Ребенку 10 месяцев, нет зубов – почему так происходит и что делать?

Содержание
  1. Нормы прорезывания зубов у ребенка до 1 года
  2. Какие факторы могут влиять на сроки прорезывания?
  3. Допустимые отклонения от нормы
  4. Почему отсутствуют зубы у ребенка в 10 месяцев?
  5. Что делать?
  6. Симптомы нарушений
  7. Сколько зубов должно быть у ребенка в 10 месяцев?
  8. Какое нормальное давление у детей 10 лет?
  9. Режим дня
  10. Способы контроля давления
  11. Режим – сон и бодрствование
  12. Основные навыки 10-месячного малыша
  13. Различия в развитии мальчиков и девочек
  14. Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
  15. Количество зубов у детей согласно возрасту
  16. Порядок прорезывания и количество молочных зубов у детей
  17. Порядок прорезывания и количество коренных зубов
  18. Стоит ли бить тревогу родителям?
  19. Обычный день
  20. Последствия патологического роста зубов
  21. Что должен уметь ребенок в 10 месяцев?
  22. Диагностика
  23. Причины отсутствия зубов
  24. Развитие зубного аппарата
  25. Кормление ребенка в 10 месяцев
  26. Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни
  27. Факторы, влияющие на процесс прорезывания
  28. Как правильно измерить давление ребенку
  29. Как помочь малышу развиваться

Нормы прорезывания зубов у ребенка до 1 года

Сроки и последовательность прорезывания «молочников» индивидуальны и могут отклоняться на несколько месяцев в большую или меньшую сторону от нормы. В большинстве случаев первые зубки появляются на нижней челюсти. До 12 месяцев у малыша, как правило, прорезывается около 8 зубов. В первый год жизни зубы режутся в:

  • 7–9 месяцев – центральные резцы;
  • 11 месяцев – боковые резцы;
  • 12 месяцев – клыки.

Какие факторы могут влиять на сроки прорезывания?

  • тяжелого токсикоза;
  • резус-конфликта матери и ребенка;
  • преждевременных родов;
  • внутричерепной травмы, полученной малышом во время прохождения через родовые пути;
  • инфекционного заболевания, перенесенного сразу после появления ребенка на свет;
  • тяжелых патологий у матери: порок сердца, заражение паразитами.

Общие причины того, почему нет зубов в 11–12 месяцев:

  • генетическая предрасположенность;
  • частые простуды, пневмония, перенесенная в первый год жизни;
  • нарушение тонуса лицевых мышц из-за неправильного прикладывания малыша к груди, злоупотребление пустышками;
  • проживание в условиях сурового климата с сильным ветром и низкой температурой;
  • отсутствие прикорма.


Интересно, что у первенцев молочные зубы появляются раньше, чем у вторых и третьих детей.

Согласно статистике, ранней дентации более подвержены девочки, а также дети, рожденные у родителей среднего возраста, появившиеся на свет весной и летом. Помимо опережения графика прорезывания зубов, у таких малышей отмечают ускоренное общее развитие.

Допустимые отклонения от нормы

Несколько десятилетий назад отсутствие зубов в 10–11 месяцев считалось серьезной патологией. По современным меркам нормой является прорезывание первых зубов только к 1,2 году. В большинстве случаев такая задержка обусловлена генетическим фактором. Чтобы не беспокоиться о патологической причине поздней дентации, лучше показать малыша врачу.


Не нужно опасаться раннего прорезывания и нарушения очередности появления зубов. Прорезывание до 6 месяцев обусловлено временем рождения малыша («весенние» и «летние» крохи обзаводятся зубками раньше). Появление зубов «вне очереди» в большинстве случаев связано с действием местных факторов: нарушением правил грудного вскармливания, злоупотреблением пустышкой.

Почему отсутствуют зубы у ребенка в 10 месяцев?

Причины, по которым нет «молочников» у детей в 10 месяцев:

  • расстройства органов ЖКТ, приводящие к нарушению обмена питательных веществ;
  • рахит, развивающийся из-за недостатка витамина D, отвечающего за усвоение кальция;
  • гипотиреоз – низкая активность щитовидной железы, приводящая к задержке общего развития малыша.

Что делать?

