером не позволяет позвоночнику правильно держать форму, поэтому он искривляется, развиваются шейный хондроз и сутулость. Следствие этого — боли в шейной части и в спине. Из-за нарушения кровообращения мозга при шейном хондрозе начинает болеть голова.
Неправильное восприятие мира
Путем познания окружающего мира у малыша развивается восприятие, речь, внимание, память, речь, воображение, тактильные ощущения, двигательная активность — все психические и физические процессы. Они крайне необходимы для его полноценного развития.
Когда же ребенок знакомиться с новым миром через компьютер, он лишен многих радостей познания, общения со сверстниками.
Малыш не имеет возможности узнать, что происходит вокруг него, путем собственных открытий.
Он знает лишь тот мир, который «преподносит» ему компьютер, понятный и предсказуемый, в котором, не напрягаясь, по щелчку, можно получить практически всё. Поэтому мир там, в компьютере, становится более реальным, чем тот, в котором он находится.
Усталость и переутомление
При долгом нахождении за компьютером, снижается иммунитет ребёнка, от кислородного голодания страдает головной мозг, сердечно-сосудистая система. Сидячий образ жизни влияет на суставы, мышечную систему.
Из-за неправильного обмена веществ могут развиться ожирение, сахарный диабет, сбои в гормональной системе. Все эти нарушения, недостаточное время на отдых и сон, хроническая усталость, переутомление являются причинами того, что весь организм приходит в состояние полного истощения.
Раздражительность и агрессивность
При компьютерной зависимости у детей появляется повышенная возбудимость, резкая смена настроения, немотивированная агрессия при попытке отнять «любимую игрушку» — компьютер.
Играя в игры, подросток теряет чувство реальности, они для него становятся той реальностью, в которой он может действовать безнаказанно. Особенно это ярко проявляется в подростковом периоде, когда подросток ищет себя, строит отношения с противоположным полом и сверстниками.
Любая неудача, критика может отвернуть подростка от реальности, погрузить его в нереальный мир, где его понимают и принимают. Из-за искажения восприятия действительности дети не способны усваивать социальные роли, происходит нарушение социализации.
Не так уж компьютер расширяет кругозор
Многие считают, что для саморазвития и расширения кругозора, нельзя обойтись без компьютера. Существует много развивающих программ для детей, но чаще всего родители ещё в раннем возрасте формируют привычку не развиваться, а развлекать себя, играя в компьютерные игры.
Книги, энциклопедии, научно-популярные фильмы, поисковая деятельность — вот что является лучшим источником расширения кругозора, а компьютерные игры должны играть роль дополнительного средства изучения окружающего мира.
Нежелание общаться с реальными людьми
Общение в интернете ведёт к трудностям в действительности, так как подросток не может завести знакомства, не может рассказать о своих проблемах, сторонясь насмешек от сверстников и порицания от взрослых. А там, на просторах интернета, он может не бояться быть свободным, может говорить на разные темы.
Постепенно у ребенка появляется уверенность, что истинные друзья и настоящее общение там, а тут – жалкая имитация. Результат ясен — уход от общения с реальными людьми.
Воплощение игры в реальность
Играя в ту или иную игру на компьютере, подросток воспринимает мир с позиции героя, который находится по ту сторону экрана. Он полностью «выпадает» из реальной действительности, сюжеты игр автоматически переходят в жизнь, которая находится вокруг него.
Поэтому влияние компьютера на детей очевидно. Они начинают путаться в реальном и несуществующем мире, замыкаются в себе, становятся эмоционально холодными, отстраненными, не способными отвечать за свои поступки, общаться с взрослыми и своими сверстниками.
Ребенок отдаляется от родителей
Проводя много времени за компьютерными играми, дети не могут понять своих родителей, которые мешают им достигать все больших и больших высот в игре. Родители, обнаружив у своих детей зависимость от компьютерных игр, пытаются отвлечь их любыми способами, иногда не правомерными. Между ними растет пропасть непонимания.
