- Отклонения в звуке «р»
- Почему дети плохо рычат
- Постановка твердого звука
- Упражнения для дыхания
- Упражнения для губ
- Упражнения для языка
- Упражнения для растяжки уздечки язычка
- Игры-занятия
- Сценарий 1
- Сценарий 2
- Сценарий 3
- Упражнения для закрепления навыка
- Разминка
- Применяй рычащие слова
- Скороговорки
- Чистоговорки
- Дифференциация звуков
- Логопед и детский сад
- Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
- Предварительная тренировка язычка
- Упражнения на букву «Р»
- Тренировка звука в разговоре
- Логопедическим упражнениям — самое время
- Упражнения для усовершенствования произношения
- Что должны сделать родители?
- До какого возраста картавость считается вариантом нормы?
- Учим ребёнка проговаривать букву «р»: советы логопеда
- Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука
- Скороговорки
- Как взрослому научиться выговаривать букву р
- Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика
- Упражнения для дыхания
- Упражнения для губ
- Упражнения для языка
- Логопедические упражнения в домашних условиях
- Игры для развития навыка
- Как быстро научиться выговаривать букву р
- Помощь ребенку в постановке речевых дефектов
- Зарядка для языка: артикуляционные упражнения
- Грибок
- Чистим зубы изнутри
- Маляр
- Гармошка
- Футбол
- Причесываем язычок
- Заводим мотор
- Волшебная палочка
- Слушаем Р твердый
- Р мягкий
- До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой
Отклонения в звуке «р»
Постановка звука «р» даже при нормальном развитии ребенка может происходить через употребление других, близких по артикуляции или звучанию звуков (зашумление речи). И если проблема р-произношения есть, она становится наиболее актуальной в первом классе.
Одноклассники могут подтрунивать над картавящим или лэ-кающим сверстником. Это довольно неприятно и психологически давит на первоклашку. Но исправить произношение «р» можно в любом возрасте, если для этого нет физиологических ограничений.
При правильном произношении кончик языка вибрирует, а сам язык при этом слегка подвернут кверху. Неправильное произношение «р» может быть очень разным в зависимости от способа подмены звука, который выбрал ребенок:
- Подмена р=л: [р]ыба=[л]ыба, вы[р]ос=вы[л]ос, саха[р]=саха[л].
- Подмена р=в: [р]ыба=[в]ыба, вы[р]ос=вы[в]ос, саха[р]=саха[в].
- Подмена р=г: [р]ыба=[г]ыба, вы[р]ос=вы[г]ос.
- Подмена р=й: [р]ыба=[й]иба, вы[р]ос=вы[й]ос, саха[р]=саха[й].
- Подмена р=[__] [р]ыба=[__]ыба, вы[р]ос=вы[__]ос, ко[р]ова=ко[__]ова.
- Горловой или гортанный [р], свойственный французам и немцам, получается, когда у ребенка при произношении «р» вибрирует мягкое небо или язычок. Похожий на французский звук называют грассирующим.
- Без вибрации возникает англоязычный звук, характерный для буквы R.
- Редкие случаи: когда вместо [р] малыш произносит [н] или глубокое [ы], использует вибрацию губ (кучерское «пррр»), создает боковую вибрацию или носовой [р].
Автоматизация звука происходит довольно быстро, а переучивать артикуляционный аппарат придется сложно и длительно. Если около 5 лет ребенок все еще неправильно говорит «р», испытывает трудности в разделении, соединении «р» и других звуков, постарайтесь как можно внимательнее отнестись к чистоте речи своего чада.
Поэтому при первых признаках некорректного звучания помогите ребенку справиться с проблемой «рычания». Тем более что в большинстве случаев достаточно выучить несколько упражнений для домашнего применения и периодически уделять им время.
Почему дети плохо рычат
Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.
Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах. Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.
Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с постановкой звуков у дошкольников, то лучше будет получить хотя бы одну логопедическую консультацию, чтобы быть уверенным, что домашние упражнения будут эффективными.
1. Анатомические признаки
- снижение подвижности языка;
- слабое развитие мышц губ и щек;
- неправильный прикус;
- особенное строение уздечки (подъязычной связки).
Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.
Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.
2. Особенности восприятия звуков
Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.
Случай из практики. У девочки с ослабленным зрением оказался абсолютный музыкальный слух. Но при этом речевой аппарат обладал удивительной инертностью. Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь это все нужно разровнять». Малышка попыталась повторить новое слово, и получилось: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня исправить произношение, ничего не выходило. Пришлось подсказать няне, что нужно подменить слово на «попроще»: ров-ный, вы-рав-ни-вать, раз-рав-ни-вать. После нескольких повторов в медленном темпе девочка стала верно произносить и читать слова по слогам: «раз-ров-нять», а затем и без труда соединила все звуки.
3. Лор-заболевания
Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.
4. Дизартрия
Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.
Постановка твердого звука
Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.
Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.
Упражнения для дыхания
- «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
- «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).
Упражнения для губ
- «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
- «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
- «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
- «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.
Упражнения для языка
- «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.
- «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.
- «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?
- «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.
- «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
- «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.
- «Парус». Открываем рот. Язык ставим за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.
Упражнения для растяжки уздечки язычка
Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.