Не нужно паниковать, если ребенку исполнилось 10 месяцев, а зубов все нет. Нужно ориентироваться на особенности развития и самочувствие малыша, а не нормы дентации. Если к году у ребенка не вылез ни один зубик, нужно обратиться к педиатру. Скорее всего, это не связано с патологиями, но для спокойствия родителей врач назначает следующие исследования:

  • общий анализ крови и мочи;
  • осмотр эндокринологом на предмет увеличения щитовидной железы;
  • УЗИ;
  • в крайних случаях, при подозрении на адентию – рентгеновский снимок, позволяющий определить наличие или отсутствие зачатков зубов.

Указанные исследования проводят, если опрос родителей и осмотр педиатром не позволяет установить причину отклонения. В большинстве случаев затянувшаяся дентация обусловлена особенностями развития малыша. В этом случае врач назначает прием витамина D, необходимого для формирования костной ткани. Родителям рекомендуется использовать в качестве прикорма твердые овощи и фрукты.

Если у ребенка уже режутся зубки, нужно облегчить его состояние:

  • Массаж. Обернув палец чистой марлей, нужно аккуратно, без нажима. массировать десны грудничка по часовой стрелке. Для снятия боли используют такие местные анестетики: Камистад, Дентинокс, Солкосерил.
  • Преградить путь инфекции. Стремясь унять зуд, дети расчесывают десны твердыми предметами. Необходимо следить, чтобы малыш не тянул в рот грязные вещи. Можно купить специальные резиновые кольца и регулярно дезинфицировать их.
  • Снять жар. Иногда прорезывание в течение нескольких дней сопровождается субфебрильной температурой, которую не нужно сбивать. Жаропонижающие принимают, когда температура становится выше 38 градусов и ребенок не может уснуть. Если медикаменты не дают нужного эффекта, причина жара, скорее всего, не связана с дентацией, и нужно обратиться к врачу.

Симптомы нарушений

Есть специальные формулы, которые показывают, как соотнести возраст ребенка с количеством прорезанных у него жевательных органов и понять, все ли идет нормально, но мы не собираемся перегружать читателя, сразу же перейдя к сути дела.

Понятие нормы в данном случае очень растяжимо, потому что в разных источниках мы отыщем разные сроки. Одни педиатры настаивают на том, что прорезывание первых зубов позднее восьмого месяца жизни – это патология, другие утверждают, что это вполне нормально, но невозможно отделить патологию от нормы, не изучая конкретного пациента.

Даже если есть задержка развития зубов, если ребенок выглядит здоровым и у него не обнаружено системных патологий, то родители могут успокоиться и немного подождать, пока зубы начнут резаться.

Если же ребенок болен, то в этом может крыться проблема с его зубами. Ранее прорезывание, к примеру, может быть как индивидуальной особенностью организма, так и свидетельством некорректной работы эндокринных желез.

Методы борьбы с зубной болью у детей

Сколько зубов должно быть у ребенка в 10 месяцев?

Что делать, если количество зубов в 10 месяцев кажется вам недостаточным для этого возраста?

Существует специальная формула, позволяющая рассчитать необходимое количество жевательных органов в определенном возрасте: Ν = Κ — 4, где Ν — количество зубов; Κ — возраст в месяцах, а 4 — неизменная величина.

Если зубы прорезываются у ребенка в отличном от нормы порядке, имеют другой оттенок, обязательным будет обращение к детскому специалисту.

Какое нормальное давление у детей 10 лет?

Существует формула, по которой можно самому рассчитать давление конкретного ребенка. Давление у детей 10 лет (норма) – это максимум систолическое до 120 мм. рт. ст. и до 70 мм рт. ст. – диастолическое.

Систолическое рассчитывается так: 90 + возраст умножить на два. Значит, для десятилетнего ребенка это будет 90+10*2=110. Диастолическое: 60 + возраст, значит 60+10=70. Оптимальное давление ребенка 10 лет – норма – 110/70. Допустимы отклонения от этих показателей на 10-20 единиц с учетом факторов, влияющих на малыша. Конечно же, нельзя оставить без внимания пульс. Нужно обращать внимание на его ритмичность, напряжение. У ребенка 10 лет это 75-80 ударов за одну минуту.

