Что такое делинквентное поведение: виды, примеры в психологии, причины у детей, подростков, взрослых

Содержание
  1. 1 Определение делинквентности в психологии
  2. 2 Причины формирования
  3. 3 Виды делинквентного поведения
  4. 17.
  5. Особенности делинквентного поведения у подростков
  6. Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения
  7. Социальный контроль
  8. Внешние и внутренние факторы
  9. Делинквентное и девиантное поведение
  10. Теории появления делинквентного поведения
  11. Социальная теория Э.Дюркгейма
  12. Теория конфликта
  13. Теория социального неравенства Якова Гилинского
  14. Психологическая теория
  15. 26. Диагностические подгруппы группы “антиоциальная личность”
  16. Причины поведения, нарушающего нормы общества
  17. Признаки
  18. 19. Основные группы делинкветных личностей:
  19. 21.
  20. 15. Возрастной фактор
  21. 25.
  22. 23. Основные типы делинквентности
  23. 10.
  24. 22.
  25. 6. Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатов-ская, В. А. Шумилкин в свою очередь выделяют следующие три типа:
  26. 12.
  27. 20. Противоправная мотивация
  28. 18. Конституциональный фактор
  29. 16.
  30. 14. По детерминации можно выделить следующие группы подростков-нарушителей:
  31. 11. Микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:
  32. 24. Антисоциальная (социопатическая) личность
  33. 13. Индивидуальные детерминанты
  34. 9. Социальные условия
  35. Причины возникновения делинквентности
  36. Виды и примеры
  37. Виды деликвентного поведения
  38. Формы делинквентного поведения
  39. 2. Понятие
  40. 5. Типология Н.И.Озерецкого

1 Определение делинквентности в психологии

Слово “делинквентный” образовано от латинского delictum (проступок) и английского delinquency (правонарушение). Такое поведениеиндивидуума нарушает этические, моральные и правовые нормы, нанося ощутимый ущерб отдельной личностиили всему обществу, и является отклоняющимся от стереотипов в социуме.

Правонарушение – это стремление лица удовлетворить (или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, эмоции. Основные причины, по которым человек совершает правонарушение или преступление:

  • низкий уровень материальной жизни населения;
  • кризис морали;
  • низкий уровень правовой культуры граждан;
  • алкоголизм и наркомания;
  • несовершенство законодательства;
  • недостаточно эффективная работа правоохранительных органов.

Другой вид называется – девиантным (лат. deviatio – “отклонение”). Такое поведение выражается в основном в поступках, направленных против самого индивида, не наносящих большого вреда окружающим, и характеризуется злоупотреблением алкоголем, курением, несоблюдением норм морали и правил поведения в общественных местах. Делинквентное носит криминальный характер. Такой человек становится субъектом преступления, совершает противоправные действия, рассматриваемые следственными и судебными органами.

Делинквентное поведение изучается социологией, психологией, педагогикой и криминалистикой. Каждая из этих наук вырабатывает собственные методы коррекции антиобщественных поступков индивида, исходя из его особенностей, сформированных под влиянием воспитания со стороны семьи, общества и жизненных обстоятельств.

РекомендуемАсоциальное поведение, его причины и профилактика
Асоциальное поведение, его причины и профилактика

2 Причины формирования

Причины формирования делинквентного поведения у людей разного возраста могут иметь объективный и субъективный характер.

К первым относятся не зависящие от личности обстоятельства: резкие социальные перемены, когда все общество переживает кризисные скачки в различных сферах жизни. В такие исторические периоды происходит обезличивание социокультурного пространства, в результате чего исчезают или деформируются старые представления о морали инормах сосуществования,а новые еще не сформированы и могут противоречить предыдущим. Обостряется конфронтация “отцов и детей”, меняются представления о допустимости тех или иных способов достижения личного экономического благополучия, увеличивается стремление к получению все более изощренных удовольствий.

Причины отклоняющегося поведения субъективного характера кроются в особенностях строения индивидуального сознания, когда личность не имеет нравственных средств для противостояния внешним асоциальным воздействиям – о совести, чести, о том, что такое хороший или плохой поступок. Велика доля делинквентов среди выпускников детских домов и интернатов, когда они попадают в общество, о реалиях существования в котором имеют только теоретические знания. Часто они становятся членами криминальных группировок, стремясь разрешить свои проблемы жизнеустройства неправомерными методами, отомстить виновным в их положении.