- «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
- Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.
Игры-занятия
Готовый сценарий — специально для занятых родителей. Играйте ежедневно по 5-10 минут, не более. Избегайте оценочных фраз типа «Не так!», «Неверно!». Правильнее сказать: «Тебе будет удобнее вот так», «Лучше так», «Попробуй вот так». Показывайте образец выполнения задания. Любое последующее занятие начинается с 5-минутного повторения уже отработанных звуков.
Поощряйте старание ребенка, его стремление выполнить упражнение, самостоятельно изменить сюжет игры. Найдите хорошие слова для того, что происходит здесь, сейчас и именно с этим ребенком. Не вспоминайте вчерашние успехи и недочеты. Проговаривайте, что именно получилось у ребенка сегодня.
Сценарий 1
- «Веселые скачки». Соревнование всадников. Чья «лошадка» быстрее и громче цокает копытами, тот и победил. Звук копыт изображаем щелканьем языка.
- «Птичий двор». Изобразить звуки жителей птичьего двора. Пусть их предложит ребенок. Основная цель этого упражнения — научить малыша копировать сердитого индюка. Должно получиться что-то вроде [бл-бл-бл!], если язык быстро движется между губами вперед-назад.
- Мы немного задержались на птичьем дворе. Начинается буря. Подул ветер. Нащупай язычком бугорки за верхними зубами (взрослый показывает). Сильно не прижимай язык к бугоркам. Теперь растяни губы, как будто улыбаешься, и сильно дуй! Можно таким способом сдувать легкие предметы — их уносит буря. Важно добиться звука, напоминающего [тррр].
Сценарий 2
Игры на повторение логично переходят в новый сюжет с новыми упражнениями. Например, сегодня мы запрягли лошадку в повозку (карету, сани…), и управляет ею кучер.
- «Кучер». Лошадка сегодня уж очень резво скачет. Нужно ее остановить. Что произносит кучер, когда собирается остановить повозку? [Пррр]. Звук получается при вибрации губ.
- «Барабан». Продолжаем улыбаться. Барабаним, ударяя кончиком языка по бугоркам на верхнем небе. При этом произносим звук [д]. Нижняя челюсть не должна двигаться.
- «Блинчик». Упражнение помогает отработать оптимальную форму языка — широкую. Взрослый демонстрирует выполнение задания с помощью зеркала. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе, как блинчик на тарелке.
- Это же упражнение выполняется с улыбкой. Такой же широкий язычок нужно не спеша поднять к верхним зубам и нащупать им бугорки. Затем медленно и широко положить его на верхнюю губу.
Сценарий 3
Не забываем о повторении изученного и продолжении сюжетной линии игры, вплетая в нее новые упражнения.
- Сегодня «Заводи автомобильный двигатель». Это упражнение должно быть тщательно проработано взрослым. Важно воспользоваться зеркалом. Широкий язык поднимаем на верхние бугорки и проговариваем частый повторяющийся «д»: [дддддд]. В тот же момент указательным пальцем нужно передвигать язык вправо-влево под кончиком языка. Постепенно звук [ддддд] переходит в [ддррр].
Замечание. Из гигиенических соображений вместо пальца можно использовать чайную ложку. Упражнение повторяйте как можно чаще. Первое время перед зеркалом. Как только звук станет устойчивым, от вспомогательных предметов можно постепенно отказываться.
Упражнения для закрепления навыка
Навык — это результат обучения, устойчивое автоматическое выполнение какого-либо действия. Автоматизировать навык, значит путем многократного повторения и тренировки довести его до состояния, когда он выполняется «не задумываясь». Для этого совершенно не обязательно муштровать ребенка одними и теми же упражнениями. Устное народное творчество располагает огромным дидактическим материалом.
Разминка
Для разминки вспомните все слоги: [ра], [ря], [ро], [ре], [ру], [рю], [ры], [ри], [рэ], [ре]. Повторите для всех них пункты 2, 3, 4 и приступайте к занимательным играм со словами в поговорках, пословицах, скороговорках и чистоговорках!
Маленький секрет. Запаситесь воздушными шарами! Дети очень любят их. Надувание шариков способствует развитию легких, действует как дыхательная гимнастика, улучшает голос, укрепляет мышцы щек и губ.
Применяй рычащие слова
Пословицы и поговорки — прекрасный повод обсудить с малышом вопросы морали и проработать воспитательные темы, а повторение рычащих и шипящих произойдет само собой. Например, предложите обсудить такие народные высказывания:
- Без т[ру]да не вытащить и [ры]бку из п[ру]да.
- Где тонко, там и [рвё]тся.
- [Ре]ка с [ру]чейка начинается.
Скороговорки
Заставлять дошкольника что-либо делать — неэффективная стратегия, а вот втянуть его в соревнования — замечательная идея. Почему бы не использовать для семейного р-батла заранее заготовленные карточки с заданиями?
Возьмите хотя бы историю про «Карла и Клару» или «Траву на дворе». Скороговорки на «Р» не редкость и в специальной литературе и пособиях для родителей. Используйте любые из них или вот эти примеры о птицах:
- Пе[ре]пелка пе[ре]пелят п[ря]тала от [ре]бят.
