Что такое девиантное поведение подростков: формы, типы, примеры и причины

Содержание
  1. Что это такое?
  2. Теории возникновения
  3. Классификация
  4. Бродяжничество как форма проявления
  5. Признаки и критерии
  6. Причины
  7. Методики диагностики
  8. Коррекция
  9. Профилактика девиантного поведения подростков
  10. Основные причины отклоняющегося поведения
  11. Специфика подростковых девиаций
  12. 6. Вредные привычки
  13. Центр образования
  14. Центр образования
  15. Отзывы
  16. Отзывы
  17. Сотрудничество
  18. Сотрудничество
  19. О проекте
  20. Девиантное поведение чада: оптимальная реакция родителей
  21. Общероссийские негативные факторы
  22. Причины аномального поведения ребенка
  23. Медико-биологические причины
  24. Социальные причины
  25. Педагогические причины
  26. Психологические причины
  27. Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей
  28. Как справиться с проблемой?
  29. Как распознать девианта
  30. Чем характеризуется человек – девиант?
  31. Помощь
  32. Позитивные и негативные девиации в психологии
  33. Понятие об отклоняющемся поведении
  34. Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Что это такое?

Девиантное поведение, которое также называется социальной девиацией или отклоняющимся поведением — это поведение, которое значительно отклоняется от устоявшихся в человеческом обществе норм и правил.

Людей, поведение которых можно отнести к девиантному, называют, соответственно, девиантами.

Далеко не все формы девиантного поведения несут угрозу обществу или же людям, которые окружают девианта, но в большинстве случаев эти особенности поведения так или иначе вредят самому человеку, создают ему трудности в повседневной жизни и в процессе адаптации в социуме.

В психологии и социологии явление девиации и то, как люди реагируют на действия девиантов, тщательно изучают. Существует отдельное направление в психологии, посвященное этому, — девиантология.

Если девиант представляет какую-либо угрозу обществу, он попадает под действие предусмотренных законом санкций.

В зависимости от его поведения и законодательства конкретной страны, к нему могут применяться такие меры, как принудительное лечение, изоляция, различные виды наказания.

В подростковом возрасте распространенность девиантного поведения составляет 40-65%, что объясняется особенностями этого возрастного периода.

Среди взрослых людей процент тех, кто проявляет девиантное поведение, обычно ниже. Уровень девиаций возрастает в периоды общественного волнения, во время кризисов и масштабных изменений в социуме.

К детям младше пятилетнего возраста нельзя применять определение «девиантное поведение», поскольку в этом возрасте у них отсутствует четкое понимание социальной нормы.

Теории возникновения

Наиболее распространены следующие теории:

    Основные теории возникновения
  1. Биологическая. Когда человечество только начало исследовать проблему девиантности, выдвигались предположения, что это напрямую связано с биологическими особенностями каждого отдельно взятого девианта, другие возможные влияния не учитывались.
  2. Психологическая. В данном случае предполагается, что девиантное поведение тесно связано с психологическими личностными особенностями, в частности с наличием внутреннего конфликта.
  3. Теория аномии. Возникновение девиаций связывают с распадом устоявшихся норм и правил в обществе, появившимся из-за того, что они не соответствуют линии, принятой государством. Из-за этого в сознании людей возникают противоречия.
  4. Теория конфликта. Марксизм полагает, что правящая часть общества использует рабочих для своей выгоды и забирает у них средства, а действия рабочего класса, пытающегося сопротивляться, определяются правящей элитой как преступные.

    А прочие разновидности девиантного поведения связаны с моральной деградацией, основой для которой становится стремление нажиться.

  5. Теория стигматизации. Эта теория связана с убеждением, что сами поступки по своей сути не являются девиантными или не девиантными, их оценивает общество. Дело не в поступке, а в реакции общества на поступок. На то, какие поступки будут считаться девиантными, влияет мнение государственных деятелей.

Классификация

Типология девиантного поведения, созданная В. Д. Менделевичем, активно применяется в рамках российской психологии и психиатрии и включает следующие типы:

    Классификация по видам
  1. Делинквентный. К этому типу относится поведение, которое определяется социумом как преступное: грабеж, различные виды насилия, убийства и так далее.
  2. Аддиктивный. Человек с аддиктивным поведением стремится отстраниться от окружающей его действительности, для чего обычно прибегает к использованию различных психостимулирующих средств — наркотиков, алкогольных напитков, — погружает себя в состояние транса, активно мастурбирует.

    Также аддиктивность проявляется в виде различных зависимостей (игромания, шопоголия и другие).

