Гиперактивность у детей дошкольного возраста: лечение синдрома дефицита внимания (СДВГ) у ребенка до года и старше

Содержание
  1. Причины и симптомы СДВГ
  2. Как диагностировать и лечить у ребенка
  3. Прогнозы
  4. Диагностика
  5. Активный или гиперактивный: какая разница?
  6. Чем опасен синдром дефицита внимания
  7. 2. Признаки СДВ/СДВГ у детей
  8. Питание
  9. Медикаментозное лечение
  10. Рекомендации родителям гиперактивных детей
  11. Клиническая картина
  12. Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!
  13. Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?
  14. Пантогам в таблетках и сиропе
  15. Частые «спутники» СДВГ
  16. 2.2. Сопутствующие нарушения
  17. Принципы лечения в дошкольном возрасте
  18. Полезные игры
  19. Игры на внимательность
  20. Игры для снятия эмоционального напряжения
  21. Игры, для контроля двигательной активности
  22. Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?
  23. Раннее выявление синдрома гиперактивности
  24. На что родителям обратить внимание
  25. Конкретные признаки проблем со вниманием
  26. Виды
  27. Изменение условий
  28. Медикаменты

Причины и симптомы СДВГ

Гиперактивность — определенное расстройство головного мозга, при котором происходит чрезмерное возникновение нервных импульсов.

Патология проявляется излишней постоянной активностью ребенка, мешающей ему концентрироваться на конкретных вещах, управлять своими эмоциями.

Такую повышенную детскую активность специалисты связывают с дефицитом внимания.

Симптомы заболевания могут проявляться с самого рождения (о гиперактивности у грудничков читайте тут). Несмотря на высокую подвижность, у детей можно проследить отставание в развитии.

Признаки патологии младенцев и детей дошкольного возраста:

  • малыш долго не начинает говорить;
  • движения беспорядочны;
  • проблемы с запоминанием;
  • чрезмерная постоянная подвижность, активность;
  • плаксивость, капризность, раздражительность;
  • бессонница.

Гиперактивность не влияет напрямую на умственные способности ребенка в школе, однако в силу заболевания у него может быть низкая успеваемость, проблемы с обучением.

У деток школьного возраста проявляются такие симптомы:

  • заниженная самооценка, излишняя критичность себя;
  • рассеянность, неспособность концентрировать внимание;
  • раздражительность, нестабильное эмоциональное состояние;
  • нарушение координации движений;
  • появление различных страхов, фобий;
  • головные боли, нервные тики.

Причины появления патологии кроются еще на стадии развитии эмбриона или при родах:

  • травмы при родах;
  • появление патологий во время беременности;
  • гипоксия (нехватка кислорода эмбриону);
  • преждевременные роды;
  • неправильный образ жизни будущей мамы (употребление алкоголя, сигарет, вредная еда, стрессы, болезни).

Также появление гиперактивности могут спровоцировать негативная атмосфера в семье, жесткие методы воспитания, ссоры, развод родителей, неблагополучный образ жизни.

Как диагностировать и лечить у ребенка

Диагностировать гиперактивность самостоятельно невозможно, потому что симптоматика патологии схожа с симптомами многих неврологических заболеваний. Установит точный диагноз только врач.

Первичный осмотр проводится неврологом, психиатром, психологом. Для начала с ребенком просто беседуют, выслушивают все жалобы.

На основании первичного диагноза назначаются более детальные методы обследования:

  • МРТ, ЭЭГ головного мозга;
  • анализы крови, мочи;
  • нейроскопическое тестирование.

После проведения всех необходимых исследований, сбора анамнеза врач принимает решению по методу лечения ребенка.

Что делать, если у детей гиперактивность, как бороться с патологией и можно ли ее снизить у ребенка с помощью препаратов?

Среди медикаментов при гиперактивности у детей обычно выписывают следующие группы:

  • Для улучшения концентрации (Фокалин по 1 таблетке с утра, Викалин по 1 измельченной таблетке три раза в сутки);
  • Для улучшения мозговой деятельности ребенка (Глицин, Тенотен по 1 таблетке под язык два раза в сутки);
  • Антидепрессанты (любые, приобретаются строго по рецепту, Амитриптилин или Саротен по 10 мг в сутки);
  • Ноотропные — для улучшения кровообращения головного мозга (Фенибут по 100-200 мг три раза в день, Фенотропил по 100 мг после еды один раз в день).