- Т[ри] со[ро]ки-та[ра]т[ор]ки та[ра]т[ор]или на г[ор]ке.
- Хит[ру]ю с[оро]ку поймать — м[оро]ка, а с[оро]к с[оро]к — с[оро]к м[оро]к.
Чистоговорки
В отличие от скороговорок, методика чистоговорки не предполагает быстроту: нужно произносить так, чтобы не ошибаться в звуках, четко проговаривать каждый слог и звук. Объясните ребенку задание и придумайте вознаграждение за чистую речь. А вот пара примеров для начала:
- Жует п[оро]сенок м[ор]ковку сп[ро]сонок. Ба[ра]шек ба[ра]нку г[ры]зет споза[ра]нку.
- Во дв[оре] на [тро]ту[аре] т[ри] по[дру]жки [ри]совали. Зам[ер]ла в[оро]на: «К[ар]! [Ра]з[ри]сован [тро]ту[ар]!»
Дифференциация звуков
Чтобы [р] не конфликтовал с другими согласными, особенно, с сонорными, нужно автоматизировать не только трудный звук, но и его сочетания с другими. Так, для дифференциации «р» применяют слова, отличающиеся на одну букву. Пары слов, подходящие для дифференциации «р»:
- Рожь — ложь
- Лак — рак
- Лаз — раз.
В течение дня на упражнения для дикции должно уходить около 20-30 минут. Эффективнее, когда это время разбито на короткие эпизоды, игры, занимательные задания по 5-7 минут. Для ребенка от 3 до 7 лет гораздо интереснее играть и общаться со взрослыми, чем выполнять бессмысленные повторы, поэтому отдавайте предпочтение именно игровым методам. Подойдут также детские стихи, шуточный стишок и логоритмическая песенка по теме занятия.
Совет. Поиграйте в метаграммы: как, к примеру, сделать из реки море? Очень просто: [ре]ка — [ру]ка — лука — лужа — ложа — лоза — поза — по[ра] — го[ра] — го[ре] — мо[ре]. Заодно можно посчитать в пределах десяти: сколько шагов потребовалось для превращения? Со скольких попыток удалось подобрать цепочку?
Исправлять неправильное звукопроизношение и ставить корректное нужно скоро, но не быстро. Если вы намерены самостоятельно исправить речь у ребенка, то действуйте последовательно и методично. Чтобы не потеряться в современном потоке информации, на каждом этапе сверяйтесь с рекомендациями проверенных источников: консультацией логопеда, специализированной литературой или официальными публикациями детских психологов.
Старайтесь правильно выбирать время для занятия — когда ребенок в хорошем настроении и готов к сотрудничеству в игре. Разговаривать с ним о звуках лучше в процессе изучения книг и сказок, упражнений с кубиками, кассой букв и алфавитом. Объясните, что язычок следует приучать к работе, как и любые другие мышцы, не переставать тренироваться, как и в спорте. Факт, что язык — мышца, может стать для почемучки большим открытием!
Если не получается. Не всегда дошколята податливы в учении и тренировках. Когда что-то идет не так, родителям нельзя паниковать и нервничать в присутствии детей. Прервите занятие, успокойтесь и возвращайтесь к любимому детенышу в хорошем настроении.
Еще один важный совет: исключите дурной пример или заострите внимание ребенка на том, что подражать такому примеру — плохо. Иногда дети прекращают картавить, когда понимают, что это вызывает насмешки и излишнее внимание.
Важно! Стоит ли формировать у ребенка чувство стыда за его ошибки? Конечно, нет! Вместо того чтобы сделать замечание в стиле «Ты опять ошибся», обратите ситуацию в шутку. Многие фразы запоминаются всей семье и превращаются в веселое воспоминание. Вот примеры из недавней практики: тренер Варений Никанаевич (Валерий Николаевич), дедушка Усран (Руслан).
Логопед и детский сад
Если воспитатели детского сада или учитель начальной школы отмечают у ребенка особенности дикции, недостаточную чистоту речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте организованными дополнительными занятиями внутри образовательного учреждения. В отдельно сформированной группе, где у всех деток есть речевые недостатки, им намного комфортнее заниматься без стеснения и страха ошибиться.
Логопедический урок строится так, чтобы каждый малыш принял в нем максимальное участие. Обычно на каждом этапе от организационного момента до физкультминутки штатный логопед применяет специальные игры и упражнения, которые помогают детям раскрепоститься и научиться говорить по-новому.
Улучшение дикции у здорового и нормально физически развитого ребенка происходит уже после первых занятий. Но нужно научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, ощущать разницу в смыслах. Это ускорит и обогатит процесс обучения.
Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда
Постарайтесь следовать следующим принципам для успешного развития речевого аппарата ребенка:
- Основным правилом в логопедии является постепенность. Невозможно научить ребенка сразу выговаривать сложные скороговорки и фразы. Для начала необходимо освоить простые звуки: ра, ро, ар, ор, ир, ри
- Занятия должны быть интересны ребенку.Придумывайте гимнастику для разминки языка в игровой форме, постарайтесь увлечь ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
- Еще один принцип — регулярные занятия. Если вы начали заниматься с ребенком постановкой буквы «р», делайте это каждый день. Одного-двух занятий будет недостаточно
Теперь стоит усвоить технику постановки буквы «р»:
- Сначала звук «р» ребенок должен выговаривать отдельно
- Затем можно добиваться правильной постановки буквы в простых слогах
- После освоения слогов, пора переходить на правильное произношение буквы «р» в бытовой речи, скороговорках
Чаще всего бывает наоборот. Родители произносят быстрые и сложные скороговорки, где очень часто встречается буква «р».
