Развитие мышления у ребенка, как развить и научить мыслить детей

Содержание
  1. Как ребенок мыслит
  2. Виды мышления ребенка
  3. Наглядно-действенное
  4. Образное
  5. Логическое
  6. Правила развития логики у дошкольников
  7. Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников
  8. Сравнение
  9. Обобщение
  10. Анализ
  11. Синтез
  12. Классификация
  13. Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка
  14. Что следует развивать
  15. Нарушение мышления у детей
  16. Какими средствами можно развить образное мышление у детей?
  17. Специалисты предлагают!
  18. Наиболее популярные средства развития образного мышления:
  19. Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников
  20. Игра «Мамы и их детеныши»
  21. Игра «Чудесный мешочек»
  22. Упражнение «Волшебные очки»
  23. Упражнение «Загадки – отгадки»
  24. Дженга
  25. Развитие мышления у детей дошкольного возраста
  26. Связь с действием
  27. Наглядно-действенное мышление
  28. Обессии у человека
  29. Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет
  30. Патологии операционной стороны психического процесса
  31. Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации
  32. «Что лишнее?»
  33. «Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)
  34. Готовность к школе Дополнительная информация
  35. Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление
  36. Игры на ассоциации
  37. Упражнения на логические рассуждения
  38. 9 основных интеллектуальных способностей, которые нужно развивать у детей
  39. Нарушения, затрагивающие динамику мышления
  40. Использование дошкольниками средств логического мышления
  41. Формы логического мышления
  42. Мыслительные операции

Как ребенок мыслит

Как мы знаем, наш мозг состоит из двух полушарий: левое отвечает за логику и аналитическое мышление, правое – за творчество.

Люди с развитым левым полушарием отличаются последовательностью и абстрактностью мышления, а с правым – склонностью фантазировать и мечтать. Именно из людей с развитым правым полушарием головного мозга получаются люди всех творческих профессий: поэты, художники, писатели, музыканты и т.д.

Есть также отдельный вид людей с одинаково развитыми и правым и левым полушариями.

Как правило, это гениальные или очень неординарные люди.

Специалисты советуют, что изначально в ребенке нужно развивать абстрактное и творческое мышление одновременно и гармонично. Потому что предрасположенность выяснится, как правило, не сразу, а в ходе занятий. Вы просто увидите, с чем ваш ребенок справляется легче.

Обращайте внимание за ходом мышления вашего чада, ибо это поможет ему в его дальнейшей жизни.

Виды мышления ребенка

Весь сложный и комплексный процесс мышления подразделяется на четыре основных типа:

  • наглядно-действенное
  • образное
  • логическое
  • творческое

Наглядно-действенное

Именно людей с таким сильно развитым типом мышления называют людьми с «золотыми руками».

Среди таких людей: гениальные конструкторы и талантливые хирурги.

Этот вид мышления присущ всем детям. Все малыши любят исследовать, трогать и пробовать, они разбирают игрушки и зачастую просто ломают их из желания познать, как же они устроены внутри.

Образное

Образное мышление у детей начинает формироваться в дошкольном возрасте, в пять-шесть лет. Дети начинают рисовать, собирают что-то из конструктора, играют, представляя образы и фигуры в уме.

Именно на педагогах в детском саду лежит ответственность за формирование у ребенка умения создавать в уме образы, запоминать и пересказывать, тренировать память на воспроизведении различных ситуаций. Например, воспитатель показывает картинки животных для детей, и они рисуют понравившихся зверушек по памяти.

Поскольку школьная программа в своей значительной части состоит из заданий по тренировке логического мышления, в школьном возрасте ребенку необходима уже помощь родителей в развитии образного мышления. Обязательно нужно заниматься дома самостоятельно: рисовать, лепить, создавать поделки, а также читать и пересказывать прочитанное. Полезно также придумывать с ребёнком истории и интересные сценки.

Логическое

В период начальной школы, в возрасте шести-семи лет, начинает развиваться логическое мышление.

