Изотерапия: цели и задачи, примеры упражнений для детей и взрослых

Содержание
  1. Что это такое
  2. Как это работает
  3. Из истории
  4. Цели и задачи
  5. Основные принципы
  6. Виды и формы
  7. На практике
  8. Для дошкольников
  9. Для детей с ОВЗ
  10. Для школьников
  11. Для взрослых
  12. Методы изотерапии
  13. Примеры игр и упражнений
  14. Изотерапия
  15. Песочная терапия
  16. Разновидности арт-терапии для дошкольников
  17. Изотерапия
  18. Монотипия
  19. Каракули
  20. Песочница
  21. Музыкотерапия
  22. Танцевальная терапия
  23. Сказки
  24. Игротерапия
  25. Каким пациентам может понадобиться коррекция арт-терапией
  26. Занятия изотерапии для инвалидов
  27. Решаемые детские проблемы
  28. Условия участия в конкурсе
  29. Метод изотерапия, каким детям поможет изотерапия?
  30. Стартует новый конкурс!
  31. О пользе терапии для дошкольников
  32. Видео: мастер класс по изотерапии
  33. Необходимые материалы
  34. Какие детские проблемы поможет решить техника изотерапии?
  35. Занятия изотерапией с детьми
  36. Организация занятия
  37. Арт-терапия для подростков
  38. Значение арт-терапии для подросткового возраста
  39. Формы работы с подростками
  40. Упражнения для групповой работы
  41. Сотворение мира
  42. Настроение
  43. Программа изотерапии:
  44. для дошкольников
  45. для младших школьников
  46. для взрослых
  47. для подростков
  48. для пожилых людей

Что это такое

В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии), так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Как это работает

В психологии есть понятие «сверхконтроля» — это та часть сознания, которая подвергает цензуре все мыслительные формы. Именно из-за него мы говорим вслух далеко не всё, о чём думаем. Но он совершенно бессилен перед образами, в частности — которые создаются в процессе рисования. Поэтому, внимательно изучив то, что человек изобразил, психологи способны понять, что на самом деле происходит с ним и как ему можно помочь. Иногда бывает достаточно просто акта выплёскивания наружу того, что накопилось внутри, — и уже становится легче без привлечения дополнительных терапевтических методик.

Из истории

Первые отсылки к изотерапии относятся к концу XIX века, когда ещё даже термина такого не существовало. В записях доктора одной из французских клиник для душевнобольных описывается, как его пациенты любили рисовать во время обострения своих заболеваний и бросали это дело, как только шли на поправку. Эти идеи были подхвачены психиатром М. Симоном и судебным медиком А. Ардье, которые стали использовать рисунки для уточнения диагнозов психически нездоровых людей. Многие считают именно их настоящими основоположниками данного направления в психотерапии.

Сам термин впервые употребил Эдриан Кит Грэм Хилл — английский художник, педагог, арт-терапевт, достаточно популярный телеведущий. Закончив Школу искусств, пройдя Первую Мировую войну, в 1938 году он оказался в туберкулёзном диспансере. Именно там, наблюдая за больными, он сделал вывод, что болезнь ищет выход наружу через рисунки. После Второй Мировой он стал активно внедрять арт-терапию в психологию и психотерапию. Изобразительное искусство успешно применяли в работе с детьми, прошедшими ужасы нацистских концлагерей.

Методика стала невероятно популярной и оформилась в отдельное, самостоятельное направление. Идею подхватили такие известнейшие в то время психологи, как К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу. Все они сходились во мнении, что каждый человек непроизвольно сдерживает в себе способности, которые необходимо освободить для успешной самореализации, и одним из самых эффективных способов для этого они считали именно изотерапию.

Цели и задачи

Основная цель изотерапии — извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

Пример. Родители привели на приём девочку, страдающую заниженной самооценкой, множеством комплексов, социально неадаптированную. При этом когнитивные способности (мышление, память, воображение) были на соответствующем её возрасту уровне. Когда на занятиях с ней была применена изотерапия, психолог заметил на всех рисунках одну и ту же деталь — кошку. Причём она всегда изображалась чёрной, страшной, большой и злой. При разговоре с родителями выяснилось, что в доме животных никогда не было. В процессе дальнейшей работы с ребёнком вскрылось, что проблема — в не сложившихся отношениях с первой учительницей, обладавшей авторитарным стилем преподавания и тем самым подавлявшей девочку. Её фамилия была — Кошкина.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
  • выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
  • освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
  • развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
  • поднять самооценку, избавить от комплексов;
  • способствовать самореализации;
  • помочь решить семейные проблемы;
  • раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Основные принципы

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

  1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
  2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
  3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
  4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
  5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
  6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
  7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.
  8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.
  9. Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Виды и формы

Формы

Изотерапия представлена в двух формах — активной, когда человек рисует сам, и пассивной, когда он работает с уже готовыми произведениями искусства. В первом случае он отпускает на волю своё бессознательное, которое вырывается из-под гнёта «сверхконтроля». Во втором — высказывает суждения, которые помогают психологу (психотерапевту) понять его внутренние убеждения и мировоззрение, а иногда и темперамент.