Они думают, что так ребенок сможет выговорить быстрее этот сложный звук. На самом деле постановка звука усложняется, ребенку становится труднее его произнести.
Постановка буквы Р должна проходить в игровой форме
Предварительная тренировка язычка
Дома, примерно с 3-4 лет, можно проводить несложные упражнения, помогающие тренировать язычок. Среди них:
- Большой пальчик, вымытый предварительно, кроха должен положить под язычок, двигая им влево-вправо. Чтобы данное занятие не давило на него, можно поиграть в машинку, таким образом мы заводим мотор.
Игры -повторялки — хороший способ тренировок
- Если у малыша маленькая уздечка, то конечно можно ее подрезать у хирурга, а можно в домашних условиях попробовать растянуть ее. Для этого нужно приоткрыть рот, язычок присосать к верхнему небушку и производить раскачивающие движения -вниз.
- Следующая тренровка ассоциируется с чисткой зубов, для этого губы растягиваются в улыбке, а кончик язычка имитирует чистку задней поверхности зубов. Во время этого упражнения важно не двигать нижней челюстью.
- Еще одна действенная тренировка заключается в том, чтобы научить ребенка цокать языком, подражая при этом лошадке.
- Также подготовка заключается в развитии дыхательного аппарата. Для чего обычно надувают воздушные шарики.
Логопедические упражнения на букву Р
Следует помочь малышу развить сильный выдох, для этого необходимо высунуть мягкий язычок и плюнуть через него. Именно такой выдох нужен при произношении «Р».
Упражнения на букву «Р»
Тренировку следует производить сидя за столом. Еще одно условие для успешного выполнения тренировок – это два зеркала, одно из которых нужно маме или другому члену семьи, который занимается с крохой, а другое – малышу.
Занятия перед зеркалом позволяют ребенку контролировать произношение
Это необходимо для того, чтобы ребенок самостоятельно следил за правильностью выполнения тренировки.
Ниже перечислены широко применяемые логопедами упражнения:
- Нужно попросить ребенка открыть шире ротик, поднять язычок за верхние зубки. Зафиксировать результат на 15 секунд.
- Кончик язычка находится наружи, губы растянуты в улыбке. Ребёнка нужно попросить легонько прикусить кончик языка не менее 10 раз.
- Следует повторять цоканье языком не менее 15 раз, постепенно ускоряя темп.
- Открыв широко ротик малыш ударяет по бугоркам верхнего неба, при этом подражая дятлу, он произносит «Д-Д-Д» на протяжении 15 секунд.
Выполнять упражнение на проблемный звук нужно только в хорошем настроении, хорошо поиграть с крохой в машинки, при этом заводя их: «ТР-Р-Р». Важным моментом будет раскатистое «Р». Можно порычать, как тигр, лев, соседский песик.
Тренировка звука в разговоре
После того, как у ребенка освоены все вышеперечисленные упражнения, следует переходить к новому этапу: научить выговаривать букву в словах. Для этого кончик язычка в твердом состоянии прижимается к небу, «давай сделаем укольчик», и производится сильный выдох. При условии, что все правильно, кончик язычка должен завибрировать, что вызывает сильный и твердый «Р».
Упражнения на выговаривание звука Р
Конечно, это большой прорыв в обучении, но теперь стоит не менее важная задача: процесс автоматизации. Если опустить этот момент, то все пойдет насмарку.
Автоматизация – это довольно кропотливый процесс, который занимает длительное время. Сначала следует научить ребенка произносить букву в слогах, затем в словах, а позже в предложениях.
Первым делом происходит тренировка звука на стыке с согласными: «пр», «тр», однако здесь нужно фантазировать, так как у одного ребёнка идет быстрей на стыке со звонкими: «др», «жр». А у другого легче идет состыковка между согласными и гласными: «дра», «тра», причем, в этом случае гласные тянутся как можно дольше. Эти нюансы зависят от индивидуальностей ребёнка, и задача родителей – научить, подбирая нужный метод.
Логопедическим упражнениям — самое время
Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы, в небо улетают шаиики, а молоко дают коёвы…
Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.
Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:
- сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
- затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
- и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.
В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает — ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.
Упражнения для усовершенствования произношения
Упражнение 1
Пусть ребенок попробует имитировать различные звуки, например, едет трактор – «др-др-дррр», мурлыкает котик – «муррррр-мр-мр», рычит лев – «рррррр» и другие. Это упражнение можно проводить в виде игры.
Упражнение 2
Родители подбирают для произношения несложные слова, в которых встречается буква «р»: трактор, трава, дрова и др.
Упражнение 3
Наиболее распространенными помощниками в делах произношения являются скороговорки. Требуется найти как можно больше подобных скороговорок с буквой «р» или стихотворений и песенок со словами «гриб», «трактор», «грабли» и с частым употребление буквы «р».