Режим дня

Малыш по-прежнему спит два раза днём и один раз ночью. Общая продолжительность сна составляет 12 — 14 часов. Каждый ребёнок самостоятельно выбирает собственный режим. Одни раньше просыпаются и, соответственно, раньше ложатся. Другие очень мало спят днём, буквально 30 — 40 минут. Если малыш спит днём два раза, следите, чтобы промежуток между дневными снами был не более четырёх часов. Так вы избежите проблем с укладыванием на ночь.

Родителям следует очень внимательно наблюдать за ребёнком и сигналами, которые он подаёт. Именно таким способом можно выбрать оптимальный режим дня, наиболее подходящий малышу.

Способы контроля давления

Используют прямой и непрямой способы контроля АД. Инвазивный способ, необходим при оперативном вмешательстве, когда в артерию вводится зонд и датчик. Неинвазивные способы – это компрессионные варианты:

  • Пальпаторный – самый сложный метод, требующий определенных навыков. Прижимая пальцами артерию, важно поймать в области, которая находится ниже сдавливаемого участка, момент максимального и минимального пульса.
  • Аускультативный метод хирурга Короткова – эталонный с 1905 года и по сегодняшний день прием. Он предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа.
  • Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров. Он дает возможность проверить АД на плече, колене, запястье.
  • Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД. Используют ее чаще для новорожденных и грудничков.

Аускультативный метод хирурга Короткова предусматривает применение тонометра, манометра и стетоскопа
Осциллометрический способ лежит в основе принципа работы большинства автоматических тонометров
Допплерография определяет с помощью ультразвука лишь систолическое АД


Современные тонометры позволяют измерять давление детям в домашних условиях без специальной медицинской подготовки. И все же элементарные правила измерения АД детям надо знать.

Режим – сон и бодрствование

Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа. Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время. Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.

Основные навыки 10-месячного малыша

Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:

  • услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
  • с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
  • огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
  • пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.

Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.

Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы):

Основные навыки десятимесячных малышей:

  • подниматься на ножки и стоять без опоры;
  • садиться без поддержки из положения стоя;
  • брать и держать любые предметы, используя обе руки;
  • освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
  • ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
  • переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
  • слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
  • совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
  • пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
  • ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.

Количество зубов у детей согласно возрасту

Какое количество зубов у детей должно быть в разном возрасте? Этот вопрос начинает заботить многих родителей после того, как у их малышей прорежутся первые молочные зубы. В этой статье мы рассмотрим порядок прорезывания, количество молочных и коренных зубов у детей, а также, в каком возрасте и в какой последовательности коренные зубы заменяют молочные.

Порядок прорезывания и количество молочных зубов у детей

Обычно молочные зубы начинают прорезываться у малышей в возрасте 6 месяцев. Но возможны и исключения из общего правила: бывает, что первый зуб прорезывается в 4 или 10 месяцев – это обусловлено генетической предрасположенностью. То есть, если у папы или мамы ребенка первый зуб прорезался в 9-10 месяцев, то высока вероятность, что и у их чада появление зубов начнется в этом возрасте. В таких случаях график прорезывания зубов сдвигается: если первые зубы появились «с опозданием», то и все остальные прорежутся позже.

Рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам и порядок их прорезывания. Стоит заметить, что в схеме даны усредненные сроки появления молочных зубов, утвержденные в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, а вот порядок прорезывания зубов всегда один и тот же.

Количество зубов у детей до одного года :

  • в возрасте 6-7 месяцев у малыша появляются два нижних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 8-9 месяцев прорезываются два верхних зуба – центральные резцы;
  • в возрасте 9-11 месяцев появляются два верхних боковых зуба – резцы;
  • в возрасте 11-13 месяцев прорезываются два нижних боковых зуба – резцы.

Итого к окончанию первого года жизни у малыша должно быть 8 зубов.

Количество зубов у детей старше одного года:

  • в возрасте 12-15 месяцев у ребенка появляются два верхних и два нижних зуба – первые моляры;
  • в возрасте 18-20 месяцев прорезываются два верхних и два нижних зуба – клыки;
  • в возрасте 20-30 месяцев появляются два верхних и два нижних зуба – вторые моляры.

Обычно к двум с половиной годам количество молочных зубов у детей равно 20. И столько их останется до 6-7 лет, пока не начнется смена молочных зубов на коренные.