К таким мерам прибегают и люди с психическими проблемами и отклонениями в умственном развитии, поскольку они внушаемы, легко поддаются угрозам или уговорам совершить преступление. Такой человек не осознает противоправного характера совершаемых им поступков, стремится к обещанным вознаграждениям. Делинквентность детей и подростков может быть результатом дисгармонии семейных отношений, когда в асоциальных семьях отсутствует или искажается информация о морали и нравственности.

Характер преступности несовершеннолетних определяется психологическими и педагогическими ошибками в их воспитании дома, в детском саду, школе. Они негативно сказываются на формировании личностной самооценки, социального самочувствия, самопроявления. Даже благополучные семьи могут иметь низкий уровень знаний о том, как противостоять негативному влиянию среды на ребенка. Чрезмерная свобода, бесконтрольность со стороны взрослых, возрастная неустойчивость психики, желание проявить себя и утвердиться в среде сверстников, неумение просчитывать результаты своих действий, стремление к “взрослой жизни” и получению острых ощущений толкают детей на необдуманные поступки. В подростковой среде нередко встречаются игромания, занятие проституцией, употребление алкоголя, участие в распространениинаркотикови порнографии.

Намеренная изоляция ребенка от сверстников и внешней жизни приводит к проблемному поведению, при котором он уходит из дому, начинает опасные эксперименты с психотропными веществами, алкоголем, примыкает к криминальной среде. Такие дети не имеют навыков противостояния негативному влиянию со стороны делинквентов, легко поддаются уговорам и могут сознательно стремиться к противоправной жизни.

Причины девиаций у взрослых – это желание достичь своих материальных или эмоциональных интересов противозаконным способом. Поводами к нарушению закона могут быть как низкий уровень морали (организация притона), так и трагические обстоятельства. Например, нищета может толкнуть законопослушного гражданина на воровство, грабеж, если он не находит других способов найти средства на лечение ребенка.

Алкоголизм и наркомания представляют собой общественно опасные явления, поскольку ведут к психической и физической деградации личности, сопровождающейся агрессивностью, озлобленностью, растормаживанием низменных инстинктов. Состояние опьянения может толкнуть человека к немотивированным уголовно наказуемым действиям против сограждан.

Среди других причин делинквентного поведения взрослых социологи называют низкий уровень правовой культуры населения, несовершенство законодательной и правоохранительной систем.

РекомендуемЧто такое девиантное поведение: виды, причины, признаки
Что такое девиантное поведение: виды, причины, признаки

3 Виды делинквентного поведения

Административные правонарушения могут совершаться как сознательно, так и под влиянием сложившихся обстоятельств. Они влекут за собой взыскание – штраф, порицание, общественные работы. Наиболее часто встречаются:

  • нарушения правил дорожного движения;
  • нецензурная брань, оскорбления в адрес граждан, домогательство;
  • распитие спиртного в общественных местах, спаивание несовершеннолетнего лица;
  • проституция, распространение порнографии;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Дисциплинарный проступок – это неисполнение работником трудовых обязанностей:

  1. 1. Опоздание или преждевременный уход с места.
  2. 2. Прогул.
  3. 3. Нарушение правил внутреннего распорядка предприятия.
  4. 4. Пренебрежение условиями охраны труда.
  5. 5. Распитие спиртных напитков в рабочее время или появление в нетрезвом виде.
  6. 6. Халатное отношение к служебным обязанностям, повлекшее за собой неблагоприятные последствия для коллег или начальства.

Дисциплинарный проступок наказуем замечанием, выговором в устной или письменной форме, лишением премии, понижением в должности, увольнением.

Преступление – самый опасный вид делинквентного поведения. Примеры уголовно наказуемых правонарушений многочисленны: терроризм, убийства, кражи, вандализм, распространение наркотиков, изнасилование, мошенничество, побои и другие. Статья 20 Уголовного Кодекса РФ определяет, за что ответственность может наступить уже с 14 лет: убийство, теракт, хищение, вымогательство, хулиганство, повлекшее тяжкие последствия, угон автомобиля и пр.

РекомендуемТипы личности, классификация, характеристика
Типы личности, классификация, характеристика

17.