  3. Психопатологический. Поведение связано с наличием у человека симптоматики психических расстройств.
  4. Патохарактерологический. Девиация напрямую связана с личностными особенностями отдельно взятых людей, такие как акцентуации характера и расстройства личности.
  5. Гиперспособности. Гении и просто одаренные люди проявляют девиантное поведение в быту, поскольку часто к нему не приспособлены и слишком погружены в то, что им важно. Также им сложно адаптироваться в социуме.

Девиантное поведение обычно разделяется на:

  1. Отрицательное. Такие типы девиантности негативно влияют на общество, несут ему угрозу. Это алкогольная и наркотическая зависимость, проституция, преступная деятельность и так далее.
  2. Положительное. Соответственно, эти типы девиантности несут пользу обществу и помогают ему развиваться. Это сверхинтеллигентность, творчество, стремление совершать открытия, исследовать что-либо и так далее.

Роберт Мертон, известный американский социолог XX-го века, выдвинул собственную типологию девиантного поведения, базирующуюся на идее о том, что девиация — разлом между целями и одобряемыми социумом методами их достижения.

Его типология включает такие типы, как:

  1. Инновация. Девиант преследует цели, которые общество одобряет, но достигает их методами, которые обществом осуждаются.
  2. Ритуализм. Девиант отрицает общественно одобряемые цели и чрезмерно преувеличивает значимость методов их достижения. К примеру, человек со всей тщательностью оформляет документацию и требует этого от подчиненных, перепроверяет ее по нескольку раз и делает массу копий, но цель этого для него ускользает.
  3. Ретретизм. Пересекается с аддиктивностью в типологии Менделевича: девиант стремится сбежать от реальности и отстраняется как от целей, так и от методов.
  4. Бунт. Девиант отстраняется от методов и целей и ставит новые, радикально отличающиеся от тех, что общество одобряет.

Если говорить кратко, то Роберт Мертон считает, что единственный тип поведения, не имеющий к девиантности отношения, — это конформный тип, то есть поведение приспособленцев, тех, кто стремится всецело следовать правилам общества и поддерживать что угодно, если это одобряется массами.

Форма девиации, которая требует жестких запретно-репрессивных мер — это преступность.

Бродяжничество как форма проявления

Стремление к бродяжничеству чаще распространено среди подростков, а не среди взрослых людей.

Обычно люди чувствуют тягу к бродяжничеству тогда, когда в их жизни происходят радикальные, болезненные изменения, они ощущают острое психоэмоциональное потрясение.

Также часто бродяжничают маргинальные индивиды, не имеющие постоянного финансового заработка.

Дромомания — непреодолимое стремление бродяжничать — может быть симптомом психического расстройства, например шизофрении, депрессии.

С бродяжничеством могут быть связаны такие негативные девиантные явления, как попрошайничество, проституция, преступная деятельность, наркомания, алкоголизм.

Бродяжничество относится к сверхценным психопатологическим стремлениям.

Признаки и критерии

Главный критерий девиантного поведения — статистический. Он позволяет точно понять, какое поведение является девиантным, а какое остается в рамках нормы. Поскольку границы нормы и девиантности размыты, важно опираться на комплексные исследования.

Критерии нормы и, соответственно, не-нормы, можно определить, если посчитать частоту встречаемости в обществе того или иного явления. Нормой считается все, что широко распространено в обществе (явление должно встречаться в 50% случаев).

Также важен критерий, связанный с оцениванием поведения индивида. Чем опаснее поведение для общества, тем оно девиантнее.

Во многих науках существуют отдельные критерии склонности к девиантности, такие как:

    Признаки и критерии поведения
  • индивидуально-психологический (обозначает степень индивидуальности человека);
  • психопатологический (применяется в рамках медицинских исследований);
  • социально-нормативный (критерии нормы по мнению общества).

Один из ключевых показателей нормы, принятой в обществе, — степень адаптации отдельно взятого человека в социуме.

Признаки девиантного поведения:

  • поведение индивида не соотносится с принятыми в данном обществе критериями нормы;
  • индивид, совершающий девиантные действия, воспринимается окружающими людьми отрицательно;
  • индивид наносит разного рода вред людям, которые его окружают, или самому себе;
  • девиант стремится повторять свои действия неоднократно и продолжительно;
  • поведение полностью соотносится с личностной направленностью индивида;
  • поведение находится в рамках медицинских норм;
  • девиант частично либо практически полностью лишен умения адаптироваться в социуме.

Примеры девиантности из жизни:

  1. Каннибализм является в большинстве стран мира крайне осуждаемой формой девиантности, а каннибалы преследуются по закону.