Точные дозировки, способы применения назначает только врач в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста.

Дополнительно выписывают пищевые добавки для улучшения памяти и работы мозга, например, витамин В, цинк, кальций.

Медикаменты для лечения выписываются врачом только при осложнениях, в большинстве случаев в терапию входят народные средства, работа с психологом.

К наиболее эффективным народным рецептам относятся:

  • Отвар из зверобоя для памяти и улучшения сна. 1 ст. л. травы добавить в 1 ст. кипяченой воды, дать настояться 15 минут, процедить.
  • Отвар из лаванды. 1 ч. л. залить 1 ст. кипятка, настоять полчаса, процедить. Давать ребенку по 1 ст. л. перед сном.
  • Ароматерапия. Добавить в специальную аромалампу масла мяты, лаванды перед сном. Подобная ароматерапия поможет малышу расслабиться и крепко уснуть.
  • Ванна с морской солью и мятой. Во время вечернего купания добавить в ванну пару столовых ложек морской соли, эфирные масла (мяты, лаванды, лимона). Продолжительность купания составляет 15 минут.

Эффективными успокаивающими средствами будут аптечные травы в пакетиках: ромашка, мята, душица. Также в аптеке можно приобрести успокоительное Персен, в состав которого входят различные травы.

Одной из основных частей терапии является работа с детским психологом или психотерапевтом. В сложных случаях данный этап совмещается с медикаментозным лечением, в остальных ситуациях проводится, как отдельное полноценное лечение.

С ребенком проводятся различные упражнения, игры, которые развивают у малыша способность концентрироваться, улучшают работу мозга и памяти, повышают детскую самооценку.

Благодаря моделированию различных ситуаций возможно наладить контакт с родителями и ровесниками, научить ребенка правильному эффективному общению с людьми. При нарушениях речи занятия дополняются работой логопеда.

Прогнозы

Проходит ли гиперактивность у детей с возрастом и нужно ли лечить эту патологию? Без должного лечения и выполнения всех необходимых действий проблема ребенка будет прогрессировать с возрастом.

Постепенно он начнет замыкаться в себе, будут происходить серьезные нарушения психики.

Эта патология не только не проходит самостоятельно, даже развивается, если не обращать на нее внимания.

Без должного лечения малыш рискует вырасти личностью психопатического типа.

Только при полноценном комплексном лечении есть все шансы восстановить благоприятное психическое состояние малыша и избавить его от патологии.

Результат лечения и методы воспитания напрямую повлияют на то, каким вырастет ребенок.

Во время основной терапии и после нее родителями должны выполняться следующие правила для поддержания нормального состояния ребенка:

  • Соблюдать режим, ложиться спать и просыпаться в одно и то же время. Для более спокойного сна не грузить ребенка лишней информацией и не играть в активные игры.
  • Следить за полноценным и правильным питанием. Исключить из рациона фастфуд и быстрые углеводы, которые влияют на нервную систему.
  • Устраивать ежедневные пешие прогулки перед сном, стараться больше общаться с ребенком на тему его будничных дней и взаимоотношений со сверстниками.
  • Занять ребенка физической активностью, чтобы ему было куда девать свою излишнюю энергию, помочь подобрать свой вид спорта и регулярно водить на спортивные секции.
  • Не наказывать ребенка, не повышать на него голос, всегда общаться и объяснять все строгим спокойным тоном. Гиперактивные дети особенно остро нуждаются в похвале и поощрении.

Диагностика

Девочка с плюшевым медведем в руках разговаривает с доктором
Для постановки диагноза необходимо общение ребенка с врачом

Лечение назначают после того, как диагноз будет подтвержден.