Как правило, маленький ребенок не может достаточно
осознавать свое поведение, контролировать его и
соотносить с социальными нормами. Только в школе
ребенок впервые и по-настоящему сталкивается с
принципиальными социальными требованиями, и только
начиная со школьного возраста от ребенка ожидается
строгое следование основным правилам поведения.
С момента поступления в школу ситуация
принципиально изменяется – начинается этап
интенсивной социализации личности в условиях
возросших психических возможностей ребенка. С этого
времени определенные действия ребенка
действительно можно рассматривать как приближенные
к противоправным. В младшей школьном возрасте (6 –
11 лет) делинквентное поведение может проявляться в
следующих формах:
мелкое хулиганство,
нарушение школьных правил и дисциплины,
прогулы уроков,
побеги из дома,
лживость и воровство.

Особенности делинквентного поведения у подростков

В подростковом возрасте базовые причины делинквентности усугубляются возрастным кризисом, разрывом между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за принятых в обществе норм.

Например, в России социально и законодательно приемлемый возраст вступления в половые отношения, употребления алкоголя и табака — 18 лет, хотя потребность у подростка может возникнуть раньше.

Особенности психологии асоциального подростка:

  1. Групповой характер социальных отношений. Противоправные поступки, совершенные в группе, дают ощущение анонимности, безнаказанности.
  2. Отрицание авторитета родителей, взрослых. Подросток стремится к независимости, самостоятельности, но при этом у него недостаточно развито чувство ответственности, самоконтроля. Такие качества делают человека уязвимым для вредного влияния извне, поэтому в подростковом возрасте высокий риск пристраститься к наркотикам, алкоголю, табаку и пр.
  3. Агрессия, повышенная возбудимость, нервозность, частая смена настроения, отсутствие интереса к жизни, депрессия.
  4. Готовность идти на риск без осознания последствий.
  5. Неправильное транслирование образа взрослого человека. Пытаясь казаться мужественным, юноша может быть грубым; желая казаться женственной, девушка может быть вульгарной.

Поведение, отклоняющееся от социальных и юридических норм, должно стать сигналом о том, что взрослеющему ребенку требуется уделять больше времени и внимания со стороны родителей. Также понадобится контроль специалистов-психологов, педагогов во избежание закрепления асоциального образа жизни.

Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения

Делинквентное поведение и девиантное поведение представляют собой отклонение от укоренившихся норм и шаблонов, при этом оба несут явный общественно осуждаемый характер. В тоже время следует отдельно обратиться проблеме сходства и отличия данных научных понятий. Прежде всего, делинквентное и девиантное поведение являются разновидностями отклоняющегося поведения. В данном ключе целесообразно отразить научную трактовку термина “отклоняющееся поведение”. Ряд специалистов приравнивают понятия девиантного и отклоняющегося поведения, считая их синонимами. Так, М.И. Аникеев, О.Л. Кочетков дают следующее определение девиантному поведения отмечая, что девиантное поведение равно отклоняющемуся поведению.

Девиантное (синоним: отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции [4].

Однако не менее распространенным является подход который подразумевает под собой тот факт, что девиантное и делинквентное поведение входит в состав понятия “отклоняющееся поведение”.

Читайте также:  Стоит ли в наше время честно трудиться?

Подходы к трактовке сущности отклоняющегося поведения

Теперь непосредственно об отличии девиантного от делинквентного поведения. Отличие заключается в том, что девиантное поведение – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы. В то время как делинквентное поведение является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

Если мерой допустимого в рамках понятия “делинквентное поведение” является закон, то в рамки термина “девиантное поведение” включены социальные нормы, стандарты. Исходя из этого индивиды для достижения желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам, в том числе и асоциального и преступного характера. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.

Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным, то есть недопустимым во всех социальных группах общества.

В завершении рассмотрения проблемы отличия девиантного поведения от делинквентного, следует отметить, что, по сути, отличие заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы.

Социальный контроль

Отклонения поведения части людей от общепринятых норм и стандартов неизбежно — неизбежна и постоянная борьба с социальными патологиями.

Под социальным контролем принято понимать совокупность общественного воздействия на нежелательные формы поведения с целью их искоренения или хотя бы минимизации.

Внешние и внутренние факторы

При более обширном анализе условий, вызывающих формирование делинквентного поведения, принято выделять две их группы: внутренние и внешние.

Внешние условия:

  • проблемы в семье, являющиеся основными причинами формирования асоциального типа поведения у человека в раннем возрасте;
  • неразвитость системы общественного воспитания личности: отсутствие индивидуального подхода, отсутствие заинтересованности в каждом конкретном человеке со стороны государства;
  • усредненность системы образования, не рассчитанной на учет особенностей эмоционального, психологического, интеллектуального развития детей.