    При этом в некоторых отдаленных африканских поселениях каннибализм есть норма, и, естественно, представители этих племен не считают это девиантностью.

    Наиболее известные каннибалы — Роберт Модсли, Николай Джурмонгалиев, Сергей Гаврилов.

  2. Яркий пример девиантности — деятельность панк-группы Pussy Riot: танцы в церкви, обвинения правящих лиц страны, откровенные выступления в общественных местах.

Причины

Факторы девиантного поведения делятся на социально-психологические и биологические.

К социально-психологическим факторам относятся:

  1. Стресс, психоэмоциональные травмы, внутренние конфликты. Люди, находящиеся в стрессовом состоянии, отчаявшиеся, измученные, чувствующие смятение и неуверенность, чаще склонны к проявлению девиантного поведения.
  2. Наличие определенных акцентуаций характера и личностных расстройств. Людям, имеющим подобные особенности, сложнее удерживать себя в рамках нормы, и отчасти понятие «норма» для них размывается.
  3. Влияние изменений в обществе (теория Аномии). Если на уровне государства отношение к установленным ранее правилам и нормам радикально меняется, люди чувствуют смятение и склонны к совершению девиантных действий.

К биологическим факторам относятся:

  • Генетические нарушения. Некоторые деструктивные особенности характера могут наследоваться, такие как олигофрения, тяга к патологическим зависимостям.
  • Отклонения в функционировании ЦНС. Травмы головы и перенесенные (особенно в раннем детском возрасте) нейроинфекции способны негативно повлиять на поведение индивида.

Факторы возникновения девиаций в поведении детей дошкольного возраста и несовершеннолетних подростков примерно такие же, как и в случае со взрослыми, но можно выделить еще несколько пунктов:

  1. Токсичные родители. К токсичным родителям можно отнести тех, кто избивает детей, унижает их, сексуально эксплуатирует, чрезмерно контролирует и так далее.
  2. Ошибки воспитания. Некоторым учителям и воспитателям не удается должным образом повлиять на ребенка по разным причинам.

В случае с подростками дополнительно накладываются биологические и социальные факторы, связанные с особенностями переходного возраста.

Подростки стремятся найти свое место в мире, сталкиваются с различными внутренними конфликтами, желают иметь такую же свободу действий, какую имеют взрослые люди, и хотят выглядеть эффектно, модно, пытаются выделиться и при этом найти свою «стаю», чтобы чувствовать общность.

Читайте также:  Шизофрения: причины, симптомы, лечение

Это дополняется перепадами настроения в связи с естественными изменениями в гормональном фоне.

Методики диагностики

При диагностике девиантности применяются следующие методы:

  • диалог с девиантом и наблюдение за его поведением в процессе беседы;
  • беседа с теми, кто окружает девианта, выслушивание их жалоб;
  • проведение тестирование с использованием различных опросников (тест Айзенка, шкала Спилбергера-Ханина и другие);
  • тестирование с целью определить, какие эмоциональные переживания были вытеснены человеком (тест Розенцвейка, тест Сонди и другие).

Также при постановке диагноза психиатр изучает данные о девианте, его характеристики с рабочих и учебных мест, расспрашивает других людей, связанных с ним.

Коррекция

При коррекции девиантного поведения у отдельно взятой личности применяются следующие методы:

  1. Психотерапия. Человека учат контролировать собственное поведение и помогают понять его дефекты. Совместно с психотерапевтом анализируются различные аспекты социальной жизни девианта и обсуждаются оптимальные способы решения тех или иных проблем, проводятся ролевые игры (в случае с подростками и детьми).
  2. Медикаментозная терапия. Препараты подбираются в зависимости от индивидуальной ситуации, и в отдельных случаях в них необходимости нет. Прием препаратов без подключения методов психотерапии и психокоррекции результатов не дает.
  3. Психокоррекция. В процессе занятий человеку помогают нормализовать эмоциональное состояние и усовершенствовать когнитивные способности.

Профилактика девиантного поведения подростков

Не секрет, что любую проблему гораздо лучше своевременно предупредить, чем после иметь дело с ее последствиями. Именно поэтому очень важно уделить должное внимание этапу профилактики девиантного поведения у подростков.

  1. Учитывая то, что зачастую подростки совершают правонарушения не имея достаточного представления о возможных последствиях своих поступков, исключительно важно уделить время своевременному предоставлению информации об этом. К подростковому периоду у ребенка должно сформироваться понимание административной, а также уголовной ответственности за те или иные деяния. А также того, как совершенное преступление может отразиться на его дальнейшей жизни.
  2. Родитель должен иметь четкое представление о круге общения подростка. Очень желательно установить с ними доверительные отношения, создавая дома благоприятную атмосферу для совместного времяпрепровождения. Необходимо также поощрять ребенка ходить в гости к друзьям. Однако, количество вечеров, проведенных вне дома, должно быть оговорено заранее и ограничено.