  1. Первоначально доктор должен пообщаться с родителями ребенка, собрать всю информацию, жалобы, узнать, какие проявления тревожат отца с матерью, пообщаться с малышом, провести специальные опросники.
  2. Окончательный диагноз ставится, если у ребенка минимум полгода сохраняется хотя бы шесть характерных признаков.
  3. Специалист может отправить малыша на дополнительное обследование:
  • нейропсихологическое обследование, делается ЭЭГ при выполнении задач в состоянии покоя;
  • консультация педиатра, иногда признаки, которые описывают данный синдром, могут являться проявлениями анемии, гипертиреоза или других соматических заболеваний;
  • педиатр может направить ребенка на общий анализ крови, исследование уровня гормонов в крови;
  • может назначаться допплерография шеи и сосудов головы, а также электроэнцефалография.

Активный или гиперактивный: какая разница?

Часто мамы не уделяют должного внимания своему ребенку, и чтобы в глазах окружающих не выглядеть плохой матерью, списывают все на особенности поведения малыша. Часто можно услышать от мамочек, что их ребенок такой гиперактивный, что ничего с ним поделать нельзя. Но, возможно, малыш просто активный, а маме не хочется с ним возится? Попробуем объяснить, в чем кроется разница между активным и гиперактивным ребенком.

Гиперактивный малыш постоянно находится в движении и не может себя контролировать, а когда его силы на пределе, то он начинает плакать и падать в истерику, сам не понимая почему. В это же время активный ребенок просто любит подвижные игры, если его заинтересовать, то он с таким же увлечением будет часами рассматривать книжку или собирать пазлы.

Малыш с патологией говорит очень много и быстро, задает множество вопросов, но совершенно не интересуется и не выслушивает ответ, перебивает собеседника, игнорирует его обращения. Активный ребенок тоже много и быстро говорит, задает много вопросов, но с интересом выслушивает, что ему отвечают.

Гиперактивного ребенка уложить спать — колоссальные усилия. Кроме этого, у него могут наблюдаться частые расстройства желудка и аллергии. У физически развитого малыша проблем ни со сном, ни с едой, как правило, не замечается.

Гиперактивность малыша проявляется везде, независимо от того, в каком месте он находится, в то время как активный ребенок может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Еще такой малыш не агрессивный, он сам не провоцирует скандалы, но при конфликте сдачу дать может. Гиперактивному малышу свойственно затевать драки и конфликтные ситуации на пустом месте, при этом в ход могут пойти не только кулаки, но и камни с палками.

Мамы могут взять себе на заметку характеристику и симптомы поведения малыша с патологией, но точно диагностировать проблему может только квалифицированный специалист.

Чем опасен синдром дефицита внимания

Человек с синдромом дефицита внимания со стороны выглядит очень противоречиво: то откладывает на потом важные и простые дела, то становится одержим чем-то, забывая о сне и еде, стремясь добиться совершенства. Трудности во взаимоотношениях – одно из последствий СДВГ.

Но куда опаснее разочарование в себе, вытекающее из разочарования в деятельности, предвестником которого является скука. А скучать человек с СДВГ начинает очень легко: из-за особенностей функционирования мозга к деятельности быстро пропадает интерес, внимание рассеивается, отвлекают малейшие шорохи, дело остается незавершенным.

Читайте также:  Что подарить девочке на 5 лет (28 фото): выбираем интересный подарок на день рождения

Из-за хронической незавершенности у человека развиваются и накапливаются многочисленные страхи и комплексы, тревожность. В совокупности все названное способно вылиться в депрессию.

2. Признаки СДВ/СДВГ у детей

Между гиперактивным ребенком, который не может усидеть на месте и говорит без остановки, и тихим мечтателем, рассеянно уставившимся в пространство, есть нечто общее. Это невнимательность, одна из характеристик СДВ/СДВГ. Признаки заболевания зависят от проявления и сочетания трех основных характеристик.