Внутренние условия:

    Внешние и внутренние факторы и условия
  1. Физиологические особенности индивида (нарушения умственного развития, дефекты слуха, дефекты зрения, телесные особенности и т.д.). Часто люди с особенностями развития или с выраженными дефектами внешности испытывают большие сложности при социализации в обществе. Неуверенность в себе, беспомощность, зависимость от других и частое столкновение с непониманием со стороны общества могут породить у человека агрессию, стремление к асоциальному поведению. Общество должно уделять людям с особенностями развития особое внимание и не допускать их изоляции.
  2. Психологические проблемы (нервно-психические заболевания, психопатии, неврастении и т.д.). Данные особенности психики делают людей возбудимыми, склонными к совершению противоправных поступков. Подобные люди должны стоять на учете в медицинских учреждениях и находиться под наблюдением, поскольку в период обострения своих заболеваний они склонны к совершению серьезных преступлений.
  3. Особенности подросткового возраста. Подростки в большей степени подвержены делинквентному поведению из-за особенностей психики в данном возрасте. Они часто проявляют повышенную агрессивность, нежелание следовать нормам общества, нежелание уступать просьбам родителей и педагогов.

    Подростки часто проявляют потребность в риске, в престиже, в одобрении, стремление произвести впечатление и бросить вызов обществу. Подобные желания часто приводят к совершению противоправных действий, носящих демонстративный характер.

    Асоциальное поведение может самостоятельно пройти с течением времени в результате естественных возрастных изменений, а может привести к формированию асоциального типа взрослой личности.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

перейти

Теории появления делинквентного поведения

Профильные науки изучают это явление в действиях человека уже давно. Есть несколько теорий о том, почему у человека формируется такое поведение. Рассмотрим их p>

Социальная теория Э.Дюркгейма

Этот ученый, основатель отдельной науки – социологии, выдвинул теорию о том, что делинквентные поступки являются результатом несоответствия целей и средств, используемых в обществе. Понять сразу сложно, о чем идет речь. Рассмотрим на конкретном примере эту теорию.

В социуме есть стереотип об успешности в богатстве, и каждый уважающий себя человек стремится быть богатым, чтобы прослыть успешным. Но экономика страны не слишком направлена на поощрение развития малого и среднего бизнеса. Из-за этого людей, которые открывали бы свое дело, не много, но все хотят занимать руководящие должности, чтобы управлять подчиненными и красть. Что само по себе не является нормой права.

Теория конфликта

воровство
Представители этой теории утверждают, что в основе делинквентных действий лежит конфликт определенной субкультуры (которую представляет делинквент) и общепринятой культуры.

Загрузка…

Теория социального неравенства Якова Гилинского

Этот криминалист придерживается теории о том, что существующие в обществе разные социальные группы уже дают основание формированию такого поведения. Представителям разных социальных групп нужно прикладывать неодинаковые усилия для удовлетворения основных потребностей. Здесь возникает зависть, недовольство и стремление любым путем удовлетворить свои потребности.

Психологическая теория

Как и многие проблемы, начатки формирования отклоняющегося от норм и правил поведения начинается ее в детстве. Когда ребенок растет в конфликтной, агрессивной среде, у него формируется определенная картина мира, определенный образ своего Я и определенное мышление. Многие проблемы ребенка в будущем закладываются в семье или среде, которая его окружала в детском возрасте.

Теории освещают проблему глобально. Безусловно, проблемы общества отражаются на формировании отношения к жизни человека. Научно доказанным является факт, что в период резкой, революционной перестройки общества так же резко возрастает преступность. Но даже в сложные социально-экономические, политические времена, сохранялись люди, которые сформировали нормальное отношение к общественным правилам у себя и своих детей. Из этого можно сделать вывод о том, что не всегда проблемы в обществе формируют личность. Гораздо важнее то, что она выносит из семьи.

26. Диагностические подгруппы группы “антиоциальная личность”

1.Собственно антисоциальное расстройство личности
характеризуется прежде всего тяжелой патологией супер-Эго. Это
неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность
эмоционально привязываться (даже к животным); отношения,
основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность;
слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте;
неспособность следовать жизненному плану.
2.Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может
иметь место так называемый злокачественный нарциссизм. Он
проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности
(грандиозность, превосходство Я), характерологически укорененной
агрессии (садизме к другим или направленной на себя агрессии),
параноидальных тенденциях и убежденности в собственной
правоте.
3.Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивнопаразитического типа) может встречаться в структуре просто
нарциссического расстройства личности с преоб-ладанием
неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может
проявляться в форме сексуальных аддикций; безответственности;
эмоциональной или финансовой эксплуатации других.