Одним из фундаментальных факторов риска в подростковом периоде является неорганизованность.

Поэтому очень желательно, чтобы у подростка было хобби, которому он будет посвящать свое свободное время. Занимаясь спортом, музыкой или участвуя в кружке по интересам, подросток также сможет легко найти друзей по интересам, оградив себя от влияния дурной компании

Профилактика девиантного поведения
Профилактика девиантного поведения — совместные акции

В общении с подростком необходимо поощрять его рассказывать о себе, делиться с родителями своими мыслями, чувствами и переживаниями. Замечено, что дети, окруженные вниманием и заботой, значительно реже других демонстрируют склонность к антисоциальному поведению и другим формам девиации. Кроме того, именно безразличие со стороны родителей часто становится причиной отклоняющегося поведения подростков – будучи лишенными внимания, они пытаются привлечь его к себе хотя бы таким способом

Немаловажную роль играет также образованность родителей; знание того, какие психологические особенности отличают подростковые возраст.

Тестирование подростков
Профессиональный текст Кеттела позволяет выявить истинную причину девиантного поведения

Профилактика девиантного поведения подростков – задача, для выполнения которых должны объединить усилия все социальные институты, с которыми так или иначе связан несовершеннолетний. Одним из этапов профилактики отклоняющегося поведения, который должна осуществлять школа – ранняя диагностика и определение склонности к зависимому, антисоциальному и другим видам поведения. Для этих целей школьные психологи могут использовать как наблюдение, так исследования с применением профессиональных тестов (ДДЧ, Тест Кеттела, опросник Е.Личко). Осуществлять работу с подростками групп риска должны специально обученными специалисты (воспитатели, классные руководители, психологи, специалисты по социальной работе, сотрудники полиции по делам несовершеннолетних).

Девиантное поведение подростков, обработка и статистика данных должна осуществляться только специально обученными специалистами.

Ну и конечно же, воспитывая подростка, нельзя забывать простую истину. Каким бы правильным и последовательным не было воспитание, дети всегда будут обращать внимание не на то, что говорят родители, а то, как они поступают. И достойный личный пример, продемонстрированный подростку может заменить сотни воспитательных бесед и защитить его от многих неприятностей в будущем.

Основные причины отклоняющегося поведения

Объяснений девиантного явления может быть множество. Для его понимания необходимо знать, какие имеет отклоняющееся поведение виды. И причины в таком случае будет выявить намного проще. Например, склонность к наркомании и алкоголизму, а также психические расстройства объясняются вовсе не социальными, а биологическими причинами. Ведь эти негативные явления порой передаются детям от их родителей.

отклоняющееся поведение всегда нарушает моральные нормы

Специфика подростковых девиаций

Согласно Л. А. Рассудовой, отклонения подростков могут быть связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие.

А. С. Горбунова пишет в своей работе о том, что при выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. То есть те черты его характера, которые проявляют себя в крайней границе нормы и могут при определенных условиях перерасти в отклонения. подростковых акцентуациях вы можете прочитать в моей статье «Акцентуации характера в подростковом возрасте».

Подростки с акцентуациями составляют группу повышенного риска. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций.

Как правило, девиации, основанные на акцентуациях, решаются методом смены обстановки. Но при таких девиациях важно учитывать поведенческие реакции, как свойственные всем возрастам, так и чисто подростковые:

  • эмансипация;
  • группирование со сверстниками;
  • увлечение;
  • реакции на основе формирования сексуального влечения.

6. Вредные привычки

Если человеку с детства запрещено что-то, то он при первой же возможности будет стремиться попробовать это. Ребёнок, чтобы казаться старше, будет копировать взрослых. А взрослые иногда курят и выпивают.

Рис. 7. Пример девиантного поведения  (Источник)

Это очень плохой стереотип поведения. Если человек становится на путь абсолютного копирования, значит, он рано или поздно просто потеряет себя. На предыдущих занятиях мы говорили, что каждый человек играет некую социальную роль, согласуясь со своим социальным статусом. И пытаясь играть чью-то роль, человек легко может проиграть свою жизнь. А алкоголь, наркотики и курение – самый простой способ сделать это как можно скорее.