Также существует формула, по которой можно рассчитать, сколько молочных зубов должно быть у малыша в тот или иной период жизни. Родителям будет очень просто ее запомнить: надо от количества месяцев прожитых ребенком отнять 4 – получившееся значение равно числу зубов, которые должны быть в этом возрасте. Например, малышу 10 месяцев, от 10 отнимаем 4 и получаем 6, вот и выходит, что в 10 месяцев у ребенка должно быть 6 зубов: верхние, нижние центральные резцы и верхние боковые резцы. Однако надо не забывать, что по формуле рассчитывается среднестатистическое количество зубов у малыша.

Хоть уже было сказано, что количество зубов у детей до одного года может отличаться от усредненных норм, и это связанно с наследственной предрасположенностью, хочется заметить, что позднее появление молочных зубов является симптомом такого заболевания как рахит. Поэтому в случае если первые зубки не прорезались после 7 месяцев, стоит показать малыша детскому стоматологу и педиатру. Возможно, после осмотра врач направит ребенка сдать анализы, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз «рахит». Если окажется, что малыш полностью здоров, то остается запастись терпением и ждать, когда зубки сами решат, что пора прорезаться.

Порядок прорезывания и количество коренных зубов

Первые коренные (постоянные) зубы начинают расти у ребенка в возрасте 6-7 лет и появляются они не на месте выпавших молочных зубов, как считают многие, а на свободном пространстве десны. Это жевательные зубы, которые парами прорезываются сверху и снизу, и называются они первые моляры.

Одновременно с появлением первых коренных зубов начинается процесс замены молочных зубов на постоянные. Коренные зубы, в процессе своего роста, рушат корни молочных зубов, из-за чего последние расшатываются и со временем выпадают. Выпадение молочных зубов происходит в той же последовательности, в какой эти зубы прорезывались. Чтобы было наглядней, рассмотрим схему, на которой представлено количество зубов у детей по годам, порядок выпадения молочных зубов и прорезывания коренных.

Порядок смены молочных зубов на коренные:

  • в возрасте 6-7 лет у ребенка выпадают нижние и верхние центральные резцы, на их месте прорезываются постоянные зубы, причем нижние центральные резцы появляются в 6-7 лет, а верхние в 7-8 лет;
  • в возрасте 7-8 лет выпадают верхние и нижние боковые резцы, нижние коренные боковые резцы прорезываются в 7-8 лет, а верхние в 8-9 лет;
  • в возрасте 9-11 лет выпадают нижние и верхние первые моляры, на их месте прорезываются первые верхние премоляры в 10-11 лет, а первые нижние премоляры в 10-12 лет;
  • в возрасте 10-12 лет выпадают нижние и верхние вторые моляры, на их месте появляются вторые верхние премоляры в 10-12 лет, а вторые нижние премоляры в 11-12 лет.

На этом смена молочных зубов на коренные заканчивается, количество зубов у детей 10-12 лет равно 24. Но рост постоянных зубов на этом не останавливается, он продолжается. И в период с 11 до 13 лет у ребенка появляются вторые нижние моляры, а в 12-13 лет вторые верхние моляры. Зубами, которые прорезываются самыми последними, являются нижние и верхние третьи моляры, обычно это происходит уже во взрослом возрасте, в 17-20 лет. Бывают случаи, когда эти зубы не появляются вовсе, поэтому нормальным количеством зубов у взрослого человека считается 28-32 зуба.

Надеюсь, в этой статье вы нашли ответ на вопрос о том, какое количество зубов у детей, в зависимости от их возраста, и в какой последовательности они прорезываются. Главное, на что хочется обратить внимание – родители должны хотя бы раз в год водить ребенка на прием к детскому стоматологу. Так как только квалифицированный специалист сможет оценить, правильно ли появляются у ребенка зубы, какое состояние новых зубов, есть ли необходимость во вмешательстве врача в этот процесс.

Стоит ли бить тревогу родителям?

Обычно первые зубки начинают прорезываться в полугодовалом возрасте малышей. К 10 месяцам их жизни, ротовая полость уже обладает несколькими парами первых жевательных органов.