Чем больше родители требуют от детей, не разобравшись в причинах, тем дальше углубляются они в игру, уходя от реальности. Ведь зависимость от компьютера чаще появляется у тех эмоционально неблагополучных ребят, у которых происходят конфликты в семье или в школе.
Интернет и компьютерная зависимость у детей, признаки зависимости.
Эта реальная болезнь сегодня опаснее чем кажется и поражает именно молодых. Понятно, что это вовсе не инфекция, но скорость распространения по планете происходит именно с такой скоростью. Чтобы понимать всю серьёзность ситуации, вспомните события по всему миру связанные с детьми за компьютером, которые увлеклись настолько что умерли от истощения организма.
Специалисты борющиеся с данной проблемой утверждают, что вероятность стать зависимым увеличивается у людей, которые проводят за компьютеров более двух часов в сутки. Для борьбы с компьютерной зависимостью у детей, необходим комплексный подход.
Очень важно своевременно выявить зачатки зависимости ребёнка от компьютера. Ведь чем раньше вы обнаружите проблему, тем легче будет её решить. Итак самые основные пункты, как выявить компьютерную зависимость у ребёнка:
- Конечно в первую очередь — это слишком длительное пребывание за компьютером: в соцсетях, за компьютерной игрой или просто слоняясь по всемирной паутине. Как правило тревогу нужно бить, если ребёнок проводит больше 4х часов за компьютером и его это совсем не напрягает.
- Забывчивость и игнорирование. Вплоть до того, что ребёнок может забыть поесть, к примеру, или проигнорировать просьбы родителей о помощи по дому.
- Нервное отрицание и отказ. Отказ от обязанностей, отказ от еды, от общения.
- Резкая смена эмоционального состояния. Радость сменяется разочарованием, беспричинным горем или чувством вины. Хотя, для ребёнка, конечно, такая “депрессия” не будет, на его взгляд,беспричинной. Угнетённое состояние может быть связано с неудачной попыткой пройти очередной уровень в компьютерной игре. Погружение в виртуальную среду для ребёнка происходит настолько глубоко, что даже отойдя от монитора, он будет испытывать чувство разочарования.
- Нарушение коммуникативных навыков . Компьютерная зависимость у детей приводит к тому, что ваше чадо замыкается в себе и полностью избегает общения со сверстниками, или максимально ограничивает общение, предпочитая “общение” с компьютером.
- Пассивность к окружающему миру во время нахождения за компьютером и не только.
- Агрессия. Самый главный симптом, который наблюдается у всех детей зависимых от компьютера — это резко агрессивная реакция на попытки прекратить пребывание за компьютером. Конечно, если вы целенаправленно не раздражаете ребёнка, угрожая выключить компьютер посреди разгоревшейся баталии на мониторе. Лучше поставьте ребёнку рамки, например временные, через столько-то времени компьютер должен быть выключен и соблюдайте обещанное.
Не малоизвестная и печальная всем ситуация тяжёлой зависимости:
Что делать, чтобы уберечь ребенка от компьютерной зависимости?
Основная задача родителя малыша-дошкольника, это помочь ему правильно расставить приоритеты. Помочь ему выработать вкус к ощущению себя частью живой подвижной жизни. Занять его глазки и ушки тем, что считаете важным.
Если этого не сделаете вы, то за вас это непременно сделает кто-то другой. Например герой мультфильма с вовсе не всегда качественными взглядами на жизнь. Современные мультфильмы не всегда изобилуют нравственностью.
Или обитатель какого-нибудь канала ютуб. Где гарантий высокой морали ещё меньше. А вы потом будете хвататься за голову, мол «откуда что берётся?!»
В будущем ребёнок должен обрести психологическую зрелость для того, чтобы отвести компьютеру в своей жизни определённую нишу. Не дать ему возможности заменить всю жизнь. Но для этого у ребёнка должна развиться жажда живых событий. Позитивное участие в этом родителей приоритетно.
Вместе гулять, кататься с горки, ездить в поездки. Разводить костёр, смотреть на звёзды, вырезать печенье из теста. Бегать по лужам, читать сказки, рисовать рожицы мандаринкам. Собирать осенние букеты из листьев, дёргать за мокрые ветки деревьев, чтобы дождинки такие – фррр! – и брызги вокруг.