Например, «Чёрный квадрат» Малевича для рационалистов — всего лишь тёмный прямоугольник, для людей с застревающей акцентуацией характера — неудавшаяся картина, для гипертимного темперамента — разноцветный куб, для аффективно-экзальтированных — бунт в искусстве и т. д.

Виды занятий

Изотерапия проводится в виде индивидуальных, парных и групповых занятий.

На практике

Несмотря на то, что изотерапия активно применяется в работе со взрослыми, наиболее эффективной она зарекомендовала себя в детской психологии. Это объясняется тем, что ребёнок обладает более ярким воображением, он более изобретателен, любит игры и эксперименты, обращает внимание на мелочи и детали. Доказано, что дети выражают в рисунках максимум своих эмоций, которые они не всегда способны оформить словесно. И делают это совершенно искренне, полностью отключая тот самый «сверхконтроль», который у них функционирует ещё слишком слабо.

Для дошкольников

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме. Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

  • изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;
  • она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;
  • для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;
  • взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия), а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;
  • яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

Рекомендация. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова), в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Для детей с ОВЗ

Изотерапия как метод психологической коррекции часто используется в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии:

  • инвалидами;
  • с задержкой в развитии (физическом, умственном, психическом);
  • с расстройствами психики;
  • с физическими недостатками;
  • изгоями.

Часто для детей с ОВЗ изотерапия становится единственным способом выразить себя и собственные проблемы. Она их эмоционально разгружает, позволяет им освободиться от отрицательных эмоций и агрессии. Помогает психологу (психотерапевту) понять ребёнка, вывести его на контакт. Как показывает практика, использование данного направления в работе с такими детками всегда приводит исключительно к положительным результатам. Согласно статистике, уже через 3-4 занятия (это зависит от индивидуальных особенностей) у них заметно улучшается настроение, нормализуется сон, повышается коммуникабельность и поднимается самооценка.

Для школьников

Несмотря на то, что изотерапия в основном используется в работе с детьми в детском саду, её активно можно применять и на занятиях в школе. Она имеет мало общего с уроками ИЗО, где даётся конкретная задача, за выполнение которой ставится оценка. Это заставляет включаться «сверхконтролю». Исключение составляют занятия, когда разрешается рисовать на свободную тему.

Читайте также:  Что такое девиантное поведение подростков: формы, типы, примеры и причины

Школьные психологи в идеале должны отслеживать результаты работы детей на уроках изобразительного искусства. Анализируя доминирующие цвета, которые использует ребёнок, выбор рисовальных инструментов, соблюдение пропорций, ведущие образы и мотивы, можно своевременно выявить имеющиеся у него проблемы психического плана. Ведь явно не норма, когда учащийся 2 класса даже весну изображает исключительно в тёмно-коричневом цвете. В изотерапии этот оттенок сигнализирует о переживании отрицательных эмоций и физического дискомфорта. Задача психолога — найти их источники и помочь ребёнку преодолеть эти негативные ощущения.

Рекомендация. этом можно прочитать в научно-исследовательской работе Н. П. Куликовой «Влияние изотерапии на коррекцию эмоциональной сферы учащихся».

Изотерапия для подростков имеет свои специфические черты, так как целенаправленно даже на занятиях с психологом их трудно сподвигнуть на то, чтобы они что-то нарисовали (стесняются, боятся показать своё подсознательное, сделать что-то не так и другие причины). Поэтому здесь от специалиста требуется применение совершенно другой схемы работы:

  • с помощью родителей выяснить интересы подростка в живописи (это могут быть современные направления: граффити, стрит-арт, 3D-рисунки, фотореализм, фэнтези, боди-арт, мейл-арт, нет-арт);
  • изучить его работы в данном направлении;
  • выявить закономерности в технике рисования и создаваемых образах;
  • проводить с ним беседы об интересующем его течении;
  • после того, как контакт будет налажен, попросить что-нибудь нарисовать в данном направлении.

После этого уже можно постепенно собирать портфолио и вести целенаправленную работу по выявлению и коррекции имеющихся проблем психологического характера.

Для взрослых

В умелых руках профессионального психолога (психотерапевта) изотерапия может использоваться как эффективное средство коррекции и стабилизации психического состояния для взрослых. Несмотря на то, что они, как правило, более скупы на эмоции, подобные занятия позволяют снять цензуру «сверхконтроля» и выразить в рисунках то, что на самом деле ими движет: страхи, детские и подростковые психотравмы, внутренние комплексы, навязчивые мысли и идеи.

Если в детских садах и школах обычно организуются групповые и парные занятия, то со взрослыми эффективнее всего проходят индивидуальные, когда их ничего не стесняет.

Для детей у изотерапии — широкий выбор техник и методик (с использованием пластилина, стекла и других прикладных материалов). Для работы со взрослыми часто достаточно листа бумаги и карандаша или красок.