Упражнение 4
Требуется сесть перед зеркалом и открыть рот. Нужно коснуться кончиком языка нёба и зафиксировать положение на несколько секунд. Упражнение повторяется не менее пяти раз, это поможет ребенку растянуть уздечку языка и научиться говорить правильно.
Что должны сделать родители?
Для успешной коррекции и обучения правильного произношения звуков, необходимо вычислить причинный фактор. Понять это поможет консультация логопеда и, при необходимости, стоматолога. Именно эти специалисты могут оценить состояние уздечки языка, развитие речевого аппарата, фонетического слуха и выявить проблему горлового произношения.
В индивидуальном порядке, учитывая сложность проблемы, ее причину и наличие дополнительных обстоятельств составляется индивидуальный план лечения и коррекции. Главное, родители должны понимать, что успех во многом зависит от работы специалистов и повторения материала в домашних условиях.
До какого возраста картавость считается вариантом нормы?
Сами логопеды признают, что «бить тревогу» следует лишь по достижению ребенка 5-летнего возраста. До 5 лет он имеет полное законное право не произносить некоторые буквы.
Объясняется это тем, что речевой аппарат до этого возраста еще развивается и ему требуется время, чтобы справиться со всеми сложностями.
Однако это вовсе не означает, что родители должны сидеть сложа руки. В домашних условиях можно заниматься с ребенком укреплением мышц язычка, делая упражнения и подготавливая речевой аппарат к произнесению этой сложной буквы.
Учим ребёнка проговаривать букву «р»: советы логопеда
Чтобы речь малыша развивалась правильно, следуйте рекомендациям специалистов.
1. Не нагружайте ребёнка, ему необходимо осваивать произношение постепенно. Сначала освойте самостоятельный звук «Р» и простейшие сочетания, такие как «РЕ», «РА», «РО», «РИ», «РУ». И в обратном порядке: «ЕР», «УР», «ИР», «АР», «ОР».
2. Чтобы добиться успеха, занятия должны быть интересными, а не нудными. С этой целью родителям следует их перевести в игровую манеру. Малыш увлечётся, у него всё получится.
3. Нельзя получить быстрый результат, некоторым деткам требуется 1,5—2 года на полное освоение буквы «Р». Занимайтесь ежедневно, такие мероприятия не терпят хаотичного проведения. У вас должен быть план тренировок.
Учим правильно произносить звук Р: автоматизация звука
Даже если «мотор» завелся, его очень трудно автоматизировать в беглую речь, так как звук Р считается самым коварным.
Как исправить дефекты речи? Перед тем, как доводить Р до автоматизма в словах, фразах, предложениях и в речи в целом, необходимо сначала обучить малыша соединению этого звука с другими: гласными и согласными. Далее рассмотрим способы постановки звука Р. Сначала отрабатывать Р через облегченные Д и Т в таких слогах, как:
- «тро/три/тра»;
- «дро/дри/дра».
Детский язык «отталкиваясь» от этих твердых звуков, постепенно переходит к Р. Затем ввести обратные слоги на: «ро/ри/ра» — «ор/ир/ар». До тех пор, пока у малыша не получится повторять Р в слогах с вибрацией до автоматизма, нельзя переходить к следующему этапу.
После четкого выполнения этих заданий можно переходить к словам. Начинать следует со слов, где рассматриваемая буква стоит впереди или через звукосочетание «тр» (рубашка, трава, трон и т. д.). Далее приступать к словам с серединным и конечным Р (корова, забор).
Затем, подобным образом, обучить различию твердого Р от мягкого. Как правило, малыш сам понимает различия и совершает звуковую подмену. Но иногда нужно объяснить ему, что для смягчения Р стоит передвинуть язычок. В результате всего этого развивается автоматизация Р.
Скороговорки
Учимся говорить букву Р. Для этой цели существует великое множество скороговорок. Ниже рассмотрим наиболее распространенные:
- На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- Испугался грома Рома, заревел он громче грома. От такого рева гром притаился за бугром.
- Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
- Прокоп пришел – кипит укроп. Прокоп ушел – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.
Как взрослому научиться выговаривать букву р
Возможность не произносить букву Р, называется картавостью и приносит массу неудобств, как ребёнку, так и взрослому. Формируются комплексы, и, к сожалению, освоить некоторые профессии картавым невозможно. У детей большая вероятность исправить это, после посещений логопеда, но вот как быть взрослому, тут вопрос. Как старше становиться человек, так больше работы требуется на постановку правильного произношения.
Речевой аппарат и мышцы взрослого, приучены к определённому произношению. Для переучивания необходимо приложить массу усилий, время. Только нет невозможного, важна тяга к лучшему и терпение, при сталкивании с трудностями. Признание проблемы, уже первый шаг к её решению, примите следующие рекомендации к сведению:
- Найдите в интернете несколько скороговорок. Не зря маленьких детей заставляют в детстве произносить их, они тренируют артикуляционный аппарат, помогая произносить звуки. Выделите примерно пять скороговорок с частым употреблением нужно буквы.
- Ни в коем случаи не избегайте слова, содержащие сложный для Вас звук. Нужно бороться со своими комплексами, работайте над своим отношением к дефекту. Скрыть произношение можно, но вот проблему углубите при этом ещё дальше в свою голову.