Ребенок учится аналитически мыслить, вычленять главное, обобщать и делать выводы. Однако, в современных школьных реалиях, развитие логики у ребенка совершенно шаблонно и стандартно однобоко. Нет творчества, нет креативности. Всё это от отсутствия времени у учителя и загруженности и плотности программы и заданий. У школьников масса задач и ни одной с более-менее креативным решением. У задачи по учебнику – одно решение, хотя по факту её можно решить творчески и по-другому. Но этому не учат в школе, к сожалению.

И вновь ответственность за это падает на плечи родителей. Не надо заставлять ребенка решать сотни стандартных однообразных задачек.

Лучше сыграйте с ребенком в настольные игры: в шахматы, шашки, монополию или колонизаторов.

Именно там для решения логических задач вам потребуется вся ваша фантазия, там нет шаблонных решений. А творческие и нестандартные решения вкупе с логикой развивают мышление.

Правила развития логики у дошкольников

  1. Несмотря на то, что зачатки логики должным образом формируются только у старших дошколят, а в некоторых случаях в начале школьного обучения, более успешно процесс развития логического мышления будет проходить именно в игровой форме.
  2. Для достижения определенных результатов по развитию логики у детей важно знать о необходимости хорошо развитой психики: мышления, внимания, памяти, речи. Поэтому все техники, методики будут направлены на взаимосвязь развития логического мышления и других психических процессов.
  3. Взрослые должны понимать, что логика является высшей формой развития мышления, опирающегося на обширный уровень знаний об окружающей действительности, то есть интеллект. Все домашние занятия на логику у ребенка должны содержать разнообразный материал о предметах, явлениях, событиях мира, в котором живет ребенок.
  4. Родителям нельзя забывать о том, что развить логическое мышление у ребенка можно только в процессе постепенной и последовательной работы. Тренировки логических операций: понятий, суждений, умозаключений, должны начинаться с младшего дошкольного возраста, как только у ребенка появится определенный опыт окружающей жизни и развитая речь.

Мыслительные операции и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Обобщение

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Дети играют
Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка

Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам.

Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения. В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях.

Что следует развивать

В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика.

На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Чем похожи стол и стул?», «Положи на тарелку только фрукты»).

Средний дошкольный возраст отличается бурным развитием образного мышления, поэтому логические операции лучше всего тренировать, применяя соответствующие картинки. Это стадия активного формирования суждений. Необходимо следить за истинностью суждений, пояснять ребенку, если он ошибается, какие признаки нужно учитывать, и помогать ему сформулировать верное суждение.

Старший дошкольник не только активно использует формы и операции логического мышления, но и предварительно планирует свою деятельность: намечает логическую последовательность, что за чем он будет выполнять, обустраивает место для сюжетной игры и даже подключает коллективное планирование. Предшкольный этап важен для расширения запаса знаний. Следовательно, в этом возрасте должен постоянно появляться новый материал, на котором дошкольник практикует свои умения анализировать, обобщать, классифицировать и логически рассуждать.

Нарушение мышления у детей

У новорожденных детей практически отсутствует мышление и еще не имеет тех форм, которые привычны для взрослого человека. Поэтому нарушение мышления можно отметить по окончанию раннего детского возраста, когда у ребенка уже наблюдаются основные функции мыслительной деятельности:

  1. Возможность переносить имеющийся опыт на новые ситуации.
  2. Склонность к обобщениям.
  3. Проведение манипуляций с предметами, за счет чего ребенок способен устанавливать между ними связи.
  4. Запоминание связей и умение их переносить при решении задач.
Читайте также:  Можно ли употреблять морсы при грудном вскармливании

Причинами нарушения мышления у детей являются патологии в развитии головного мозга, его поражения или различные недуги. Видами нарушения мышления являются:

  • Разноплановость.
  • Соскальзывание.
  • Разорванность – потеря целенаправленности действий и нарушение связей между объектами. Проявляется в том, что у ребенка развивается бессмысленная речь. У ребенка наблюдается чередование следования и неследования инструкциям при выполнении действий.
  • Опора на скрытые признаки.