Читайте также:  Что делать если дочь ненавидит мать?

Причины поведения, нарушающего нормы общества

Причинами формирования делинквентной личности являются:

  • игнорирование потребностей детей родителями — речь не о материальных благах, а о заботе, любви и привязанности;
  • принятие за норму физическое наказание в семье — детям важно понимать, что они неправы, но не через побои;
  • нехватка мужского воспитания, особенно мальчиков, если отец ушел или умер, к проблемам воспитания добавляется чувство обиды, отчаяния, безысходности, вины у ребенка;
  • психотравма в детском возрасте
    фиксация на психотравме в детском возрасте — ребенок может застрять на произошедшем сильном стрессе (смерть, насилие, болезнь и другие);
  • вседозволенность — тот, кому многое прощается и допускается, не может понять, что когда-то придется нести ответственность за свои проступки;
  • минимальная требовательность — ребенок пускается на самотек в воспитании, а это для него страшнее ограничений, так как в хаосе поведения он не чувствует себя в безопасности (базовая потребность личности);
  • постоянная стимуляция ребенка — сильно увлеченные родители могут своими стимулирующими правильное поведение действиями даже навредить, иногда формирующийся человек должен сам принимать решения;
  • несогласованность в воспитании между родителями — ребенок теряется, не понимает, что от него хотят, и как ему себя вести;
  • насилие в семье;
  • смена родителей;
  • эмоциональная отчужденность от других;
  • бедность внутреннего мира.

Признаки

Признаки делинквентного поведения:

  1. Антиобщественный характер деяния. Гражданин совершает действия, которые направлены на нарушение существующих в обществе устоев, норм морали и этики.
  2. Нарушение норм закона. Совершаемые действия носят не только антиобщественный, но и преступный характер.

    Помимо нарушения неписаных общественных устоев происходит и совершение противоправного поступка, влекущего за собой наступление юридической ответственности.

  3. Демонстративность. Как правило, деяния носят демонстративный характер.

    Общие признаки
    При их совершении преступник стремится привлечь внимание к себе, вызвать осуждение общества.

  4. Осознанность действий. В большинстве случаев (за исключением случаев, когда правонарушитель признан недееспособным) преступник отдает себе полный отчет в том, что его действия являются противозаконными.

19. Основные группы делинкветных личностей:

Ситуативный правонарушитель (противоправные действия которого
преимущественно спровоцированы ситуацией);
Субкультурный правонарушитель (нарушитель,
идентифицировавшийся с групповыми антисоциальными
ценностями);
Невротический правонарушитель (асоциальные действия которого
выступают следствием интрапсихического конфликта и тревоги);
«Органический» правонарушитель (совершающий противоправные
действия вследствие мозговых повреждений с преобладанием
импульсивности, интеллектуальной недостаточности и
аффективности);
Психотический правонарушитель (совершающий деликты
вследствие тяжелого психического расстройства – психоза,
помрачения сознания);
Антисоциальная личность (антиобщественные действия которой
вызваны специфическим сочетанием личностных черт:
враждебностью, неразвитостью высших чувств, неспособностью к
близости).

21.

Противоправная мотивация, как
устойчивая система доминирующих
мотивов конкретной личности,
непосредственно связана с ее правовым
сознанием. Правовое сознание
предполагает:
знание законов и их понимание;
принятие правил как личностно значимых,
убежденность в их полезности и
справедливости;
готовность, умение и привычку
действовать в соответствии с законами и
правилами.

15. Возрастной фактор

Возрастной фактор определяет своеобразие
поведения на разных этапах онтогенеза.
Возрастная динамика частоты
правонарушений проявляется следующим
образом:
1.Возраст большинства преступников
колеблется в пределах от 25 до 35 лет;
2.Количество преступлений неуклонно растет
от 14 до 29;
3.Максимум случаев совершения
преступлений приходится на 29 лет;
4.С 29 до 40 лет наблюдается постепенное
снижение;
5.После 40 лет преступления редки

25.