- Положите перед собой зеркало, произнося сочетания «ла», «та», смотрите в каком положение находится язык, губы.
Учимся говорить «Р»: речевая гимнастика
Многие родители задаются вопросом, как быстро научить ребенка говорить букву Р. В домашних условиях речевой аппарат разрабатывать можно, используя простые упражнения. На начальном этапе работы применяется речевая гимнастика. Именно она в совокупности с поэтапной постановкой звуков сделает речь малыша более четкой.
Речевая гимнастика делится на три группы, каждая из которых важна для формирования правильного звукопроизношения. Приведем несколько примеров каждого вида гимнастики, которые можно использовать при трудностях в произношении буквы «Р».
Упражнения для дыхания
“День рождения”. Попробуй представить, что перед тобой именинный торт со свечами. Покажи родителям, как ты будешь задувать свечи. Набери воздуха, чтобы задуть все разом. А затем попробуй задуть по одной из них.
“Полет снежинки”. Положи на ладонь кусочек пушистой ваты и представь, что это – снежинка. Попробуй сдуть её с руки. Получается? Попробуй сдуть одновременно два кусочка. Вдох должен быть через нос, а выдох – плавный, длительный через рот.
Упражнения для губ
“Заборчик”. Сомни крепко зубы. А теперь раскрой губы (не рот!) и покажи свой белый заборчик. Спрячь его обратно. Повтори упражнение 5-7 раз.
“Хоботок”. Попробуй показать, какой хоботок у слоника. Для этого максимально вытяни вперед губы. Вот какой хоботок!
“Лягушка”. Растяни губы в улыбке, покажи, какой широкий рот у лягушки.
Упражнения для языка
“Иголка”. Острую иголочку можно показать языком. Открой рот и вытяни узкий язычок вперед.
“Лошадка”. Попробуй показать, как цокает лошадка. Открой рот, подними и прижми язык к нёбу, щелкни им.
“Варенье”. Представь, что у тебя на губах сладкое варенье. Открой рот, попробуй язычком облизать верхнюю и нижнюю губу.
“Качели”. Открой рот, сделай острый язычок. Потянись язычком сначала высоко к носу, потом опусти его низко, к подбородку. Повторяй упражнение в той же последовательности: /вниз, пока язычок не устанет.
Делаем “Барабанщик” и другие полезные упражнения, как это показано на видео:
Логопедические упражнения в домашних условиях
На сегодняшний день найти логопеда не составит никакого труда. В садах есть специализированные группы, в которых основной акцент ставится на коррекцию речи. Также можно обратиться в специализированные центры. Однако все это требует времени и финансовых затрат. Тогда становиться логический вопрос: как научить выговаривать букву «р» в домашних условиях?
В первую очередь необходимо поставить звук «р». Это возможно сделать прибегнув к артикуляционной гимнастике. Основная задача такой терапии заключается в укреплении мышц языка, щек и губ.
Отдельные упражнения направляются на тренировку дыхания, которое необходимо в произношении буквы.
Для этого в помощь пригодятся следующие предметы:
- Мыльные пузыри;
- Воздушные шарики;
- Шарики для пин-понга.
Такой арсенал точно заинтересует малыша, и он с удовольствием будет принимать участие в игре.
- Кто быстрее надует шарик. Здесь важно присутствие всей семьи, чтобы у ребенка был стимул выиграть. Надувание шариков активирует все лицевые мышцы и хорошо разрабатывает дыхание
- Сила дыхания. Для этого расставляются в ряд шарики для пин-понга, ребенок должен набрать полный рот воздуха и со всей силой выдуть как можно дальше свой шар.
- Кто больше. Нужно по очереди с малышом надувать мыльные пузыри. И у кого он получиться больше, того и победа.
Во время игр старайтесь поддаваться малышу. Частые победы вызовут огромный интерес перед играми. И в скорости кроха сам будет просить повторить забавные состязания.
Далее для подготовки речевого аппарата следует регулярно повторять следующие упражнения:
- Рот нужно раскрыть, как будто сильно захотелось зевать и раскачивать язычок то , то вниз. При этом кончик языка необходимо задержать на 15 секунд упираясь зубы. Такое упражнение способствует разработке подъязычной уздечки и укреплению всех мышц ротовой полости.
- Язык держим в широком состоянии и пытаемся облизать верхнюю губу. Можно представить что нужно слизать вкуснейший крем, который остался после съедения торта. Повторяется упражнение несколько раз с интервалом 10-15 секунд.
- Упражнение «Малярная кисточка». Нужно представить, что язык является кисточкой для рисования, и ей необходимо тщательно выкрасить небо, щечки и губки.
- «В поймай язычок». Задача ребенка, как можно дальше высунуть язык и быстро поймать его губами, при этом выдыхая воздух.
- «Как скачет лошадка?». Для этого щелкаем языком о верхнее небо, при этом должны выходить звуки напоминающие скачки лошадок. Однако для некоторых деток такое упражнение может показаться сложным, но уже через несколько тренировок все должно получиться.
- «Спрятать язычок». Ребенок должен как бы приклеить язычок к нему на несколько секунд, чтобы его не нашел волчок. Это занятие развивает подъязычную уздечку.