При нарушении мышления у ребенка может отмечаться быстрая речи, при которой он перескакивает с темы на тему (при ускорении мышления), или односложность высказываний, ответов (при инертности мышления). В последнем случае про ребенка могут говорить, что у него вообще отсутствуют мысли. Именно инертность не позволяет ребенку усваивать школьный материал в том же темпе, что и здоровые дети, поскольку он очень трудно все запоминает.

перейти

Какими средствами можно развить образное мышление у детей?

Важно: родителям для развития наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста на домашних занятиях лучше всего помогут средства, которые просты, доступны и понятны самим взрослым (игры, общение). При этом большую роль сыграет активность родителя, его образ жизни, так как родительский пример – половина успеха в воспитании собственного ребёнка.

Специалисты предлагают!

Средства, которые помогают развитию образного мышления, бывают классические и современные. Все они могут быть полезны для детей, однако для домашних занятий главным достоинством их должны быть: несложный для подбора наглядный материал (картинки, игрушки, бытовые предметы), интересные немонотонные действия (игровые движения, действия с ножницами, красками, карандашами, совместные беседы), доступность в показе и исполнении.

Наиболее популярные средства развития образного мышления:

  • настольные игры (разрезные картинки, лото, домино, вкладыши);
  • творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, макраме;
  • чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  • загадки, шарады, ребусы;
  • просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире;
  • семейный досуг, праздники, путешествия;
  • прогулки в природу: на даче, в лесу, парке;
  • общественные мероприятия: праздники, спортивные соревнования, туристические походы.

Игры и упражнения для дошкольников и младших школьников

Игра «Мамы и их детеныши»

Развивает образное мышление, обогащает словарь, способствует установлению смысловых связей. Играть можно с детьми всех возрастов, различие в том, что для малышей количество знакомых животных до 5-7 (домашние и животные зоопарка), у средних и старших дошколят объем наглядного материала увеличивается и усложняется. Дети воспроизводят образы тех животных, которых они могли видеть только на картинках (жираф, бегемот, коала). Взрослый предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ребенок должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для поддержания интереса у детей можно использовать художественное слово (загадки, песенки, стишки):

Жирафы

Мишка белый — к полюсу.
Мишка бурый — по лесу.
Этот — сел на эвкалипт,
Листья ест и много спит (коала).

Игра «Чудесный мешочек»

Классическая любимая игра детишек всех возрастов, в том числе и младших школьников, помогает закреплять образы предметов, мысленно воспроизводить их. Для малышей это будут знакомые игрушки, признаки которых они хорошо знают, например, маленький, мягкий, пушистый (мишка). А ребятам постарше можно подкладывать новые предметы, которые они сами должны определить на ощупь, или найти по описанию ведущего: «Найди в мешочке круглое, гладкое, холодное, маленькое (зеркальце)».

Упражнение «Волшебные очки»

Развивает умение группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы – шаблоны. Требуется небольшая подготовка, взрослый вырезает из плотной бумаги очки определенной формы, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы той формы, очки в виде которой надеты на игрока. Например, круглые очки – блюдце, зеркальце, колечко, крышка; квадратные очки – кубик, шкатулка, салфетка.

Упражнение «Загадки – отгадки»

Помогает развивать образное мышление, так как формирует у детей умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его признакам. Начинать разгадывать загадки нужно как можно раньше, когда ребенок еще только знакомится с окружающим миром. Тогда у малыша рано сформируется умение соотносить слово и образ. Маленьким деткам загадываются те предметы, признаки которых ярко выражены и дети их хорошо знают, например, овощи, фрукты, игрушки, транспорт.

Этот фрукт на вкус хорошо,
Он на лампочку похож (груша)!

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз).

Круглое, румяное,
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» – скажу (яблоко).

Для старших дошколят и младших школьников загадки усложняются, дети учатся видеть за описанием образа реальный предмет, понимать систему образов. Детей учат тому, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному (коротко, просто или сложно, красочно). Тематика загадок также усложняется, используются загадки о неживой и живой природе, растительном мире, разных видах транспорта, орудиях труда, профессиях людей, бытовых предметах. Вот как, например, может быть по-разному представлен один и тот же образ (снег).