Методы изотерапии

Рассматриваемое направление терапии выполняет множество функций. Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.

Изотерапия вбирает в себя основы теорий Фрейда, Юнга и психологов гуманистов. Здесь используются такие понятия, как спонтанность, свобода, творчество и самовыражение. Никто не управляет ребенком в процессе терапии. Он изображает то, что хочется лично ему, при этом отсутствует какое-либо наказание (чем чаще всего и пугают родители своих детей, что и приводит к комплексам, страхам и проблемам).

Изотерапия может проходить в двух форматах:

  1. Пассивный – когда ребенок перерисовывает готовое изображение.
  2. Активный – когда дается полная свобода в рисовании того, что хочется ребенку. Сюжет и мотив рисунка может быть таким, каким его видит ребенок.

Хоть изотерапия является одной из направлений арт-терапии, все больше она становится самостоятельной. В ней есть свои концепции, методы и направления. Применяемыми материалами являются:

  • Пластилин.
  • Краски.
  • Цветная бумага.
  • Карандаши.
  • Фломастеры и пр.

Изотерапия выполняет большой кусок работы при общении с детьми. Малыш может рассказать о своей проблеме, выразить свои чувства, мечты, эмоции, переживания, надежды. Также через рисунок он начинает понимать самого себя (ведь проблема возникла именно в нем, а значит, определяет его как личность). Через рисунок можно увидеть пути решения проблемы. Поскольку ребенку сложно анализировать и мыслить сложными дефинициями, то ему лучше видеть происходящее в обычных картинах. Когда малыш видит свою проблему, то лучше ее понимает, может найти решение.

Процесс изотерапии длится ровно столько и так глубоко, насколько это удобно ребенку. Здесь нет принуждения. Малыш рассказывает ровно столько, сколько он того хочет или может. Таким образом, изотерапия помогает снять нервное напряжение, стресс, устранить неврозы, страхи. Посредством собственного рисунка малыш может безболезненно соприкоснуться с той ситуацией, которая ему неприятна. В таком случае он меньше переживает и больше может понять.

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемами в самоощущении или поведении ребенка дошкольного возраста. Уже в данном возрасте ребенок сталкивается с первой невозможностью справиться с возникающими проблемами. Все больше у него появляется обязанностей и трудностей в общении с родителями, которые повышают планку своих требований и снижают восприимчивость к детским переживаниям.

Если дошкольник остается сам на сам со своими проблемами, с которыми зачастую не может справиться, поскольку еще не умеет думать логически и последовательно, анализировать, понимать поступки окружающих и т. д., тогда он меняется. Родители начинают замечать, что он страдает от ночных кошмаров, у него снижается самооценка, он становится неуравновешенным, его поведение становится агрессивным, он ревнует, является зажатым или превращается в одиночку (изгоя).

Изотерапия применяется и при работе с тяжелыми психическими отклонениями:

  1. Умственная отсталость.
  2. Нарушение речи и слуха.
  3. Аутизм.
  4. Патологии нервной системы.

Через рисунок психолог или педагог может установить контакт с ребенком.

Процесс изотерапии можно разделить на несколько этапов:

  1. Определение тематики рисунка или произвольное рисование.
  2. Наблюдение за эмоциями ребенка, пока тот рисует.
  3. Описание ребенком того, что он нарисовал. Уделяется внимание тому, какие эмоции он проявляет и как интерпретирует ситуацию.
  4. Выражение психологом своего мнения на счет того, что изображено на рисунке.
  5. Совместная работа по нахождению решения нарисованной ситуации.

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений. В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы.

Подводя итоги, можно выделить такие цели изотерапии:

  • Проработка переживаний и мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Выражение эмоций и чувств, которые человек не мог выразить в обыденной жизни.
  • Диагностика состояния человека.
  • Облегчение лечения.
  • Восстановление контроля над ситуацией.
  • Налаживание контакта между клиентом и психотерапевтом.
  • Повышение своей самооценки, снятие напряжения.
  • Понимание своей проблемы и самого себя в ней.

перейти

Примеры игр и упражнений

Существует большое количество упражнений для детей, которые помогут им избавиться от переживаний, раскрыться в творческой деятельности, повысить самооценку, разобраться в собственных чувствах.

Изотерапия

Рисовать любят дети всех возрастов, поэтому с крохами 3-4 лет можно заняться именно такими упражнениями, продолжив терапию и в более взрослом возрасте. Надо предложить малышу изобразить каракули на листе бумаги при помощи карандашей или фломастеров, ничем особо не ограничивая полета фантазии. Некоторым родителям удается даже найти некий смысл в пересечениях линий и штрихов, еще лучше понять своего малыша, но в целом интерпретация рисунков необязательна, главное – малыш выплеснул на бумагу все свои эмоции, переживания.