Любой разговор об отклоняющемся поведении рано или поздно приводит к разговору о страшной проблеме наших дней – наркомании. И, опять-таки, это просто слова. Видимо, чтобы человек понял, насколько это опасно, он должен как-то соприкоснуться, как-то пережить это зло. Если человек раз в жизни попал в по-настоящему опасную ситуацию, сильно испугался, то к нему приходит понимание, что такую ситуацию в следующий раз лучше обойти. Но все мы люди. На протяжении более тридцати уроков мы говорили о том, кто такой человек, как он устроен и как устроено человеческое общество. Мы говорили, что мы прошли очень долгий путь от древнего человека, по сути, животного, до сложного структурированного общества, которое во многом сейчас не подвластно нашему пониманию (хотя сейчас проблемами общества занимаются более углублённо, чем на заре становления общества). И главный вывод, который мы можем сделать – мы люди, мы вырвались из природы, так, значит, нужно нести в себе эти человеческие качества. И если что-то вас пытается сковать, вы должны найти в себе человеческие силы, чтобы это преодолеть.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. – М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. – М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. – М.: Просвещение.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Сайт науки (Источник).

2. Энциклопедия Экономиста (Источник).

3. Учебные материалы (Источник).

Домашнее задание

1.Приведите примеры позитивного и негативного девиантного поведения.

2. Перечислите типы девиантного поведения Мертона.

3. * В чём заключается польза для общества от людей, придерживающихся принципов позитивного девиантного поведения? Свои мысли изложите в форме эссе. 

Оценить урок:

Центр образования

Центр образования

Отзывы

Отзывы

Сотрудничество

Сотрудничество

О проекте

Девиантное поведение чада: оптимальная реакция родителей

Взрослым важно правильно реагировать на негативное поведение детей. В случае незначительной агрессии со стороны ребенка, когда такое поведение объяснимо и понятно, уместно будет полностью игнорировать враждебность чада или озвучить его эмоции вслух, выражая сопереживание: «Я понимаю, ты злишься, потому что…», и т. п. Можно так же постараться переключить внимание маленького бунтаря на что-то другое.

Если в гневе ребенок ведет себя отвратительно вне зависимости от причин конфликта, родителям стоит проявлять терпение и мудрость. Когда накал страстей спадет, имеет смысл «проговорить» ситуацию, избегая оценочных суждений: опишите ребенку, что он делал в приступе ярости, какие слова произносил, что происходило до и после конфликта. Затем дайте ему понять, что такое поведение вредит прежде всего ему самому. Придерживаясь такой тактики, вы поможете малышу переоценить конфликтные обстоятельства и заодно покажете ему конструктивные способы решения проблемы.

Читайте также:  Психолог - панические атаки, ВСД, агорафобия, социофобия, ОКР

В борьбе с девиантным поведением чада взрослым важно контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика или ругани. Только так можно сохранить мир и продемонстрировать ребенку правильное поведение в критической ситуации. Ни в коем случае нельзя допускать:

  • сарказма или высмеивания;
  • подкупов, обещания награды за хорошее поведение;
  • выяснения отношений на людях;
  • угроз или длительного чтения нотаций;
  • давления, жесткости;
  • использования физической силы.

Родители не должны бороться с чадом за власть. Идеальный вариант — демонстрировать свое спокойствие и полное владение ситуацией. Желательно минимизировать вину ребенка. Лучше делать упор на уединенное обсуждение плохого поступка, доверительную беседу без свидетелей. Если взрослый подорвет авторитет подростка среди сверстников, то он этого не простит, и девиантное поведение возьмет верх над ним.

В некоторых случаях для коррекции поведения целесообразно вмешательство детского психолога.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Причины аномального поведения ребенка

Причины, вызывающие отклонения в поведении малыша, настолько многообразны и сложны, что выделить какую-то одну, решающую, в каждом конкретном случае практически невозможно. Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.

Медико-биологические причины

Данная группа причин подразделяется на три основные подгруппы:

  1. врожденные;
  2. наследственные;
  3. приобретенные причины.

Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).

Врожденные причины оказывают влияние на созревание нервной системы, тем самым влияя на индивидуальные особенности малыша и нарушая механизмы произвольной регуляции поведения. В результате естественное психическое развитие ребенка может замедлиться или измениться, что усугубит возрастные кризисы и приведет к отклоняющемуся поведению.

Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.

Наследственными особенностями объясняются основные характеристики нервной системы маленького человека, от которых зависит темперамент, утомляемость и трудоспособность, восприимчивость ребенка к окружающему, возможность быстро приспосабливаться и устанавливать контакты.

Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.

К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. Длительные недуги зачастую становятся источниками неврозов, задержек развития, провоцируют непослушание и агрессию. Они способствуют снижению психической возможности овладения определенной деятельностью, мешают установлению контактов с ровесниками. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.