Скатерть бела, весь мир одела.

Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.

Снег

Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло.

Дженга

Все большую популярность приобретают семейные настольные игры, которые разнообразят досуг, делают общение детей и взрослых более интересным и насыщенным. Помогает формировать умение видеть перспективу, что способствует развитию наглядно образного мышления у детей дошкольного возраста. Такие игры в разнообразии представлены в детских магазинах, их можно заказать по Интернету. Настольная игра «Дженга» широко известна по всему миру, чаще всего ее называют Башня. Считается, что это практически идеальная семейная игра. Основа ее в том, что из деревянных брусочков игроки строят башню, начиная каждый новый этаж с вытаскивания по бруску из нижнего и достраивают постройку строго . Побеждает тот, кто меньше всех обрушивал башню или ни разу не сломал ее. Для повышения интереса игроков бруски можно разукрасить в различные цвета или даже внести изменения в правила «Дженги» — например, играть в фанты, написав на различных брусках смешные задания, который выполняет проигравший.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

Развитие мышления у детей – это сложный процесс, требующий от родителей максимальной самоотдачи и упорства. Необходимо научиться замечать даже маленькие победы и гордиться своим чадом. Только тогда у него появится стимул идти вперед, стремиться к новым победам и свершениям. Если же просто предъявлять к дошкольнику повышенные требования, не предлагая помощи, он может очень быстро разочароваться. В таком случае нередко желание что-то делать пропадает очень стремительно.  Мышление – процесс, который зависит от многих факторов. В дошкольном возрасте у детей обнаруживается интерес ко всему, что их окружает. Вот почему это лучшее время для роста мышления, и важно не упустить этот момент.

Связь с действием

Ребенок дошкольного возраста не может мыслить абстрактно. Его ум занимает множество вопросов, однако не все кажутся ему интересными. Его мышление связано, в первую очередь, с действием. Это особенность ранних лет развития, которое тоже необходимо учитывать, планируя соответствующие занятия в детском саду. Иногда кажется, что мышление у некоторых детей запаздывает. В такой ситуации нет ничего трагического и экстраординарного. В этом случае необходимо обратить внимание на другие познавательные процессы, проводить соответствующие занятия. Раз мышление обусловлено действием, можно предположить, что его становление происходит постепенно в зависимости от того, насколько ясно и наглядно ребенок может себе что-то представить. Есть специальные методики, позволяющие учитывать особенности развития мышления у ребенка дошкольного периода. Искусственное создание заинтересованности – важный шаг на пути к успеху. Нельзя оставлять ребенка без присмотра, необходимо стараться всегда его чем-то занимать.

Наглядно-действенное мышление

В раннем детстве у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление. Оно опирается на действие. Ребенок что-то увидел, проделал, запомнил. Выполняя определенные действия, ребенок развивается умственно, а не только физически. Вот почему так полезны занятия на мелкую моторику. Наглядно-действенное мышление позволяет повторять за взрослым и усваивать при этом новые знания. Представление о конкретном предмете формируется сообразно тому, какое впечатление он произвел на ребенка. Важна как внешняя форма, так и функция предмета, которую он в себе несет. Например, ребенок запоминает, что собака лает,  а машина едет по дороге. Тогда никогда он не перепутает, чем одно отличается от другого.

Обессии у человека

нарушение логического мышления

Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. Навязчивые мысли, идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений префронтальной коры, базального ганглия, поясной извилины.

Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет

Необходимо мед. обследование, консультации врачей, дефектологов.

Слабый уровень, или субнорма – свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требуются усилия психологов, педагогов, родителей для оказания помощи ребенку. Если большинство показателей психологических качеств не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться ребенок не сможет, рекомендовано поступление в школу, отложить на год, и активно заниматься с ребенком.

Средний уровень или норма – Типичен для детей, поступающих в школу. Если большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако это не освобождает родителей от текущего контроля за обучением, если ребенок будет предоставлен сам себе, то он может оказаться в числе неуспевающих.