  1. Невнимательность
    Ребенок часто отвлекается, с трудом концентрирует свое внимание на выполнении задания. Возникают проблемы с запоминанием инструкций, соблюдением правил. Самый первый признак, отмечаемый еще в дошкольном возрасте, — ребенок не смотрит в глаза, не вслушивается в обращенные к нему слова. Если это школьник, то за ним закрепляется прозвище «рассеянный с улицы Бассейной».
  2. Гиперактивность
    Взрослым кажется, что нетерпеливости и суетливости таких детей нет предела, будто внутри у них заведенная пружина. Избыточная общительность начинает проявляться очень рано. Такой ребенок без страха подходит к взрослым и детям, бесцеремонно вмешивается в игру. Неспособность усидеть на одном месте, желание сорваться со своего стула и куда-то идти, бежать — тоже характерные признаки гиперактивности.
  3. Импульсивность
    «Здесь и сейчас» — таков девиз ребенка с диагнозом СДВГ. Нетерпеливость может быть чертой характера, сформированной при неправильном воспитании. Однако, у гиперактивных детей она принимает угрожающие размеры. Ребенок на занятиях в детском саду и на уроке в школе постоянно перебивает взрослых, выкрикивает фразы, не может дождаться своей очереди в общей беседе. Развивается полная зависимость от сиюминутных желаний, отсутствует умение вникать в доводы за и против.

Опытные педагоги и родители со стажем утверждают, что многие дети бывают невнимательными, импульсивными и чрезмерно активными. Но синдром дефицита внимания и гиперактивности не появляется вследствие недостатков в воспитании, хотя их роль тоже нельзя отрицать. Это заболевание, требующее эффективного лечения и особой организации повседневной жизни детей.

Питание

Родителям нужно внести коррективы в питание. Поставленный специалистами диагноз подразумевает необходимость соблюдения времени приема пищи. Рацион должен быть сбалансированным, количество белков, жиров и углеводов — соответствовать возрастной норме.

Желательно исключить жареные, острые и копченые блюда, газированные напитки. Меньше есть сладкого, особенно шоколада, увеличить количество потребляемых овощей и фруктов.

Медикаментозное лечение

Большинство препаратов, которые могут помочь ребенку с дефицитом внимания, имеют множество побочных действий. Поэтому такое лечение применяется нечасто, в основном в запущенных случаях, при сильных неврологических и поведенческих отклонениях. Чаще всего назначаются психостимуляторы и ноотропные средства, которые воздействуют на головной мозг, способствуют нормализации внимания и улучшают кровоснабжение. Применяются также антидепрессанты и успокоительные средства, чтобы снизить гиперактивность. Самыми распространенными лекарствами для лечения СДВГ являются следующие препараты: “Метилфенидат”, “Имипрамин”, “Ноотропин”, “Фокалин”, “Церебролизин”, “Декседрин”, “Страттера”.

дефицит внимания у детей признаки методы лечения

Рекомендации родителям гиперактивных детей

Многие не желают прислушиваться к советам психологов и пытаются строго воспитывать своего непоседливого малыша, пытаясь удержать его на месте. Но командный тон будет только вредить ребенку, вызывая у него раздражение и беспокойство.

К гиперактивным детям нужен особый подход. Прежде всего, он требуется от его родителей. Они должны научиться принимать его таким, каков он есть.

Избегая шумных мест, родители помогут малышу справиться с эмоциями, которые он выплескивает на детской площадке.

Скопившаяся энергия будет расходоваться разумно, если заниматься с ребенком спортом.

Спокойные беседы также поспособствуют благополучному развитию малыша. Перед ребенком ставятся конкретные задачи, чтобы он мог сосредоточиться на главном. Определенные рамки и ограничение времени помогут ему быть собранным.

Стоит избегать запретных слов. Разговаривать с малышом нужно спокойным тоном. Ребенку необходим четко установленный режим дня. Он должен научиться жить по правилам.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

При дефиците внимания у детей основными признаками нарушения в протекании нормального становления организма являются недостаточное внимание, импульсивность и гиперактивность. Для каждого определенного симптома выделяются собственные признаки.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

При гиперактивности малыш производит большое количество ненужных движений. Ребенок в таком случае даже не замечает собственных деяний. Он может дергать ногами, водить руками, описывая круги или другие фигуры. Все это объединяется в единый отличительный признак – бесцельность.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Читайте также:  Яркие картинки про лето для детей

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Правильный и своевременный диагноз СДВГ — это важно!