- «Считаем зубки язычком». Малыш должен провести языком влево и вправо по внутренней стороне зубов и постараться посчитать их. Если кроха еще не владеет счетом, то можно предложить ему почистить зубки кончиком язычка.
- «Летит комарик». Малыш должен выдвинуть язычок за передние зубки и попробовать в этом положении произнести звук «з». После язык спрятать за зубки упершись в них и небо, и также произнести «з».
Такие логопедические игры позволяют укрепить мышцы и растянуть подъязычную уздечку. Все упражнения следует повторять ежедневно, только в этом случае возможна коррекция речи.
Однако это только дает возможность подготовить ребенка к произношению буквы «р». Для полной отработки речевой коррекции необходимы вспомогательные упражнения.
Игры для развития навыка
Дети, особенно раннего возраста не могут долго концентрировать свое внимание. Поэтому быстро устают выполнять однообразные упражнения.
Лучше если подготовка к постановке звука «р» будет происходить в игровой форме. Для разработки речевого аппарата важна подвижность языка.
Поэтому можно придумать много игр – упражнений для языка. Далее мы приводим несколько примеров таких игр:
- Поиграйте с малышом в лошадку. Всем знакомо, она как цокает. Покажите это ребенку.
Пусть повторяет за вами. Потом лошадку останавливаем: «тппррр». Поехали дальше: «ноо». Продолжаем цокать. - Играем в котика. «Как котик лакает молочко?». Ребенок выполняет движения, сильно высовывая язычок и «лакает» им. «Как котик облизывается?» Малыш облизывается, водя язычком по верхней и нижней губам.
- Играем в собачку. «Как собачка дышит, когда ей жарко?». Малыш широко открывает рот, и высовывает язык. Дышит так какое-то время. «Как собачка рычит, когда сердится?». Ребенок пытается порычать.
- Можно имитировать любых животных: лягушку, которая ловит муху языком, медведя, и других.


Такая артикуляционная гимнастика сможет подготовить речевой аппарат к произношению сложных звуков. К тому же ребенку понравится играть с мамой или папой. Можно придумывать новые игры, когда малыш потеряет интерес к прежним упражнениям.
Чтобы не пропустить возможных тревожных признаков, важно знать, что должен уметь делать ребенок в 3, 4, 6 месяцев и полтора года.
Во сколько месяцев малыш начинает самостоятельно сидеть и ходить. А еще вам обязательно пригодится материал о том, как развить у ребенка усидчивость и внимательность.
Как быстро научиться выговаривать букву р
Правильно и бегло произносить букву Р, весьма сложная задача, и распространённая. Для работы с ребёнком, упростят помогающие действия родителей, но взрослым придётся самостоятельно решать эту проблему. Выполняйте ежедневно следующие рекомендации:
- Как и детям, советуется проговаривать скороговорки, при этом, особый акцент отдаётся словам, с частым использование буквы Р.
- Частой ошибкой, полученной в детстве, когда воздух остаётся в горловине и не выпускается наружу. Тем временем, происходит нужного дрожания конца языка, что является обязательным критерием при произношении звуков «Р». В устранение изъяна, улыбнитесь, поднимая язык к нёбу, выпуская воздух, раскройте рот.
- Для улучшения подвижности кончик, также, натяните рот в улыбке, выпустите язык, легко покусывайте его кончик. Выполняйте данное упражнение в течение десяти секунд, затем отдых, снова повторите. Эту разминку необходимо повторять четыре раза в неделю, в день, а вообще, чем чаще, тем лучше.
Помощь ребенку в постановке речевых дефектов
У каждого малыша, звук «р» в негласно ассоциируется с работающим машинным мотором, рычанием животных или автоматные очереди. Поэтому ребенку можно предложить поиграть в интересные игры, во время которых он сможет тренировать укреплять речевой аппарат и весело проводить время.
- «Гонки». Выстроившись в одну шеренгу с родителями, братьями или сестрами, нужно «завести мотор», то есть должен исходить звук «дррр». Также не лишним будет издавать его все громче и громче. Это позволяет формировать правильное дыхание. Теперь набрав обороты нужно доехать до финишной прямой. В период езды также следует эмитировать автомобильные звуки. Если малыш во время игры не произносит звуки, то моно сказать ему, что его машина сломалась и сходит с трассы. Такой неожиданный поворот событий, конечно, немного расстроит кроху, но уже в следующем турнире он приложит все свои усилия, чтобы одержать победу.
- «Полицейский». Эта игра будет интересна как мальчикам, так и девочкам. Ведь каждый хочет защитить людей от злых преступников. Для этого папа может стать злым персонажем, которого дети будут преследовать, эмитируя звуки автомата (тра-та-та, тра-та-та).
- Веселый зоопарк. Можно предложить ребенку поиграть в зверей, которые живут в зоопарке, и общаются между собой с помощью рычания. Например, лисичка с медведем или тигр с волком.
Следует помнить, что вынуждать ребенка поиграть в ту или иную игру не принесет никаких результатов. Ему может быстро наскучить родительские развлечения, и он просто напросто откажется от игры. Всегда предлагайте развлечения учитывая интересы своего малыша. Если ему нравиться играть в машинки, то игра с солдатиками будет неуместна.