Можно использовать и другие интересные формы изотерапии:

  • Рисование пальцами. Для этого потребуется лист ватмана (его с успехом заменят старые обои) и жидкие краски. Можно проводить пальчиками линии, поставить на бумаге разноцветные отпечатки ладони, попробовать придумать и воплотить законченную композицию.
  • Рисования музыки. Некоторым скептикам упражнение может показаться бессмысленным, однако включив малышу классическое произведение и дав ему кисть и краски, можно получить неожиданный результат – оригинальное изображение того, как именно дошкольник понял музыку. Помогает научиться выражать свои эмоции при помощи рисования.
  • Монотипия. Это методика создания рисунка при помощи отпечатков.
  • Цветок. Взрослый просит малыша придумать некий сказочный цветок, представить, как он выглядит, какого цвета лепестки, а после – изобразить его на бумаге. Далее вместе с мамой ребенок продолжает творить, сочиняя сказку про цветок. Это не только помогает улучшить способность малыша фантазировать, но и приводит к снятию эмоционального напряжения.
  • Рисование теннисным мячиком. На листе ватмана малыши рисует при помощи предварительно погруженного в краску мячика, потом можно додумать картину, придать ей смысл, дорисовав линии.
  • Оформление окна. Дается установка – завтра по нашей улице будет проезжать сказочная принцесса, нам необходимо так украсить окно, чтобы ей понравилось. Для самой работы можно использовать краски, наклейки, блестки.
  • Рисование страха. Взрослый предлагает ребенку визуализировать свой страх, нарисовать его, а после – порвать рисунок.

Все это интересно ребенку, доставит ему удовольствие и поможет справиться с некоторыми психологическими проблемами.

Песочная терапия

Это еще одна эффективная методика помощи ребенку, страдающему комплексами или страхами. Дома можно играть с песком, расположенным в небольших подносах, тазиках, старых противнях и иных плоских емкостях, желательно синего цвета (он успокаивает). Кроме того, потребуются и небольшие фигурки – куклы, деревья, домики. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно, например, из плотного картона или фанеры.

Для малышей лучше всего провести знакомство с песочницей: показать, что на поверхности можно рисовать линии и фигурки, как песок пересыпается, как в него можно «зарыть» ладони. Это очень интересно ребенку.

Далее мама предлагает крохе создать в песочнице собственный мир, используя набор фигурок. Это может быть, например, миниатюрная модель города или волшебного царства. Задача ребенка – творить, используя свою фантазию, от родителей требуется дать установку и наблюдать со стороны. Не стоит поправлять ребенка, если что-то он делает не так, как хотелось бы взрослому, – процесс детского творчества порой непостижим.

Когда волшебный мир готов, необходимо обсудить результат с маленьким «строителем», узнать суть его идеи, кто является жителями, чем они занимаются. Внимательно выслушав ответы ребенка, родитель сумеет разобраться в его проблемах и предложить варианты их решения. Например, если все жители города напуганы тем, что на него периодически совершает набеги некое существо, можно подсказать ребенку построить специальную ловушку. Это поможет в борьбе с реальными страхами.

Разновидности арт-терапии для дошкольников

Изотерапия

Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Читайте также:  Традиционная китайская медицина при лечении депрессии — народная медицина

Ребенок рисует и рассказывает что он нарисовал

Изотерапия — тест «Моя семья»

Монотипия

Монотипия – техника рисования с помощью отпечатков. Для её исполнения понадобятся краски (акварель или жидкая гуашь), чернила, тушь и гладкая поверхность, которая не впитает в себя краску. В качестве такой поверхности могут быть использованы пластиковые предметы, линолеум, бумага с плотной глянцевой поверхностью.

Рисование отпечатками

Монотипия – « история одного отпечатка»

На поверхность наносится рисунок из пятен, линий или нечто иного. После этого к рисунку прикладывают лист бумаги. В результате получается зеркальный отпечаток рисунка. Лист бумаги с отпечатком дают ребёнку. Его задача – описать те образы, которые он увидел на отпечатке.

Каракули

Его этого упражнения очень проста – ребёнку даётся лист бумаги и фломастер, ручка или краски, карандаши. Задача малыша – не думая о конечном результате, сотворить на листе клубки линий. Уже после того, как линии сплелись в свой причудливый узор, ребёнок рассматривает то, что получилось, описывает увиденные им образы. На этой стадии можно дополнить свою работу, уточнив контуры, образы или заштриховать в какие-то участки.

Песочница

Песочная терапия в детском саду – широко распространённая методика. Для её применения достаточно иметь ящик с песком или же полноценную песочницу. Дети младшего дошкольного возраста учатся тактильным ощущениям, самовыражению и раскрепощаются посредством лепки различных фигур из песка или же рисования с использованием как сухого, так и мокрого песка. Результаты игры с песком нельзя интерпретировать. Воспитателю нужно наблюдать за процессом, а не руководить им. У ребёнка происходит высвобождение подавленной энергии, что позволяет трансформировать её и направить на развитие и обучение.