Заметив у ребенка какие-либо нервные нарушения, необходимо незамедлительно показать малыша детскому невропатологу.

Любое проявление баловства, выходящее за рамки дозволенного, может оказаться не проявлением неправильного воспитания или дурного характера, а быть напрямую связанно с нарушениями функций головного мозга.

Для выявления синдрома специалист первоначально проводит сбор информации:

  • смотрит, не болел ли кто из родителей ребенка,
  • как протекала беременность матери,
  • какие заболевания малыш перенес.

Далее проводится ряд тестов, по результатам которого врач определяет уровень невнимательности юного пациента. Тестирование возможно только у детей, достигших 5 лет и старше.

Точный диагноз можно получить только посредством компьютерного обследования, которое назначает маленькому пациенту лечащий врач. При помощи электроэнцефалограммы выявляют очаги нарушения в отделах мозга и определяют вектор их направленности и исходя из этого, назначают лечение.

Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?

  • Проявляйте больше терпения.

Такие дети остро реагируют на критику. Нельзя указывать ребенку, что ему следует делать, а что нет. Замечание лучше преподнести ему в форме дружеского совета, подсказать что следует сделать, или что было бы неплохо, если бы он поступил так, а не иначе.

К примеру, вместо замечания: «Убери сейчас же свои игрушки на место», – лучше сказать: «а давай-ка соберем игрушки, будет больше места для игры». Распределите пространство таким образом, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности было свое место. Так малыш будет реже терять свои вещи.

  • Чаще хвалите ребенка.

Похвала родителей очень много значит для любого ребенка. Слова: «ты умница, мы гордимся тобой» воодушевляют малыша на подвиги. Растет самооценка ребенка и уверенность в себе, в любви окружающих.

  • Внедрите систему вознаграждений.

Дети с повышенной гиперактивностью обычно привлекают к себе внимание плохим поведением. Чтобы привлечь его хорошим поведением им приходится прилагать немало усилий. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: был вежлив, сделал домашнее задание, не ссорился с другими детишками.

Можно ввести систему начисления баллов, которые впоследствии можно обменивать на призы или другие привилегии (время, проведенное у телевизора или компьютера, видеоигры, любимое лакомство и т.д.). Такой способ положительно влияет на коррекцию поведения, главное, чтоб малыш знал, что награду надо заслужить, иначе приз теряет свою привлекательность, а значит и пользу.

  • Нельзя игнорировать плохое поведение ребенка.

Не обращая внимания на неподобающее поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, это влечет за собой еще большее ухудшение поведения. Неподобающие действия необходимо пресекать сразу.

Наказание должно быть понятными справедливым: не выучил уроки — не играешь в видеоигры, плохо себя вел — не смотришь телевизор, кричал и спорил — не получишь конфет и так далее.  Малыш должен знать и понимать, в чем он провинился и понести ответственность за это.

  • Не осуждайте строго ошибки.

Объясните ребенку чем он вас расстроил, при этом не употребляйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более нельзя угрожать или пугать наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же множество раз. Говорите спокойно и доброжелательно.

  • Сведите к минимуму запреты.

Конечно, ребенок должен знать, что можно, а что нет. Но большое количество запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещать нужно только то, что представляет опасность или наносит вред самому ребенку или окружающим.

  • Не позволяйте ему лишний раз волноваться.

Помогите ребенку успокоится, если он чем-то расстроен, отвлеките его при помощи хорошей игры. Почитайте любимую книжку. Положительное действие окажет успокаивающая ванна, так как вода расслабляет.

  • Составьте для ребенка распорядок дня и научите следовать ему.

Составьте простые короткие инструкции по выполнению обязанностей и напоминайте сделать то или иное задание, если вдруг он отвлекся и забыл. Но делать это нужно мягко, спокойно.

  Что такое экстрапирамидный синдром (расстройство): симптомы и лечение, разновидности

Выполнение ежедневных дел в определенное время приучит ребенка к порядку, и успокаивающе действует на психику. Это поможет контролировать свое поведение и научит планировать день. Эта привычка очень поможет ему во взрослой жизни.