Хороший уровень –превышает типичный уровень развития данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим программам.

Высокий уровень – редко встречается и говорит о незаурядности ребенка. Если половина показателей находится на этом уровне, а остальные на уровне хорошего развития , то ребенку нужна индивидуальная усиленная нагрузка, так как программа может быть для него слишком проста.

Читайте также:  Снотворное для детей до 1 года и старше: самые эффективные детские капли и таблетки

Структурное визуальное мышление позволяет видеть про­стейшие закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения («видеть» структуру) и оперировать этими законо­мерностями, переносить их в рамках данной структуры, то есть мыслить по аналогии. Отличие заданий этой серии от предыду­щей заключается в том, что требуется «продублировать» прин­цип связи между элементами, а не сами элементы.

Зона 1. Уровень патологии.Можно предположить, что в основе нарушений зрительного мышления имеются органичес­кие дефекты или функциональные нарушения в работе мозга или периферических отделов зрительного анализатора. Следует при­влечь данные тестов Тулуз-Пьерона и Бендер. Разработку психокоррекционной программы обязательно должно предварять ме­дицинское и дефектологическое обследование.

Зона 2. Слабый уровень развития структурного визуаль­ного мышления.Ребенок не может отвлечься от графического изображения как такового и видит не закономерности, для объяс­нения которых используется рисунок, а сам рисунок. Если изоб­ражение точно, хотя и схематично передает содержание текста, то ребенку оно может быть понятно. Если графически выделены связи, отношения, то рисунок становится непонятным. Взрослые не всегда сами осознают «уровень отвлеченности» графического изображения и поэтому недоумевают, почему ребенок перестает понимать. В этом случае использование рисунков следует пред­варять рассуждениями. Ребенок должен с помощью речевого анализа сначала представить то, что будет изображено графи­чески. Его надо научить изображать алгоритмы с помощью блок-схем, то есть выделять и акцентировать сам принцип действия, последовательность связей; при анализе чертежей к задачам учить искать сначала графическое выражение правила или теоремы, на которых основывается решение. Уделять больше внимания по­строению чертежей к задачам. Любая графическая работа долж­на предваряться и сопровождаться речевыми рассуждениями.

Зона 3. Средний уровень развития визуального струк­турного мышления.Ребенок может понимать смысл информа­ции, когда он передан графически, но самостоятельно не пользу­ется визуальными способами выделения логических связей или закономерностей, содержащихся в тексте. Обычно предпочита­ет прочесть пояснения к схемам и чертежам, чем разбираться самостоятельно. Если визуальное мышление не будет активно использоваться, то оно деградирует и развить его в старших клас­сах будет невозможно. Если визуальное мышление будет посто­янно задействовано, то оно может развиться и без каких-либо дополнительных усилий. Рекомендуется на первых порах все же сопровождать визуальный анализ рассуждениями.

Зоны 4 и 5. Визуальное структурное мышление развито хорошо (или высоко).Ребенок легко выделяет связи, законо­мерности, изображенные графически. Может быстро научиться «читать» схемы и чертежи. Самостоятельно применяет рисунки и схемы для лучшего понимания материала.

Патологии операционной стороны психического процесса

Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.

процессы мышления

Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Детская игра
Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает. В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

Готовность к школе Дополнительная информация

Необходимо мед. обследование, консультации врачей, дефектологов.

Слабый уровень, или субнорма – свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требуются усилия психологов, педагогов, родителей для оказания помощи ребенку. Если большинство показателей психологических качеств не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться ребенок не сможет, рекомендовано поступление в школу, отложить на год, и активно заниматься с ребенком.

Средний уровень или норма – Типичен для детей, поступающих в школу. Если большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако это не освобождает родителей от текущего контроля за обучением, если ребенок будет предоставлен сам себе, то он может оказаться в числе неуспевающих.

Хороший уровень –превышает типичный уровень развития данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим программам.

Высокий уровень – редко встречается и говорит о незаурядности ребенка. Если половина показателей находится на этом уровне, а остальные на уровне хорошего развития , то ребенку нужна индивидуальная усиленная нагрузка, так как программа может быть для него слишком проста.

«ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

Дополнительная информация:

  1. Визуальное мышление (линейное)- позволяет проводить операции сравнения различных изображений и их деталей в уме, а также дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам.

  2. Визуальное мышление (структурное) – позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения и оперировать этими закономерностями, мыслить по аналогии

  3. Понятийное интуитивное мышление – основано на личном опыте ребенка, связано с его способностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Этот тип мышления необходим, как база, для усвоения школьных знаний. Если у ребенка данный тип мышления попадает на уровень субнормы или патологии, то возможны проблемы с обучением.

  4. Речевое мышление – показывает возможность ребенка воспринимать информацию на слух. При объяснении материала таким детям легче проговаривать «про себя», размышлять вслух. Объяснение с помощью схем и таблиц, не дадут положительного результата.

  5. Понятийное логическое мышление — характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, может использовать их на практике.

  6. Понятийное образное мышление – если у ребенка это мышление развито лучше остальных, то при объяснении материала, ему это необходимо увидеть. Однако надо приучать ребенка к пониманию со слуха, это можно и нужно развивать, прося ребенка проговаривать информацию, прося объяснить, почему он это делает так, а не иначе.

  7. Абстрактное мышление— решение задач посредством выделения различных формальных признаков и оперирование ими. Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой.

  8. Скорость переработки информации – показывает, насколько быстро может ребенок работать на уроке, получать информацию от учителя и перерабатывать ее, умеет ли ребенок работать по инструкции

  9. Внимательность – показывает, насколько долго ребенок может, не утомляясь работать внимательно, то есть можно говорить о его работоспособности на уроке. Если оба показателя, скорость переработки информации и внимательность, находятся в зоне патологии, или в зоне субнормы, необходима консультация невролога.

Оценка общей готовности ребенка к школе:

(в зависимости от преобладания уровня развития того или иного психологического качества, вы можете оценить общий уровень готовности ребенка к школе)

Уровень патологии – свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития. Необходимо мед. обследование, консультации врачей, дефектологов.

Слабый уровень, или субнорма – свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов.

Развивающие задания для дошкольников на логическое мышление

Если в младшем дошкольном возрасте ведущим является наглядно образное мышление, то старшие дети на пороге школьного обучения должны опираться на логику в своих умозаключениях. Также важно все свои решения обосновывать словесно. Поэтому данный вид мышления имеет еще одно название – вербальное.

К эффективным приемам, развивающим словесно логическое мышление у старших дошкольников, относят дидактические игры и упражнения.

Игры на ассоциации

Словесные игры на выстраивание ассоциативного ряда с интересом воспринимаются дошкольниками, так как опираются на образы. Дети представляют, что стоит за предложенным понятием и придумывают слова, имеющие отношение к этому понятию.

1.Кто похвалит лучше всех. Детям предлагают придумать как можно больше характеристик для одного объекта. Можно придать соревновательный характер данной игре.

2.Определи хозяина. Называют детям один-два ярких признака, на основе которых они определяют целостный образ.

  • хвост и ушки
  • ручка
  • колючки
  • лист
  • крышка

3.Свободные ассоциации. Инструкция: «Какой образ или признак ты вспоминаешь, когда слышишь это слово?». В игре могут принимать участие несколько человек. Первый называет любое слово, второй свою ассоциацию с ним, третий называет качество или понятие, ассоциирующееся с предыдущим словом. Иногда можно уточнять, почему именно эта ассоциация возникла у дошкольника.

Упражнения на логические рассуждения

1.Выполнение заданий с использованием наглядного материала. Детям предлагают картинки с изображениями, где им предстоит определить лишний объект, подобрать недостающий, или вставить пропущенную фигуру на свое место.

Дошкольник не только находит решение, но и поясняет свой выбор, вербализирует свои рассуждения.

2.Хитрое лото. Подготавливают два одинаковых набора картинок. Дети играют в паре, каждый участник получает свой набор.

Один из участников выбирает по своему усмотрению одну картинку и, не показывая ее, описывает изображение, выделяя основные признаки. Второй участник отгадывает, а затем предлагает свое описание другой картинки.