Песочная терапия

Песочная терапия в детском саду

Музыкотерапия

Ни для кого не секрет, что музыка оказывает на человека невероятно сильное влияние. Музыкотерапия помогает повысить работоспособность подрастающего человека, снимает стресс и развивает творческие способности. Наиболее часто используемые упражнения – хлопки и постукивание в ритм музыки, прослушивание музыкальных произведений, а также игра на различных инструментах. Музыкотерапия ориентирует педагога и детей на взаимное сотрудничество, на интеграцию различных видов деятельности.

Танцевальная терапия

Терапия с помощью танца – групповая арт-терапия с детьми, которая направлена на борьбу с комплексами и помощь в установке социальных контактов. Применение этого вида арт-терапии по рекомендации психотерапевта позволяет побороть комплексы и научиться выражать свои эмоции и переживания посредством движений тела.

Танцы и музыка

Танцевальная терапия с детьми

Сказки

С дошкольниками можно эффективно работать, используя сказкотерапию, преследуя терапевтическую коррекционную цель. Суть этой техники состоит в том, что с детьми в виде сказок проигрываются различные ситуации из повседневной жизни. На сегодняшний день психологи и психотерапевты могут применять в своей работе следующие разновидности сказок:

  • Психокоррекционная сказка. В таких сказках освещается конкретная проблема, которая гложет малыша. Выполняя эту задачу, важно помнить, что ситуация в сказке не должна полностью совпадать с историей ребёнка. В ходе рассказа ребёнку необходимо принимать решения или делать выбор. Это и поможет решить существующую проблему.
  • Авторская художественная сказка. Этот вид сказки может высветить самые различные проблемы и вопросы. Таковым может быть проблема воровства или же отношений с родителями и многое другое.
  • Сказки о превращении. Наиболее распространённым направлением применения этой разновидности сказок является коррекция деткой самооценки.
  • Сказки-страшилки. Психологами они используются для того, чтобы оказать сопротивление боязням, фобиям, детским страхам. Рассказывать их необходимо с протяжной интонацией и «страшным» голосом. Стоит помнить, что конец такой сказки должен быть смешным.

Сказкотерапия для маленьких

Сказкотерапия подходит и маленьким, и взрослым

Игротерапия

Терапия играми используется для того, чтобы усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход.

Каким пациентам может понадобиться коррекция арт-терапией

1. С повышенной тревожностью.
2. С агрессивной формой поведения.
3. Неуверенным в себе, зажатым людям.
4. Людям с частой сменой настроения.
5. Тем, у кого нездоровый психологический климат в семье.
6. Детям, находящимся в состоянии, близком к депрессивному.

Занятия изотерапии для инвалидов

Инвалиды, люди с ограниченными физическими возможностями страдают в этом мире больше всех остальных, и поэтому им гораздо сложнее адаптироваться. Им тяжело себя комфортно чувствовать в мире, где они живут, ведь они чувствуют много барьеров перед собой, пытаются с каждым из этих барьеров справиться. Но чисто на психологическом уровне сделать это очень тяжело.

Изотерапия помогает людям инвалидам стать раскрепощенными, счастливыми, быть положительно настроенными на эту жизнь и общаться со всеми людьми, которые встречаются на жизненном пути. Изотерапия помогает избавиться человеку с ограниченными возможностями от хронического состояния стресса, от депрессии и прочих проблем. Внутренняя составляющая человека меняется, она становится более положительной, он приобретает гармонию в душе, входит в зону своего настоящего комфорта. Чтобы помочь человеку с ограниченными возможностями нормально жить в обществе, с ним можно проводить точно такие же занятия по изотерапии, как с детьми, подростками и взрослыми людьми. Они должны понять, что являются членами огромного мирового сообщества, которые имеют свою миссию и должны ее выполнить в земной жизни.

Исходя из всего вышеописанного нами, мы можем сделать вывод, что изотерапия – это очень увлекательная психологическая техника, благодаря которой можно избавиться от многих невротических и психических расстройств и патологий. Изотерапия может корректировать жизненные устои человека, решать проблемы, справляться с трудностями.

Решаемые детские проблемы

Изотерапия как метод психологической коррекции позволяет разрешить внутренний конфликт ребенка. Вынести наружу мысли и чувства, решить психологические проблемы:

  • ребенок учится высказывать свои мысли, говорить о том, что его волнует;
  • через рисунок дети определяют мечты и желания, которые часто не озвучивают взрослым;
  • познание внутреннего мира, определение проблемы;
  • принятие себя, поиск путей решения трудностей;
  • снятие стресса, психологического напряжения;
  • коррекция развития детей с индивидуальной программой обучения.

работа с психологом

Условия участия в конкурсе

Метод изотерапия, каким детям поможет изотерапия?

Стартует новый конкурс!

О пользе терапии для дошкольников

Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, малыш не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.

Все это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни. Даже со вполне здоровыми детьми можно применять некоторые элементы и методы, чтобы помочь осознать себя и свое место в мире, познакомить с разнообразием форм искусства, реализовать творческий потенциал.