Антисоциальные люди порывают с реальностью и спасаются от
внутренней действительности тем, что предпринимают запрещенные
действия, пресекаемые государством и преследуемые законом.
Основной психологической защитой социопатических людей является
всемогущий контроль. Они также используют проективную
идентификацию, множество тонких диссоциативных процессов и
отыгрывание вовне.
При делинквентном поведении часто используется проекция на общество
личных негативных качеств. При этом общество выглядит иллюзорно
более плохим, чем оно есть в действительности, а представители
правоохранительных органов низводятся до «ментов» с самыми
отрицательными характеристиками.
Тот факт, что делинквенты не страдают от дискомфорта из-за своего
поведения, составляет одну из основных трудностей социального и
психотерапевтического воздействия на них.

23. Основные типы делинквентности

1.Пограничное невротическое состояние с симптомами
антисоциального поведения; когда личность пребывает
в состоянии внутреннего конфликта и какая-то ее часть
запрещает делинквентное поведение, вызывая чувство
вины. При доминировании чувства вины делинквент
ведет себя странно, например ходит в украденной шапке
или не получает пользы от украденного. Он явно
добивается разоблачения и часто попадается. Ему
снятся кошмары. Он испытывает облегчение после
наказания. В ряде случаев чувство вины возникает у
преступников до совершения преступления. Здесь
делинквентность возникает из-за желания индивида
получить облегчение от давления супер-Эго;
2.Антисоциальное поведение без признаков невроза. В
этом случае конфликт «вынесен наружу» – это открытый
конфликт с окружением по причине ранней фрустрации
либидных желаний.

10.

Согласно Р. Мертону, некоторые люди не могут
отказаться от делинквентного поведения, потому что в
нынешнем обществе потребления подавляющее
большинство любой ценой стремится к доходу,
потреблению и успеху. Людям, так или иначе
«отодвинутым в сторону» от общественных благ, трудно
достичь желанных целей легальным путем.
Социальной причиной антиобщественного поведения
конкретной личности также может быть склонность
общества навешивать ярлыки. В ряде случаев
устойчивое антиобщественное поведение формируется
по принципу порочного круга: первичное, случайно
совершенное преступление – наказание – опыт
насильственных отношений (максимально
представленный в местах заключения) – последующие
трудности социальной адаптации вследствие ярлыка
«преступника» – накопление социально-экономических
трудностей и вторичная делинквентность – более тяжкое
преступление

22.

В психоаналитических исследованиях,
раскрывающих бессознательную мотивацию,
делинквентность рассматривается как следствие
внутреннего конфликта и примитивных защит. В
случае антисоциального поведения могут
действовать следующие бессознательные
мотивы делинквентности:
желания, требующие немедленного
удовлетворения;
переживание бессильного гнева, отчаяния –
агрессии, ищущей разрядки;
обида, требующая мщения;
зависть, побуждающая к восстановлению
справедливости;
недоверие и стремление сохранять дистанцию;
фантазии величия и всемогущества

6. Среди подростков, совершивших правонарушения, А.И.Долгова, Е. Г. Горбатов-ская, В. А. Шумилкин в свою очередь выделяют следующие три типа:

Последовательно-криминогенный – криминогенный «вклад»
личности в преступное поведение при взаимодействии с
социальной средой является решающим, преступление вытекает
из привычного стиля поведения, оно обусловливается
специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;
Ситуативно-криминогенный – нарушение моральных норм,
правонарушение непреступного характера и само преступление в
значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией;
преступное поведение может не соответствовать планам субъекта,
быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают
преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьянения,
не являясь инициаторами правонарушения;
Ситуативный тип – незначительная выраженность негативного
поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине
индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой
положительных и отрицательных влияний.

12.

7.Несогласованность требований к ребенку со
стороны родителей, вследствие чего у ребенка не
возникает четкого понимания норм поведения;
8.Смена родителей (опекунов);
9.Хронически выраженные конфликты между
родителями (особенно опасна ситуация, когда
жестокий отец избивает мать);
10.Нежелательные личностные особенности родителей
(например, сочетание нетребовательного отца и
потворствующей матери);
11.Усвоение ребенком через научение в семье или в
группе делинквентных ценностей (явных или
скрытых).

20. Противоправная мотивация

Противо-правная мотивация может иметь
различные истоки, разную степень
выраженности. В.В. Лунеев предлагает
рассматривать следующие ведущие
мотивации противоправных действий:
корыстно-алчную,
насильственно-эгоистическую,
анархистско-индивидуали-стическую,
легкомысленно безответственную,
трусливо малодушную.