3.Отгадай-ка! Желательно участие четверых и более детей. Дошкольники образуют две подгруппы. Одна из них договаривается, какой объект загадать. Участники второй подгруппы, чтобы отгадать объект, задают вопросы, на которые можно отвечать только односложно – «да» или «нет».

Задача состоит не только в угадывании, но и в умении определять важные признаки. Получив отгадку, подгруппы меняются ролями.

9 основных интеллектуальных способностей, которые нужно развивать у детей

Однако надо приучать ребенка к пониманию со слуха, это можно и нужно развивать, прося ребенка проговаривать информацию, прося объяснить, почему он это делает так, а не иначе.

Читайте также:  Парацетамол: от чего помогает и как принимать (инструкция по применению)
  • Абстрактное мышление— решение задач посредством выделения различных формальных признаков и оперирование ими. Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой.

  • Скорость переработки информации – показывает, насколько быстро может ребенок работать на уроке, получать информацию от учителя и перерабатывать ее, умеет ли ребенок работать по инструкции

  • Внимательность – показывает, насколько долго ребенок может, не утомляясь работать внимательно, то есть можно говорить о его работоспособности на уроке. Если оба показателя, скорость переработки информации и внимательность, находятся в зоне патологии, или в зоне субнормы, необходима консультация невролога.

  • Оценка общей готовности ребенка к школе:

    (в зависимости от преобладания уровня развития того или иного психологического качества, вы можете оценить общий уровень готовности ребенка к школе)

    Уровень патологии – свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития. Необходимо мед. обследование, консультации врачей, дефектологов.

    Слабый уровень, или субнорма – свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. Требуются усилия психологов, педагогов, родителей для оказания помощи ребенку. Если большинство показателей психологических качеств не превышают данного уровня, то самостоятельно обучаться ребенок не сможет, рекомендовано поступление в школу, отложить на год, и активно заниматься с ребенком.

    Средний уровень или норма – Типичен для детей, поступающих в школу. Если большинство показателей не опускается ниже этого уровня, то делается заключение о готовности ребенка к школе. Однако это не освобождает родителей от текущего контроля за обучением, если ребенок будет предоставлен сам себе, то он может оказаться в числе неуспевающих.

    Хороший уровень –превышает типичный уровень развития данного возраста, является необходимым и достаточным для обучения по гимназическим программам.

    Высокий уровень – редко встречается и говорит о незаурядности ребенка. Если половина показателей находится на этом уровне, а остальные на уровне хорошего развития , то ребенку нужна индивидуальная усиленная нагрузка, так как программа может быть для него слишком проста.

    «ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

    Дополнительная информация:

    1. Визуальное мышление (линейное)- позволяет проводить операции сравнения различных изображений и их деталей в уме, а также дополнять и восстанавливать изображения по их фрагментам.

    2. Визуальное мышление (структурное) – позволяет видеть закономерные взаимосвязи в организации элементов изображения и оперировать этими закономерностями, мыслить по аналогии

    3. Понятийное интуитивное мышление – основано на личном опыте ребенка, связано с его способностью самостоятельно разбираться в материале и самообучаться. Этот тип мышления необходим, как база, для усвоения школьных знаний. Если у ребенка данный тип мышления попадает на уровень субнормы или патологии, то возможны проблемы с обучением.

    4. Речевое мышление – показывает возможность ребенка воспринимать информацию на слух. При объяснении материала таким детям легче проговаривать «про себя», размышлять вслух. Объяснение с помощью схем и таблиц, не дадут положительного результата.

    5. Понятийное логическое мышление — характеризует способность ребенка учиться. Благодаря этому типу мышления ребенок понимает суть правил, законов, формул, может использовать их на практике.

    6. Понятийное образное мышление – если у ребенка это мышление развито лучше остальных, то при объяснении материала, ему это необходимо увидеть. Однако надо приучать ребенка к пониманию со слуха, это можно и нужно развивать, прося ребенка проговаривать информацию, прося объяснить, почему он это делает так, а не иначе.