А малыши с какими-либо формами отклонений получат возможность развиваться, придумывать, фантазировать, веселиться. Исследования доказали, что различные формы арт-терапии оказывались очень полезными для детей-инвалидов, которым в процессе занятий удавалось раскрыть свое «внутреннее я». Также такая форма работы позволяет помочь ребенку, пережившему психологическую травму (например, ставшему жертвой насилия), принять действительность и справиться с ней. Заминаться можно с детьми от 3 лет, но главное – давать им задания, соответствующие возрасту.

Видео: мастер класс по изотерапии

Необходимые материалы

При выборе материалов нет каких-либо ограничений, они напрямую зависят от той методики, которая будет использоваться. Например, для терапии песком необходима компактная песочница.

При изотерапии могут потребоваться:

  • кисти и краски;
  • мелки;
  • фломастеры;
  • карандаши.

Популярная нынче мандалотерапия нуждается в специальном инструменте – мандале. Это раскраска в форме круга, в котором нанесен некий узор. Ребенок при закрашивании не только научится красиво и гармонично подбирать цвета, но и станет более спокойным и сосредоточенным.

Для тканевой методики потребуются кусочки различных материалов, из которых малыш будет создавать композиции. Можно также использовать и пластичные материалы – пластилин, тесто, глину, – чтобы с их помощью создавать поделки. Такой улучшающий мелкую моторику метод называется тестопластикой.

Очень важно правильно организовать рабочее место юного творца, сделать так, чтобы ему было удобно. Если мама будет пристально следить, чтобы кроха не испачкал новые обои или не поставил пятно на ковер, результата не будет. Поэтому нужно заранее рассмотреть, какие материалы будут использоваться, и подготовиться к этому – например, закрыть светлые поверхности пленкой.

Какие детские проблемы поможет решить техника изотерапии?

Изотерапия помогает детям разрешить многие внутренние трудности и проблемы, которые у них возникают:

  • Благодаря этому психологическому приему у ребенка появляется возможность высказаться, рассказать о своей проблеме, показать, о чем он мечтает.
  • Через создаваемый рисунок ребенок познает свой внутренний мир и начинает осознанно относиться к проблемам, которые у него есть и ищет самостоятельно пути их решения.
  • Благодаря изотерапии ребенок снимает стресс, избавляется от гнетущей его депрессии и страхов.
  • Деткам, которым диагностирована умственная отсталость, аутизм, другие патологии, связанные с психоэмоциональной системой, тоже полезна изотерапия.

Занятия изотерапией с детьми

Достаточно сложным этапом для любого ребенка является школа. Первые дни и годы в школе становятся самыми стрессовыми, поскольку значительно меняется распорядок дня, обязанности детей и их потребности. Изотерапия, которая применяется на данном этапе, помогает в адаптации к возникшим условиям.

Занятия лучше проводить двумя психологами. Количество детей в одной группе до 6 человек. Длительность занятий – 60 минут по одному разу в неделю.

  1. На первом этапе занятий изотерапией с детьми происходит знакомство и выделение лидеров.
  2. На втором этапе происходит проявление эмоций, которые могут быть негативными у детей.
  3. На третьем этапе дети начинают осознавать собственные эмоции и разнообразно их выражать.
  4. На четвертом этапе напряженность и тревожность усиливаются.
  5. На пятом этапе происходит снятие напряженности и тревожности.

перейти

Организация занятия

Чтобы арт-терапия принесла наилучший результат, следует грамотно подойти к организации занятия, сделать так, чтобы малыш чувствовал комфорт, безопасность, чтобы ему было интересно и весело. Важно проявить терпение, ни в коем случае не кричать на ребенка, не требовать от него соблюдения каких-либо надуманных «правил» – на то терапия и творческая, чтобы малыш мог творить. Только в этом случае дошкольник сможет раскрыться и поделиться своими самыми сокровенными переживаниями. Для малышей 3-4 лет лучше всего использовать песочницу, которая поможет развить мелкую моторику, а также пофантазировать, вылепляя различные фигурки. Даже дома можно поставить небольшой ящик с песком, но лишь в том случае, если ребенок понимает, что данная «забава» действует только в определенных пределах и разносить песок по всей комнате не следует.

Читайте также:  Жена изменяет мужу что не хватает и чем лучше другой мужчина

Среди различных форм и приемов занятий можно выбрать такие, которые будут по душе конкретному малышу, выполняться им с удовольствием, а виды деятельности лучше всего чередовать, чтобы не допускать скуки. Предоставив ребенку свободу творчества, можно ожидать положительного эффекта.

При построении занятия использовать следует любой из двух основных приемов:

  • дать малышу конкретное задание (например, нарисовать животное), но не особо ограничивая его в технике;
  • ничем не стеснять малыша, дать ему, к примеру, краски и лист бумаги, чтобы он сам изобразил то, что посчитает нужным.