Зарядка для языка: артикуляционные упражнения
Занимаясь с ребенком упражнениями, не забывайте, что все они должны проходить в игровой форме. И дело не только в том, что вообще вся деятельность малыша в этом возрасте проходит в игре.
То, что вам кажется совсем легким, вашему малышу поначалу будет даваться совсем непросто. Мышцы язычка еще не готовы так резво двигаться. Некоторые упражнения будут даваться ему через силу и утомлять. Поэтому только с помощью игры и поощрений вы сможете добиться регулярности занятий.
Грибок
Язык нужно «приклеить» к верхнему небу, как при цокании «лошадкой». Подержать в таком положении около 10 секунд, отдохнуть. Повторить 3-5 раз.
Чистим зубы изнутри
Кончик языка с силой проводит по зубам изнутри — от десен к верхушке зуба. Повторить 5-8 раз.
Маляр
В улыбке приоткрыть рот, приподнять язычок и осторожно «гладить» небо от зубов до горлышка и обратно. Повторяем 8 раз.
Гармошка
«Приклеить» язык к верхнему нёбу, как в упражнении «Грибок» и опустить челюсть вниз как можно сильнее. Закрывать рот и опять открывать. Язычок при этом остается приклеенным. Повторяем 5-8 раз.
Футбол
Твердый кончик языка упирается то в одну щечку, то в другую. Взрослый оказывает пальцем сопротивление, нажимая на появившийся на щеке «мячик».
Причесываем язычок
Слегка прикусить кончик языка и продвигать его через зубы вперед и назад. Повторяем несколько раз.
Все эти упражнения постепенно тренируют язык, готовят его к произнесению буквы Р.
Освоив их, можно приступить к тренировке рычания. Для этого тоже есть специальные упражнения.
Заводим мотор
Широко улыбаясь, приоткрыть рот, поднят язык и с силой ударить по альвеолам, произнося «дын-дын-дын». Поначалу мотор работает медленно, потом ускоряется. Тренируемся по 5-10 секунд.
Еще один вариант — заводим мотор, говоря «д-д-д». Через пару секунд попросите ребенка сильно дунуть. То есть звук «д» должен произноситься на сильном выдохе.
При этом малыш сможет почувствовать ту самую вибрацию, которой пока не хватает для произнесения звука Р.
Волшебная палочка
Вам понадобится обычный медицинский шпатель или чайная ложка. Существует и специальный логопедический шпатель, вы сможете приобрести его в аптеки или интернет магазине. Однако многие успешно заменяют шпатель детским пальчиком.
Ребенок должен говорить звук «жжж», приоткрыв рот, а вы постепенно шпателем продвигаете кончик языка выше к нёбу. Попросите ребенка говорить и сильно дуть, как в упражнении выше, при этом сами опробуйте двигать шпатель вправо и влево, создавая вибрацию.
Слушаем Р твердый
Все то же самое, что и в предыдущем упражнении, только ребенок произносит звук «ззза». Здесь и вы, и малыш должны четко услышать твердый звук Р. Более подробно о работе над этим звуком расскажет следующее видео:
Р мягкий
Для того, чтобы услышать мягкий звук Р как в словах «рис», «ритм», ребенок должен говорить на выдохе «зззи». Ваша задача — опять же создавать вибрацию шпателем.
Освоившись с этими заданиями, можно просить ребенка повторять слоги и отдельные слова, в которых есть наша «важная» буква. Вы можете придумывать их сами или приобрести логопедические пособия.
И лишь когда звук Р уже стал появляться в речи, нужно переходить к разучиванию скороговорок. Эта ступень называется закрепление. Напомним, что все равно каждое занятие следует начинать с зарядки для язычка.
До какого возраста неумение выговаривать Р считается нормой
Специалисты полагают, что проблемное произношение буквы Р является серьезным симптомом лишь по достижении 5-летнего возраста. До этого периода нарушение звукопроизношения является нормой. Это можно объяснить тем, что органы речи развиваются около первых 5 лет жизни.
Если по достижению 5-ти летнего возраста у вашего ребенка, несмотря на ваши старания, трудности с произношением звука «Р», имеет смысл показать его логопеду
Однако это не значит, что родители не должны прикладывать усилия к развитию малыша. Рекомендуется укреплять языковые мышцы своего чада самостоятельно с помощью речевой гимнастики, тем самым подготавливая аппарат речи к произнесению этой непростой буквы.
- https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html
- https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-sovety-logopeda
- https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-vygovarivat-bukvu-r.html
- http://www.woman.ru/kids/evolution/article/92108/
- https://www.syl.ru/article/151273/new_kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-logopedicheskie-uprajneniya-dlya-bukvyi-r
- https://okeydoc.ru/esli-rebenok-ne-vygovarivaet-zvuki-r-i-l-chto-delat-roditelyam/
- http://OtvetProst.com/525-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
- https://more-vsego.net/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-v-domashnih-uslovijah-bystro.html
- https://ipupsik.com/razvitie/ranee-razvitie/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
- https://otvetclub.com/kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r/
- https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
- https://friendlymama.ru/razvitie/3-5-let/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/
- https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html