  • Больше времени проводите вместе.

Общайтесь с ребенком на разные темы. Интересуйтесь его успехами в школе, отношениями с друзьями. Слушайте, когда ребенок рассказывает вам о чем-то, что взволновало его или произвело впечатление.

Дайте знать малышу, что вам важно то, что его волнует. Играйте вместе, ходите на прогулки, читайте книжки, даже просто вместе посмотрите любимый мультик. Ребенку важно знать, что вас интересует его жизнь. Что родители всегда рядом, на его стороне, помогают и поддерживают его.

  • Научите ребенка делать выбор.

Предложите ему выбрать одежду, еду или игрушку. Однако, чтобы упростить малышу задачу, сократите варианты выбора до двух. Иначе это может оказаться лишним поводом для беспокойства или перевозбуждения.

  • Избегайте отвлекающих факторов.

Особенно это важно во время занятий ребенка. Чтобы не отвлекать его от выполнения школьных заданий выключайте телевизор и прочие отвлекающие внимания гаджеты, тем самым помогая сконцентрироваться на конкретном действии.

  • Подыщите ребенку занятие по душе.

Важно чтобы малыш мог реализовать свои способности в каком-то занятие, достичь определенного успеха в намеченной цели. Это поможет поднять его самооценку и будет способствовать развитию навыков социального общения.

Пантогам в таблетках и сиропе

Пантогам — препарат на основе гамма-аминомасляной кислоты. Это вещество контролирует процессы торможения в головном мозге. Выпускается он форме сиропов или таблеток для перорального применения.

Принимать препарат можно спустя 30 минут после очередного приема пищи. Не следует принимать лекарство на ночь — возможны проблемы с засыпанием у ребенка. Дозировка назначается неврологом в зависимости от возраста ребенка.

Длительность курса лечения может составлять от нескольких месяцев до полугода. Затем рекомендуется сделать перерыв на 3-6 месяцев, после чего при необходимости курс можно повторять.

Повысить эффект от приема препарата можно с помощью комплексного лечения. На фоне приема лекарства отмечается уменьшение признаков тревожности или гиперактивности ребенка, повышается усидчивость и способность концентрировать внимание. Кроме того, препарат воздействует на патологическую активность нейронов мозга и обладает противосудорожным действием.

Метки: Гиперактивность

Частые «спутники» СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой отдельный синдром, и другие заболевания вызывать не будет. Однако наблюдения за такими детьми показывают, что помимо СДВГ у таких пациентов могут отмечаться:

  • Нарушение коммуникативной функции, несостоятельность общения, трудность при выполнении домашнего задания и нежелание подчиняться каким-либо моральным требованиям;
  • Тревожно-фобическое расстройство. У таких детей очень часто наблюдается боязнь темноты, высоты, замкнутых пространств;
  • Гипнагогические галлюцинации (сны наяву). Пациенты с СДВГ обладают хорошей фантазией, из-за чего каждодневный отход ко сну будет затруднен;
  • Депрессия. Как правило, эндогенная. Возникает спонтанно на фоне постоянных конфликтных ситуаций. Внешне ребенок кажется счастливым, однако на самом деле он находится в состоянии хронического стресса из-за неумения навыка общения с людьми;
  • Маниакально-депрессивное расстройство;
  • «Юношеский максимализм». Агрессия по отношению к людям, имеющим свое мнение. Нежелание выслушивать чужую точку зрения, стремление всегда и везде быть первым;
  • Иногда – клептомания, нанесение вреда окружающим людям или животным;
  • Синдром Туретта. Из-за постоянных жестикуляций, движений руками и ногами формируется индивидуальная «модель поведения» – движения становятся бесконтрольными, в некоторых случаях начинаются нервные тики иили выкрикивания громких ругательств.

2.2. Сопутствующие нарушения

• Проблемы в учебе

Дети с синдромом ДВГ не могут полностью обрабатывать отдельные виды информации. Один ребенок хуже понимает то, что видит, другой – то, что слышит. В результате гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют проблемы в изучении школьных предметов.