Социальные причины

В первую очередь к социальным причинам девиантного поведения маленьких детей и подростков относится неблагополучная обстановка в семье. Понятие «семейное неблагополучие» включает в себя различные негативные характеристики: внутрисемейные отношения, дефекты ее количественного, структурного и половозрастного состава, связь домочадцев с различными внешними социальными институтами (например, с представителями детского сада).

Неблагополучные семьи, в которых создаются условия повышенного риска возникновения девиантного поведения ребенка, делятся на следующие типы:

  • Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу, чем полная, но неполноценная.
  • Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
  • В асоциальной семье отдается предпочтение антиобщественным тенденциям и паразитическому образу жизни, а ее члены нередко совершают противозаконные действия.
  • В семьях с «алкогольным бытом» главным интересом является употребление спиртных напитков. Социально-положительные функции в такой семье не предусмотрены.
  • Отличие формально-благополучной семьи в том, что потребности и жизненные цели у ее членов разрознены, взаимоуважения нет никакого. Необходимые обязанности (в том числе и воспитание малыша) исполняются формально.

Многочисленные исследования показали, что неблагополучные семьи отличаются следующими видами неадекватного воспитания:

  1. скрытая безнадзорность (родители чисто формально выполняют свои обязанности);
  2. потворствующая безнадзорность (взрослые никак не критикуют аномальное поведение малыша);
  3. чрезмерная строгость и требовательность к малышу;
  4. эмоциональное отвержение;
  5. гиперопека и чрезмерное необоснованное восхищение ребенком.

Неблагоприятная семейная обстановка и неадекватные методы воспитания, отсутствие общего языка с родителями, неумение налаживать отношения с окружающими – все это может стать предпосылкой проявления девиантного поведения малыша дошкольного возраста.

Педагогические причины

Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему?». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.

Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.

В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.

Психологические причины

У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.

Однако необходимо отметить, что до 5 лет подобные отклонения в поведении детей считаются в пределах нормы.

В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.

Примеры девиантного поведения и правильная реакция родителей

Один из частых примеров, с которым родители обращаются к психологу, это когда ребенок ведет себя агрессивно без видимых на то причин или устраивает скандалы.

Наиболее эффективной ответной реакцией со стороны взрослых, предотвращающей повторение подобных проявлений, будет ее полное отсутствие. Т.е. даже если ребенок падает на пол, захлебывается в истерике и кричит на всю улицу, родитель должен начать с ним разговаривать только после полного успокоения. Таким образом, тренируется самоконтроль и закрепляется поведение, при котором малыш понимает, что будет выслушан только при нормальном поведении.

Прогулы школы и систематическое невыполнение заданий не должны вызывать со стороны родителей избыточную реакцию, но игнорироваться также не могут. Такая форма может быть способом привлечения к себе внимания именно со стороны семьи или же возникнуть вследствие возникших психологических трудностей в школьном коллективе. Тут важно спокойно обсудить с ребенком причины такого поведения, не устраивая допроса и не намекая на наказание. Главное — дать ребенку понять, что вы заодно, то есть даже записку классному руководителю готовы написать, если банальный отдых исправит ситуацию.

В случае правонарушений и/или наличия фактов употребления наркотических веществ необходимы кардинальные меры по пресечению данного вида поведения вплоть до смены места жительства, если других возможностей изменить круг общения ребенка не представляется. Необходимо также тщательное исследование причин такого поведения и их устранение, поскольку без удаления «корня» проблемы ее повторение очень вероятно.

Читайте также:  Абсансная эпилепсия у взрослых: от симптомов до последствий

Как справиться с проблемой?

Самостоятельно вы не сможете решить эту задачу. Чтобы вытаскивать девиантов, существуют социальные работники. В случае с детьми этой проблемой еще занимаются социальные педагоги. Чтобы воспользоваться их услугами, нужно обратиться в государственную социальную службу вашего района. Это совершенно бесплатно.

Как распознать девианта

Для лучшего понимания что такое девиантное поведение необходимо ознакомиться с его проявлениями или симптомами, которые подскажут, что перед вами – девиант. Даже если вы плохо знаете человека, познакомились с ним недавно, отклонения будут прослеживаться даже в мелочах.

Например, при делинквентном поведении индивид слабо представляет, что такое законы, нормы и правила. В шуточной форме, он может украсть жвачку на кассе гипермаркета, сильно вспылить на человека, который случайно наступил ему на ногу, демонстрировать на словах несогласие и бунт.