Какой из них выбирать – каждый решает сам. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша. Некоторые специалисты советуют после создания произведения обсудить его с «творцом», поговорить, почему он сделал именно так, а не иначе. Но если ребенок пока не настроен на диалог, это не обязательно. При регулярных занятиях со временем он сам начнет испытывать потребность в том, чтобы поделиться впечатлениями.

Использовать терапевтические элементы можно дома, не обращаясь к специалисту. Мама должна понимать, что детально проанализировать детские работы она едва ли сможет, но интерес, общение и дружелюбная атмосфера сделают свое дело и помогут решить некоторые психологические проблемы. Однако в наиболее сложных случаях, когда домашние занятия не дают результата, следует обратиться к специалистам.

Арт-терапия для подростков

Подростковый возраст является одним из сложнейших периодов в становлении личности человека. В пору полового созревания могут появиться и получить своё продолжение многие проблемы психического или психофизического характера. Именно поэтому психологи рекомендуют уделять этой возрастной категории детей усиленное внимание и работать с ними интенсивнее.

Для подростков арт-терапия

Арт-терапия для подростков

Значение арт-терапии для подросткового возраста

Для того чтобы сохранить и укрепить психическое здоровье подростка, рекомендуется использовать гибкие методики терапии. Применять арт-терапию для подростков с девиантным поведением необходимо, поскольку её методики максимально соответствуют понятию гибкости. Например, при помощи раскрашивания можно успокоить нервы, а поделки снизят уровень агрессиии и помогут отпустить тревожную для ребёнка ситуацию.

С помощью предложенных специалистами методик и упражнений можно повысить самооценку, избавить подростка от негативных мыслей и эмоций, побороть комплексы, стресс и фобии, укрепить память и развить мыслительные процессы.

Формы работы с подростками

На сегодняшний день известны две формы арт-терапии в работе с подростками:

  • индивидуальная;
  • групповая.

Как показывает практика, групповые виды упражнений оказываются более полезными и результативными, чем индивидуальные занятия. Групповая арт-терапия для детей и подростков обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает умение слушать окружающих.
  2. Развивает способность оказать поддержку.
  3. Помогает совместно решать проблемы коллектива.
  4. Помогает сформировать положительный семейный опыт.
  5. Даёт возможность подростку ощутить свою независимость.

Правильно применённые методы и техники арт-терапии позволяют гарантировать такие процессы, как принятие себя и своей индивидуальности, развитие творческих способностей и развитие многих полезных социальных навыков.

Коллективная работа

Арт-терапия детей и подростков

Современная арт-терапия может быть использована в качестве профилактики подростковой депрессии, которая достаточно опасна при становлении личности человека.

Упражнения для групповой работы

Для устранения у подростков депрессии и прочих проблем используются различные упражнения. Из этого разнообразия можно выделить упражнения, которые пользуются наибольшей популярностью, и, соответственно, приводят к хорошим результатам.

Сотворение мира

Задача каждого участника группы – придумать свой мир, страну или государство и изобразить его на бумаге. После того как все рисунки будут закончены, необходимо презентовать свой рисунок. В презентацию мира входят:

  1. Описание населения.
  2. Описание деятельности населения.
  3. Описание традиций и культуры.
  4. Представление законодательной базы.
  5. Изображение герба и флага.

Настроение

Подросткам в группе необходимо нарисовать то настроение, в котором они пребывают в данный момент времени. Руководитель следит за тем, что изображает каждый участник группы. Если на рисунке изображено что-то негативное, то ведущий просит взять ещё один лист и нарисовать то, что могло бы исправить ситуацию. Когда все рисунки выполнены, группа занимается их совместным обсуждением.

Рисование настроения

Арт-терапия и настроение

Программа изотерапии:

Как мы уже упоминали выше, изотерапия применима к детям любого возраста и даже ко взрослым, у которых есть какие-то проблемы с психикой. Далее мы приведем вам несколько примеров программ, которые используются в ходе изотерапии.

для дошкольников

В жизни ребенка дошкольный возраст – самый важный этап. Именно в этот период у него формируется характер, он начинает осознанно воспринимать окружающий мир и отображать его на бумаге в виде рисунка.

Есть несколько техник, которые можно использовать в рамках изотерапии для дошкольников:

  1. Если ребенок в дошкольном возрасте гиперактивный, не может координировать самостоятельно свои движения, то можно провести упражнение, которое называется «Разноцветные листы»:
  • ребенку выдаются листы альбома и разноцветные краски;
  • он все листочки разрисовывает – делает их однотонными;
  • затем ему нужно развесить на стеле листочки в той последовательности, в которой он их разрисовывал.
  1. Чтобы снять ребенку напряжение в дошкольном возрасте, помочь развиться воображению, можно провести упражнение «Рисунок глиной». Вам нужно просто задать ему тему, окунуть его пальчики в глину, чтобы ими он что-то нарисовал на бумаге.
  2. Если у ребенка есть проблемы с коммуникацией, вы можете провести с ним такое упражнение «Свободный рисунок в круге». Ребенок должен на листе бумаге нарисовать круг, а потом внутри этого круга нарисовать все, что хочет его мама, сестра, бабушка, папа – любые люди из его окружения.
  3. Если ребенок достаточно агрессивно себя ведет с другими детьми, помогите ему эту агрессию направить в другое русло. Поиграйте с ним в игру «Мелки-наперегонки». Задача: на время сделать несколько штрихов мелками на бумаге. У кого получится их сделать больше, тот и победил.
  4. Если ребенок чем-то напуган, предложите ему нарисовать на бумаге то, чего он сильно боится. Вы тогда поймете, на что обратить внимание и поможете тем самым снять ребенку напряжение и устранить страх.