• Депрессия

Ребенок отгораживается от окружающего мира и большую часть времени грустит. У малыша с синдромом дефицита внимания обычно низкая самооценка, и он проявляет мало интереса к жизни. Ребенок может спать или есть заметно больше либо меньше обычного.

• Страхи

Чрезмерные страхи могут сделать малыша ранимым и пугливым. Его обычно преследуют тревожные мысли. Малыш бывает слишком активным, спокойным или замкнутым. Обратите внимание, что детские страхи и депрессия ребенка могут быть связаны не только с СДВГ, но с другими причинами.

Читайте также:  Гемоглобин при беременности (низкий, норма и высокий) — заботимся о себе и малыше

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.

СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Принципы лечения в дошкольном возрасте

Чтобы помочь ребенку с гиперактивностью, важно одновременно сочетать такие методы лечения:

  1. Консультации родителей. Прежде чем начать лечить ребенка, важно провести разъяснительную работу с его родителями, объяснив, в чем особенности СДВГ и как общаться с ребенком при наличии такой проблемы. Коррекция поведения взрослых не менее важна, чем лечение ребенка.
  2. Особые условия обучения. Если ребенок не может посещать обычный детский сад, следует подобрать для него такое заведение или те виды дополнительных занятий, где малыш с гиперактивностью будет чувствовать себя комфортно.
  3. Медикаментозная терапия. Детям с СДВГ назначают седативные или психостимулирующие лекарства, подбирая их в индивидуальном порядке. Так как лечение должно быть длительным, синтетические медикаментозные средства чередуют с травяными чаями. Лечение народными средствами включает применение пустырника, чабреца, мелиссы, валерианы, мяты. Также детям дают витамины и необходимые для поддержки нервной системы пищевые добавки.

Полезные игры

Игры на внимательность

“Лови – не лови”. Эта аналог на всеми любимой игры “Съедобное – несъедобное”. То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».

Игры для снятия эмоционального напряжения

  • “Прикоснись”. При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • “Торт”. Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Игры, для контроля двигательной активности

  • “Раз, два, три замри”. Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
  • Семейная игра “Фруктовый салат”. Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
  • “Командир”. Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
  • “Опиши и нарисуй”. Цель упражнения – сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.



Чем поведение детей с СДВГ отличается от поведения других детей?

Особенности поведения при СДВГ – характеристика делится на три категории:

1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается вп5чатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности. Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Ваш лечащий врач обладает всей необходимой информацией об СДВГ и может поставить правильный диагноз, основываясь на имеющихся в его распоряжении диагностических критериях.

Раннее выявление синдрома гиперактивности

Как показывает практика, до школьного возраста особенности ребенка устанавливаются редко, хотя симптомы присутствуют практически с рождения, так как закладываются генетически. На специфику больше внимания обращают уже педагоги. А некие проявления заметны даже до 3-х лет, в частности:

  • ребенок до года в период бодрствования без остановки движет руками и ногами;
  • малышу сложно играть с одной игрушкой даже незначительный период времени;
  • малыш чрезвычайно эмоциональный, легко впадает в истерику, ему сложно успокоиться, остановиться плакать, орать и т.д.;
  • кажется, что вовсе не реагирует на замечания.

На что родителям обратить внимание

Недостаток внимания
Недостаток внимательности — признак СДВГ

Психологические нарушения, связанные с недостаточным уровнем внимания и гиперактивностью, включают три категории:

  1. Непосредственная невнимательность.
  2. Усиленная активность.
  3. Необычная импульсивность.

Каждая категория имеет ряд поведенческих особенностей. Проблемы преимущественно выявляются комплексно. Поэтому важно понимать, что нельзя ориентироваться только ?а одно какое-то условие. Для того чтоб установить диагноз, необходимо совпадения, как минимум, в трех позициях.