Аддиктивное поведение часто сопровождается делинквентным, но также может существовать самостоятельно. Такие люди очень ранимы, плохо переносят одиночество и легко поддаются влиянию. В данном случае примером девиантного поведения служат уличные группы подростков, употребляющих наркотики и промышляющие грабежами.

Признаками психопатологические проявления являются бредовые мысли, галлюцинации, идефикс, иллюзорное восприятие реальности. А деструктивная форма отклонений проявляется различными видами агрессии, направленной как внутрь, так и вовне.

Все проявления можно обозначить отдельным перечнем:

  1. проблема в адаптации, частые конфликты, принадлежность к «плохим» компаниям»;
  2. рассеянное внимание, бросание дел на полпути, отсутствие ответственности;
  3. инфантильность, неопрятность в одежде и бытовой сфере;
  4. психические расстройства в виде фобий, тревог и других невротических проявлений;
  5. типичными проявлениями девиантного поведения являются также низкая самооценка и неуверенность в собственных силах;
  6. слабое здоровье, болезненность, психосоматические проявления, проблемы со сном;
  7. изолирование себя от общества, частые уходы из дома с целью побыть в одиночестве;
  8. импульсивное поведение, упрямство, негативизм, агрессия;
  9. нетипичные склонности и интересы (например, увлечение экстримом).

Чем характеризуется человек – девиант?

Мысли девианта
Девиант отличается от других людей, его можно охарактеризовать следующими утверждениями:

  • вызывает негативную оценку со стороны общественности;
  • приносит ущерб себе или другим;
  • поведение всегда повторяется, может быть многократным или длительным;
  • согласует свои действия с общей направленностью личности;
  • выражает индивидуальное и возрастное своеобразие.

Девиантное поведение находится в пределах медицинской нормы, однако сопровождается специфическими явлениями социальной дезадаптации.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

девиантное поведение школьников

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Позитивные и негативные девиации в психологии

Отклонения от норм социума могут быть не только негативными, а и позитивными. Святые люди, гении, первооткрыватели, художники, поэты, писатели, скульпторы, философы – все они девианты, которые мыслят творчески, неординарно. Однако они приносят обществу пользу.

Негативные девиации делятся на две группы:

  • приносящие вред окружающим;
  • приносящие вред самому девианту.

В последнем случае говорится обо всём, что разрушает человеческую личность – от принятия алкоголя и наркотиков до суицида.

Понятие об отклоняющемся поведении

Как соотносятся социальные нормы и отклоняющееся поведение?

Любая норма по сути своей консервативна. Однако положение в государстве и обществе меняется, соответственно появляются стихийно сложившиеся отклонения от нормы. Спустя какое-то время это отклонение само становится нормой.

Девиантное, или отклоняющееся, поведение противоречит общепринятой норме, однако при этом надо иметь в виду, что в разных социумах одно и то же поведение может считаться отклоняющимся или обычным, вызывать или не вызывать осуждение, а спустя время отклоняющееся поведение может начать восприниматься как нормальное.

Причины возникновения девиантного поведения в детском возрасте

Причин возникновения девиантного поведения у детей и подростков достаточно много и они весьма разнообразны. Но по большому счёту их можно разделить на две большие группы — это:

  • причины, носящие медицинский характер;
  • причины, носящие социальный характер.

Их мы и рассмотрим p>

С медицинской точки зрения, причинами девиантного поведения могут стать различные психические заболевания. Чаще всего отклонения в поведении возникают у пациентов с расстройствами сознания. Например, для людей больных шизофренией характерно расстройство волевой сферы, которое называется дрейф. Это проявляется в их пассивности и неспособности принимать самостоятельные решения. В таком состоянии больные люди очень подвержены внешнему влиянию и склонные воспроизводить поведение окружающих, в том числе и противоправное, и асоциальное. У них не формируется собственное отношение к происходящему, из-за чего они не могут критически оценить свои поступки и осознать их противозаконность.

Олигофрения или умственная отсталость тоже может являться причиной девиантного поведения детей и подростков. При этом заболевании страдает вся интеллектуальная сфера, из-за чего больные становятся очень внушаемыми и некритичными к своим поступкам и действиям, а также они часто принимают необдуманные решения. Всё это приводит к риску развития у них девиантного поведения.

Люди, страдающие психозами, тоже находятся в группе риска. Например, у больных маниакально-депрессивным психозом (по  Международной Классификации Болезней десятого пересмотра (МКБ-10) аффективным биполярным расстройством), которые находятся в состоянии такого аффективного расстройства, как депрессия, высок риск совершения самоубийства, а кроме этого, многие больные страдают алкоголизмом и наркоманией.