18. Конституциональный фактор

Исследователи отмечают, что конституциональные цели
вполне могут направить развитие личности в
антисоциальную сторону.
Люди, имеющие психические аномалии, проявляют
сниженную способность осоз-навать и контролировать
свои действия вследствие интеллектуальной или
эмоционально-волевой патологии. В то же время
отклонения от медицинской нормы нельзя считать
конкретными причинами, вызывающими преступные
действия, хотя в ряде случаев они сочетаются.
При сочетании психического расстройства с
определенными условиями можно ожидать
возникновение патологического аффекта, существенно
снижающего вменяемость человека, т.е. его способность
осознавать свои действия и контролировать их.

Читайте также:  Мужчина эгоист в отношениях: признаки, способы борьбы

16.

4.Подростки с психическими и невротическими
расстройствами (у них наряду с
делинквентным поведением присутствуют
болезненные симптомы или признаки
интеллектуального недоразвития).
5.Подростки, сознательно выбирающие делинквентное поведение (не страдающих
психическими расстройствами, обладающих
достаточным самоконтролем и понимающих
последствия своего выбора).

14. По детерминации можно выделить следующие группы подростков-нарушителей:

1.Подростки, у которых вследствие ряда причин
оказываются не развитыми высший чувства (совесть,
чувство долга, ответственность, привязанность к
близким) или представления о добре и зле, что
искажает их эмоциональную реакцию на поступки.
2.Подростки с гипертрофированными возрастными
реакциями, что указываем на преходящий характер их
оппозиционного и антисоциального поведения (при
прочих благоприятных условиях).
3.Те, кто устойчивей воспроизводит делинквентное
поведение своего непосредственного окружения и для
кого такое поведение является привычно нормальном (с
отрицательным образом самого себя, отсутствием
навыков самоконтроля, слабо развитой совестью,
потребительским отношением к людям).

11. Микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

1.Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности
со стороны родителей (например, чрезвычайно суровый отец или
недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает
ранние травматические переживания ребенка;
2.Физическая или психологическая жестокость или культ силы в
семье (например, чрезмерное или постоянное применение
наказаний);
3.Недостаточное влияние отца (например, при его отсутствии),
затрудняющее нормальное развитие морального сознания;
4.Острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с
фиксацией на травматических обстоятельствах;
5.Потворствование ребенку в выполнении его желаний;
недостаточная требовательность родителей, их неспособность
выдвигать последовательно возрастающие требования или
добиваться их выполнения;
6.Чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные
любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам

24. Антисоциальная (социопатическая) личность

. Социопатическая (антисоциальная) личность представляет
собой психологический тип, описанный через глубинные
психологические механизмы функционирования личности.
Основной вклад в изучение социопатической динамики сделан
психоанализом. Август Айхорн (1876-1949), известный своей
работой с трудными подростками, определяет
делинквентность как «динамическое явление, результат
взаимодействия психических сил, производящих искажения»
Данное искажение прежде всего связано с нарушением
взаимоотношений между Эго и супер-Эго. Супер-Эго (как
критическая инстанция) может быть не сформировано, в
других случаях оно может быть чрезмерно жестким –
карающим. Наконец, Эго-идеал (как часть супер-Эго) может
содержать антисоциальные идентификации.

13. Индивидуальные детерминанты

Индивидуальные детерминанты противоправного
поведения представляют особый интерес для
психологического анализа.
В свою очередь, индивидуальные особенности
существенно определяются половыми различиями.
Например, хорошо известно, что противоправное
поведение более характерно для мужского пола.
Несмотря на рост женской преступности, ее
относительные показатели значительно ниже
мужских.
Можно говорить о преступлениях, более
свойственных женщинам или мужчинам. Такие
деликты, как убийство детей, проституция, воровство
в магазинах, чаще совершают женщины. Мужчины же
чаще угоняют автомобили, учиняют разбои, кражи,
наносят телесные повреждения, убивают.
Существуют и типично мужские преступления,
например изнасилование.

9. Социальные условия

Социальные условия играют определенную
роль в происхождении противоправного
поведения. К ним, прежде всего, относятся
многоуровневые общественные процессы:
слабость власти
несовершенство законодательства
социальные катаклизмы
низкий уровень жизни.

Причины возникновения делинквентности

Делинквентный тип девиантного поведения возникает как у взрослых, так и у подростков. Выделить одну причину такого социального поведения нельзя, — на его развитие влияют многие факторы, создавая взаимосвязанные комплексы.