Конкретные признаки проблем со вниманием

На синдром дефицита внимания у детей указывают такие обстоятельства:

  • сложности с акцентированием на деталях, отдельных предметах, картинках;
  • трудности с ведением игровой деятельности;
  • элементарные задания так и остаются не выполненными, например, «Принеси!», «Расскажи!», «Сделай через полчаса» и т.д.;
  • нежелание прикладывать любые усилия и выполнять обязанности;
  • плохая самоорганизация в повседневной жизни: ребенок постоянно опаздывает, не успевает что-нибудь сделать, теряет свои вещи;
  • при групповом разговоре или беседе кажется, что он совсем не слушает;
  • долгий процесс запоминания, но мгновенное отвлечение на посторонние предметы;
  • быстрое переключение на иной род занятий;
  • утрата интереса к предыдущим хобби, к увлечениям.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Изменение условий

Предполагает выработку режима дня ребенка и установление дома благоприятной семейной обстановки. Психологический фактор является важной составляющей в процессе преодоления гипервозбудимости. Необходимо относится к ребенку доброжелательно, хвалить его, поддерживать.

Разъяснять ребенку правила поведения следует спокойно, избегая повышенных тонов. Скандалы и ссоры домочадцев крайне нежелательны. Класс с небольшой наполняемостью будет идеальным вариантом для гиперактивного школьника.Для повышения концентрации внимания ребенка можно совместно с ним завести дневник, где фиксировать происходящие важные события.

За успехи и хорошие поступки ребенка нужно одобрять и хвалить.

Крайне важно соблюдение режима отдыха и бодрствования у таких детей, так как его нарушение приводит к ухудшению поведения, усилению проявлении гиперактивности. Очень хорошо если для ребенка организован дома спортивный уголок, где он может выплеснуть лишнюю энергию. С 5 лет у ребенка должна быть своя личная зона или комната (по возможности).

Родители и близкие, участвующие в воспитании гиперактивного ребенка не должны проявлять злость и агрессию.

Недопустимо:

  1. Унижать ребенка (насмешками, грубыми колкостями).
  2. Разговаривать приказным строгим тоном.
  3. Вводить запреты без разъяснения причин.
  4. Ставить слишком сложные задачи.
  5. Требовать только идеального поведения и отличных оценок.
  6. Заниматься рукоприкладством.

Медикаменты

Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика – это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда – антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием – и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

Источники

  • https://malutka.pro/bolezni/nevrologiya-i-psihiatriya/lechenie-giperaktivnosti.html
  • https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/sindrom-defitsita-vnimaniya-u-detej
  • https://roditeliz.ru/preschool/giperaktivnost-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-lechenie-diagnostika.html
  • https://psychologist.tips/2267-sindrom-defitsita-vnimaniya-u-vzroslyh.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/sdvg-simptomyi-u-detey.html
  • https://mama66.ru/detskie-bolezni/giperaktivnost
  • http://fb.ru/article/275905/defitsit-vnimaniya-u-detey-priznaki-i-korrektsiya-sdvg—sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-detey
  • https://podrastu.ru/osobye-deti/giperaktivnyj-rebenok.html
  • https://vsepromozg.ru/oslozhneniya/sindrom-defitsita-vnimaniya
  • https://tvojajbolit.ru/nevrologiya/sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-sdvg-chto-eto-simptomyi-diagnostika-i-lechenie/
  • https://roditeliz.ru/family/preparaty-pri-giperaktivnosti-u-detej-lekarstvo.html
  • https://opsihoze.ru/psihicheskie-sindromy/kak-vospityvat-giperaktivnogo-rebenka-sindrom-defitsita-vnimaniya-sdvg.html
  • http://agydar.ru/sindrom-deficita-vnimaniya.html
  • https://o-krohe.ru/giperaktivnost/doshkolnyj-vozrast/
  • https://o-krohe.ru/giperaktivnost/sindrom-deficita-vnimaniya/
  • http://www.nevromed.ru/stati/sdvg_el
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/sindrom-giperaktivnosti-i-defitsita-vnimaniya.html
  • https://vrachmedik.ru/959-sindrom-deficita-vnimaniya-u-detej.html
  • https://kidteam.ru/giperaktivnost-u-detey.html
  • http://fb.ru/article/270213/sdvg-diagnoz-nevrologa—chto-eto-priznaki-korrektsiya-sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-vzroslyih-i-detey