Девиантное поведение не менее часто встречается и у психически здоровых людей. В данном случае причины его возникновения носят социальный характер.

Первые проявления отклоняющего поведения часто наблюдаются в детском и подростковом возрасте. Они объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, которое не является патологическим, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований референтной (значимой) для него группы общения и принятых в ней ценностных ориентаций.

В первую очередь на формирование девиантного поведения детей влияет семья. Поведение детей во многом зависит от поведения их родителей и от воспитания. И если с детства в ребёнка не вкладываются понятия норм, ценностей и запретов, то в дальнейшей жизни он не сможет достаточно хорошо ориентироваться в том, что допустимо в обществе, а что нет. Недостатки воспитания приводят к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Именно поэтому у детей из неблагополучных семей риск проявления девиантного поведения намного выше, чем у детей из семей благополучных.

Ещё один немаловажный фактор — это окружение ребёнка. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. А это приводит к тому, что на детей большее влияние начинает оказывать его окружение, чем семья. И подростки легко попадают под влияние своих товарищей, так как у них ещё не до конца сформировалось собственное представление о себе и о мире, поэтому они готовы принимать чужие представления за свои собственные. Соответственно, если подросток попадает в ту группу, где произошёл сдвиг понятий о нормах и социальных ценностях, высока вероятность того, что он примет их, как единственно верные, а это в итоге приведёт к девиации. В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда подросток попадает в компанию, где мелкие кражи и мошенничество считаются нормой. И чтобы стать своим в этой группе, идентифицироваться с теми, кто в ней состоит, подросток тоже начинает воровать, хотя до этого ничего подобного не совершал.

Отклоняющееся поведение также может служить для подростков средством самоутверждения или же формой протеста против несправедливости со стороны взрослых, причём как действительной, так и кажущейся. Часто подростки, чтобы доказать своим друзьям и родителям свою взрослость и крутость, начинают употреблять алкоголь и наркотические вещества, что как раз и является одной из форм девиантного поведения. В качестве протеста против несправедливости взрослых часто рассматриваются такие явления, как уход из дома и бродяжничество. Под действительной несправедливостью со стороны взрослых здесь можно рассматривать такие явления, как чрезмерный контроль ребёнка или несоответствие наказания проступку подростка. Кажущая несправедливость это, как правило, необоснованные, с точки зрения ребёнка, запреты со стороны взрослых или слишком высокие требования к нему.

Также причиной возникновения девиаций может стать недостаток внимания по отношению к подростку со стороны его родителей. Когда ребёнок чувствует себя обделённым вниманием, он начинает совершать какие-либо действия, выходящие за рамки обыденного и привычного, чтобы привлечь к себе внимание.

Зачастую эти действия носят девиантный характер, потому что они всегда привлекают к себе внимание и по мнению подростка становятся наиболее простым путём достижения цели. Например, это могут быть попытки суицида, драки или хулиганство, демонстративный уход из дома.

Источники

  • https://psyholic.ru/fobii-manii/deviantnoe-povedenie-primery.html
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/deviantnoe-i-delinkvetnoe-povedenie-podrostkov.html
  • http://fb.ru/article/315444/otklonyayuscheesya-povedenie-i-ego-tipyi-prichinyi-deviantnogo-povedeniya
  • https://psychologist.tips/126-deviantnoe-povedenie-detej-i-podrostkov-prichiny-profilaktika-i-korrektsiya.html
  • https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/8-klass/sotsialnaya-sfera/otklonyayuscheesya-povedenie
  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/deviantnoe_povedenie_rebenka/
  • https://psychologist.tips/143-deviantnoe-povedenie-vidy-prichiny-i-proyavleniya.html
  • https://szabotoi.ru/vospitanie/deviantnoe-povedenie-detey-doshkolnogo-vozrasta
  • https://emberint.ru/articles/deviantnoe-povedenie/
  • https://9psy.ru/deviantnoe-povedenie-prichiny-primery-i-sposoby-resheniya-problemy
  • https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/deviantnoe-povedenie-deviaciya-chto-ehto-takoe-devianty.html
  • https://ladyeve.ru/interesnoe/deviantnoe-povedenie.html
  • http://fb.ru/article/180542/deviantnoe-povedenie-primeryi-deviantnoe-povedenie-podrostkov-prichinyi-formyi-profilaktika
  • http://atlasplay.ru/otricatelnoe-deviantnoe-povedenie-primery/
  • https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/otklonyayuscheesya-povedenie-i-socialnye-normy-prichiny-raznovidnosti-i-illustracii.html
  • https://UstamiVrachey.ru/psihologiya/deviantnoe-povedenie-u-podrostkov