    7. Абстрактное мышление— решение задач посредством выделения различных формальных признаков и оперирование ими. Развитию абстрактного мышления способствуют занятия математикой.

    8. Скорость переработки информации – показывает, насколько быстро может ребенок работать на уроке, получать информацию от учителя и перерабатывать ее, умеет ли ребенок работать по инструкции

    9. Внимательность – показывает, насколько долго ребенок может, не утомляясь работать внимательно, то есть можно говорить о его работоспособности на уроке. Если оба показателя, скорость переработки информации и внимательность, находятся в зоне патологии, или в зоне субнормы, необходима консультация невролога.

    Оценка общей готовности ребенка к школе:

    (в зависимости от преобладания уровня развития того или иного психологического качества, вы можете оценить общий уровень готовности ребенка к школе)

    Уровень патологии – свидетельствует о нарушении формирования психических процессов, об аномалиях развития.

    Нарушения, затрагивающие динамику мышления

    Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.

    • Соскальзывание. При нормальном и последовательном рассуждении о чем-либо, не теряя обобщение, больные начинают говорить об абсолютно других вещах. Они могут соскользнуть на другую тему, не завершив предыдущую, мысля по неадекватным ассоциациям или рифмам. При этом воспринимая такие оговорки как норму. Из-за этого процесса нарушается нормальный и логичный ход мысли.
    • Откликаемость. Процесс, при котором пациент откликается на все внешние раздражители. Он сначала может рассуждать критично и адекватно, но потом воспринимать все абсолютно раздражители как адресованные к нему, считать подручные предметы одушевленными, которым обязательно требуется помощь или его участие. Такие люди могут потерять ориентацию в пространстве и времени.
    • Непоследовательность. Больной человек отличается непоследовательными суждениями. При этом сохранны все основные свойства мышления. Человек может непоследовательно выражать логичные суждения, анализировать и обобщать. Такая патология очень часто встречается у людей с сосудистыми заболеваниями, травмами головного мозга, МДП, а также бывает это нарушение мышления при шизофрении, но составляют около 14% из общего количества болезней.
    • Инертность. При сохранных функциях и свойствах мыслительного процесса темп действий и суждений заметно замедлен. Переключаться на другое действие, цели, действовать не по привычке для человека крайне сложно. Часто инертность встречается у людей, больных эпилепсией, МДС, эпилептоидной психопатией, а также может сопровождать депрессивные, апатичные, астеничные состояния.
    • Ускорение. Слишком быстро возникающие идеи, суждения, которые даже влияют на голос (он может охрипнуть из-за постоянного речевого потока). При такой патологии возникает повышенная эмоциональность: когда человек что-то рассказывает, он слишком жестикулирует, отвлекается, подхватывает и выражает низкие по качеству идеи и ассоциативные связи.

    Использование дошкольниками средств логического мышления

    Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.

    Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).

    Формы логического мышления

    Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:

    • понятие
    • суждение
    • умозаключение

    Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)

    Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.

    В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.

    Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).

    Мыслительные операции

    К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

    Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное.  Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.

    Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.

    • Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.
    • Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.
    • Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.
    • Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию. Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками. А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).
    • Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.

    Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.

    Источники

    • https://www.motti.ru/2018-04-24/kak-razvit-myshlenie-u-rebenka
    • https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-logicheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov
    • http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvitie-myshlenija.html
    • https://alldoshkol.ru/process/razvitie-logicheskogo-myshleniya
    • http://PsyMedCare.ru/narushenie-myshleniya-cheloveka-pri-shizofrenii-detey-vidy
    • https://myintelligentkids.com/kak-razvivat-obraznoe-myshlenie-u-rebenka-i-chto-nuzhno-znat-ob-etom-roditelyam
    • https://psyh.info/article/deti-do-3h-let/razvitie-myshleniya-u-detej.html
    • http://fb.ru/article/162390/kakie-byivayut-narusheniya-myishleniya-narushenie-myishleniya-prichinyi-simptomyi-klassifikatsiya
    • https://c-univermag21.ru/vizualnoe-myshlenie/