для младших школьников

Младшие школьники – это, по сути, те же самые дошкольники, которые переживают кризисный период в жизни, они идут в школу, где уже перед ними выдвигаются определенные требования.

Чтобы помочь детям быстрее адаптироваться к новым условиям в жизни, используйте такие упражнения из изотерапии:

  1. Каждый день предлагается ребенку в течение нескольких минут рисовать на листе бумаги разные каракули, какие приходят ему в голову. Это нужно для того, чтобы малыш снимал напряжение, расслаблялся.
  2. Если вашему ребенку сложно адаптироваться в новом коллективе предложите ему порисовать на влажной бумаге в компании своих привычных друзей. Только предупредите ребенка, что в процессе рисования, краска будет растекаться по бумаге, и это нормально. Когда будете рисовать, очень важно, чтобы все, кто ребенка окружает, общались между собой. Если вы боитесь, что ребенок заболеет из-за того, что ему нужно работать в влажной бумагой, тогда используйте просто мятую.
  3. Младшему школьнику может понравиться лепка из пластилина. Предложите ему слепить то, что ему беспокоит в какой-то форме. В процессе ребенку нужно постоянно менять форму своего страха, чтобы он учился на нее смотреть с разных сторон.

для взрослых

У взрослых людей чаще, чем у детей, возникают в жизни кризисные ситуации. Чтобы агрессия выплескивалась в правильной форме, никому не причиняла вреда, ее можно направить в творческое русло.

Психологи советуют применять такие техники:

  1. Можно лепить что-либо из теста. Создавая таким образом что-то полезное и для своей семьи. Очень полезна лепка при сильных стрессах, депрессивном расстройстве.
  2. Можно делать коллажи из рисунков или фотографий, что тоже расслабляет, отвлекает от повседневных проблем и забот.
  3. Можно рисовать мазками с помощью красок на полотне. Причем мазки при этом должны быть разной формы, разного цвета. Так можно понять, какая энергетика у человека в данный момент его жизни.

Важно! Рисунок должен быть индивидуальным, не шаблонным. Желательно, чтобы в процессе рисования человек не пользовался линейками и другими специальными средствами.

для подростков

Подростки переживают возрастной кризис, в них начинают происходить изменения, которые требует корректировки, вмешательства специалиста.

Что можно применить при работе с подростками:

  1. Подростку можно рисовать на всем, что он захочет, чтобы он таким образом успокаивался, притуплял свою нервозность.
  2. Можно дать подростку уже готовый рисунок и попросить его, чтобы он этот рисунок дополнил каким-то элементом. Это важно в том случае, если у ребенка заниженная самооценка, если у него накопилось много внутренних проблем, которые мешают ему нормально развиваться.
  3. Если подросток агрессивно настроен по отношению к окружающему его миру, то можно предложить ему поработать с пластичным материалом, чтобы он научился принимать себя таким, какой он есть.

для пожилых людей

Пожилые люди – это взрослые, за плечами которых большой жизненный опыт, но они недоверчиво относятся к разным психологическим техникам. Изотерапия относится к числу таких техник. Писхологи рекомендуют людям пожилого возраста заниматься сказкотерапией. Можно придумать сказку и нарисовать ее на бумаге. Человек просто рисует все, что ему хочется, самостоятельно подбирая при этом цвета, а психолог должен за всем этим наблюдать, разговаривать и корректировать мысли пожилого человека, делать так, чтобы они были позитивными, чтобы все герои и персонажи, которых придумал себе пожилой человек, были успешными.

Источники

  • https://ponervam.ru/izoterapiya.html
  • http://PsyMedCare.ru/izoterapiya-dlya-detey-doshkolnikov
  • https://Razvivashka.online/metodiki/art-terapiya-dlya-doshkolnikov
  • https://psyhoday.ru/stress/art-terapiya-dlya-detej.html
  • https://or-sun.ru/korrekciya-art-terapiej/
  • https://luckclub.ru/izoterapiya-kak-metod-psihologicheskoj-korrekcii-dlya-doshkolnikov-mladshih-shkolnikov-podrostkov-vzroslyh-pozhilyh-lyudej
  • http://fb.ru/article/448447/izoterapiya-kak-metod-psihologicheskoy-korrektsii-ponyatie-naznachenie-programmyi-korrektsii-postavlennyie-tseli-i-zadachi