Как предотвратить компьютерную зависимость у ребенка
Вам должно быть дело до вашего ребёнка Основные свои впечатления о том, как прекрасна жизнь, он должен собирать не из движения пикселей на мониторе, а из вашей радости совместного времяпрепровождения с ним. Тогда именно живая жизнь станет приоритетом в выборе, а компьютерный гаджет ребёнок будет воспринимать по остаточному принципу.
Ваша радость и ваше удовольствие здесь являются ключевыми. Если всё это делать из состояния повинности и выражать при этом всем своим видом «о, боже, ну чего ты навязался». То тогда может гаджет и вправду лучше, он по крайней мере не транслирует убийственный негатив.
Что делать родителям, если ребенок не может без компьютера?
Контроль
Первый шаг к успеху начинается с контроля над действиями ребенка. Нельзя думать, что рано или поздно ребенок сам откажется от компьютерных игр. Во избежание конфликтных ситуаций, время игр должно быть заранее согласовано с ребенком. А поскольку он начнет выпрашивать дополнительное время для игр, то этим соглашением можно оперировать.
Психологи утверждают, что в возрасте до 7 лет, за компьютером можно проводить время не более 20 минут, два раза в день. До 10 лет время увеличивается до получаса. До 15 лет – один час.
Выбирая игры, надо учитывать соответствие с возрастом. А когда время игрового сеанса заканчивается, ребенок не должен сидеть без дела. Самая большая ошибка родителей, предлагать некую награду в виде игр за компьютером, за выполнение какого-нибудь поручения.
Типы игр вызывают компьютерную зависимость
Компьютерные игры подразделяются на жанры. Каждый жанр по-своему влияет на психику ребенка. Так называемые «стрелялки» — считаются самыми зависимыми и опасными. Второе место занимают ролевые игры, третье – онлайн ММОРПГ. Кстати, многие папы сами подсаживают своих детей на зависимость. Сначала они просят помочь пройти квест, поскольку у детей реакция лучше, потом другой и так далее. Менее опасные игры – стратегические, аркады, головоломки.
style=”display:block; text-align:center;”
data-ad-layout=”in-article”
data-ad-format=”fluid”
data-ad-client=”ca-pub-3158720937153219″
data-ad-slot=”2288019166″>
Важно контролировать и качество игры и время за компьютером. Все игры с элементами насилия должны быть исключены. Именно этот жанр вызывает болезненную зависимость. А вот в игры на мышление или логику можно играть чуть больше положенного.
Ни какой критики
Нельзя ребенка критиковать и запрещать играть в компьютер. Ни какой угрозы и шантажа. Нельзя настраивать ребенка против родителей, это вызовет только агрессивный настрой. Задача мамы и папы абсолютно противоположная – выработать доверительные отношения. Самое лучшее это когда один из родителей попробует разделить с ним увлечение. А когда ребенок поймет что рядом с ним единомышленник, то он начнет прислушиваться к советам и рекомендациям.
- https://receptdolgolet.ru/profilaktika/kompyuternoj-zavisimosti.html
- https://all-mama.com/kompyuternaya-zavisimost-u-detej/
- https://psychologist.tips/2811-kompyuternaya-zavisimost-u-podrostkov-i-detej-priznaki-kak-borotsya-profilaktika.html
- https://podrastu.ru/kompyuter-rebenok/kompyuternaya-zavisimost.html
- https://motivacii-net.ru/kompjuternaja-zavisimost-u-detej-i-podrostkov-sovety-psihologa/
- https://manoiloksana.ru/zavisimost-ot-kompyuternyh-igr-u-detej/
- http://PsyMedCare.ru/kompyuternaya-zavisimost-detey
- https://pups.su/psihologiya/kompyuternaya-zavisimost.html
- https://www.burn-soft.ru/zdorove-i-komyuter/kompyuternaya-zavisimost-u-detej-sovety-psixologa.html