Выделяют следующие причины асоциальных поступков:

Психофизиологические:

  • тип и характер личности;
  • уровень тревожности;
  • физические заболевания и особенности;
  • зависимости (алкогольная, наркотическая, игромания и пр.).

Семейные:

  • развод родителей, появление партнера у одинокого родителя;
  • уход из жизни близкого родственника;
  • недостаток воспитания, дурной пример родителей;
  • домашнее психическое и физическое насилие;
  • зависимости родителей, неблагополучная семья.

Социально-экономические:

  • социальное неравенство, деление на богатых и бедных;
  • безработица, недостаток средств;
  • этнические конфликты.

Также причиной делинквентности может быть вынужденное изменение социальной среды (смена места жительства, круга общения, потеря жилья и пр.).

Виды и примеры

  1. Дисциплинарные проступки. Антиобщественные действия, которые нарушают существующие в обществе нормы и правила, но не является нарушением закона.

    За подобные поступки степень ответственности незначительная (штрафы, выговоры, удержания с доходов, увольнение с работы).

    Например: опоздания на работу, нарушения трудовой дисциплины, нарушения правил охраны труда и т.д.

  2. Мелкие административные правонарушения. Нарушение существующих норм законодательства, за которые не назначается серьезная уголовная ответственность (штрафы, предупреждения).

    Основные виды и примеры
    Например: оскорбления других лиц, распитие спиртного в общественном месте, непристойные жесты, нарушение правил общественного движения.

  3. Преступления. Правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. Например: кражи, распространение наркотиков, побои, мошенничество, убийство и т.д.

Виды деликвентного поведения

Делинквентное поведение представляет собой поведение с элементами преступной деятельности иными словами это отклоняющееся поведение. В СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д [2].

Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [2].

Делинквентное поведение имеет ряд особенностей, которые являют собой ту основу на которую опираются психологи, социологи и юристы при анализе данной категории. Итак, само по себе делинквентное поведение регулируется преимущественно нормами права. Делинквентное поведение не расценивается как психологическое отклонение, а является нарушением в сфере влияния юридических наук. Однако, само противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, по причине угрозы общественному порядку.

Важной особенностью делинквентного поведения является факт общественного резонанса. А именно, поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

Делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами:

  • судами,
  • следственными органами,
  • местами лишения свободы [3].

И в Европе и в Северной Америке делинквенты мужского пола встречаются в 3-10 раз чаще, чем делинквенты женского пола, независимо от того, сделаны оценки по данным официальных протоколов или по данным самоотчетов. Преобладание мужского пола наиболее выражено в отношении агрессивных преступлений [6].

Теперь следует обратиться к вопросу классификации делинквентного поведения в современной науке. С юридической точки зрения классификация деликвентного поведения выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Отдельно следует отметить, что любые проявления деликвентного поведения имеют негативный характер для общества и общественной жизни.

Виды делинквентного поведения

Нельзя оставить без внимания проблему разграничения девиантного и делинквентного поведения. В этой связи следует рассмотреть данный аспект отдельно.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

перейти

2. Понятие

Понятие происходит от латинского delinquens –
«проступок, провинность».
Делинквентное поведение-действия конкретной
личности, отклоняющиеся от установленных в
данном обществе и в данное время законов,
угрожающие благополучию других людей или
социальному порядку и уголовно наказуемые в
крайних своих проявлениях.
Личность, проявляющая противозаконное
поведение, квалифицируется как делинквентная
личность (делинквент), а сами действия –
деликтами.

5. Типология Н.И.Озерецкого

В 1932 г. Н. И. Озерецким была
предложена актуальная и сегодня
типология несовершеннолетних
правонарушителей по степени
выраженности и характеру личностных
деформаций:
случайные
привычные
стойкие
профессиональные правонарушители

Источники

  • https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/delinkventnoe-povedenie.html
  • https://ppt-online.org/23369
  • https://eustress.ru/stress/delinkventnoe-i-deviantnoe-povedenie
  • http://odiplom.ru/lab/delinkventnoe-povedenie.html
  • http://onevroze.ru/chto-takoe-delinkventnoe-povedenie-i-mexanizmy-socialnogo-kontrolya.html
  • https://psyholic.ru/fobii-manii/delinkventnoe-povedenie-primery.html
  • http://PsyMedCare.ru/delinkventnoe-povedenie-podrostkov
  • http://depressio.ru/drugie-bolezni/rasstroystva-lichnosti/386-delinkventnoe-povedenie.html