Родителям свойственно беспокоиться, когда появление зубок задерживается по неизвестным причинам:

  • весомое значение оказывает тип кормления: груднички зависят от качества грудного молока, поэтому немаловажен рацион кормящей мамочки. Детки, которые питаются искусственными смесями получают чуть больше полезных микроэлементов, так как смеси содержат чётко предусмотренный объём витаминов и минералов;
  • отсутствие даже одного зубика в 6 месяцев может выступать следствием перенесённой болезни: сбоем работы кишечника и недостатка витаминов C, D;
  • жевательные органы могут опаздывать вследствие особого хода беременности, вероятно у мамочки были осложнения во время вынашивания;
  • появление зуба после 12 месяцев может сообщать о его неправильном размещении в десне;
  • более серьёзной причиной может выступить врождённое отсутствие зубных зачатков. Патология встречается крайне редко.

Нормально ли, если у ребенка в 10 месяцев нет зубов
Обычно первые зубки начинают прорезываться в полугодовалом возрасте малышей

Как родителям можно определить, что в 10 месяцев зубки просто опаздывают, и необходимо переждать, а когда нужно бить тревогу? Детские дантисты предполагают возможность задержки появления зубок до полугода.

По этой причине, если с момента рождения не прорезался ни один молочный зуб, требуется выждать ещё немного времени. Попытайтесь выяснить родственников о сроках, особенностях прорезывания первых жевательных органов в их младенчестве, детстве.  Вероятно, это просто семейная особенность.

Обычный день

Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:

6: 30

Пробуждение.

Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь.

7: 00

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

9: 00

Гимнастика.

10: 00

Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток.

11: 00

Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе.

14: 00

Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

14: 30

Период бодрствования с развивающими играми.

16: 00

Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

18: 00

Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

18: 30

Период бодрствования со спокойными играми.

21: 30

Купание.

22: 00

Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений.

Последствия патологического роста зубов

Замедленное развитие зубочелюстного аппарата ведет к неполному измельчению пищи. В связи с недостаточным пережевыванием, в желудок попадают большие необработанные кусочки еды, что провоцирует расстройство пищеварительной системы и ухудшение общего здоровья организма.

Позднее прорезывание зубов препятствует постановке правильного произношения звуков. Игнорирование данной проблемы закрепляет дефекты речи и способствует развитию дислалии – нарушения звукопроизношения.

Неправильное формирование молочного прикуса влечет за собой и такие патологии, как:

  • Выраженная диспропорция лица.
  • Деформация постоянного прикуса и запоздалое прорезывание коренных зубов.
  • Артрит и артроз (в связи с изменениями в строении височно-нижнечелюстного сустава).
  • Невозможность прорезывания коренных зубов. Данная патология возникает, если первые зубы у ребенка вылезли до рождения. Столь ранние зубы имеют структурные нарушения и подлежат удалению, что приводит к покрытию коренного зуба костной тканью и мешает его прорезыванию. Эта же аномалия может возникнуть, если молочный зуб выпал задолго до прорезывания постоянного.

Задержка в формировании зубного аппарата может являться признаком рахита, нарушения функционирования эндокринной системы и других заболеваний. Избежать осложнений и предупредить развитие патологий можно в случае своевременного выявления причины позднего прорезывания, поэтому родителям рекомендуется обратить внимание на то, сколько зубов появилось у ребенка до 11 месяцев, и при необходимости обратиться в стоматологию.

У почти годовалого ребенка должны наблюдаться признаки прорезывания зубов, в противном случае малышу могут назначить витаминные комплексы и медицинские процедуры вплоть до установки съемных протезов.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Несмотря на индивидуальность развития, каждый 10-месячный малыш должен обладать определенными умениями:

  • Хорошо ползать. Причем ползанье не ограничивается одной комнатой – с каждым днем малыш все увереннее покоряет новое пространство.
  • Самостоятельно подниматься на ножки и приседать.
  • Стоять на ножках без опоры, передвигаться, держась за руку взрослого или за стены и мебель.
  • Самостоятельно взять интересующий его предмет любой рукой, уверенно держать различные предметы в обеих руках. В возрасте 10 месяцев уже можно заметить, какая рука у грудничка является доминирующей – левая или правая. Если окажется, что малыш – левша, не нужно пытаться переучить ребенка, это может привести к отрицательным последствиям.
  • Повторять движения взрослых. Кроха может «хозяйничать» в кухонных и плательных шкафах: самостоятельно открывать дверцы и выдвигать ящики, выкидывать одежду и другие легкие предметы. Если ребенку такого возраста показать, как перекатывать по полу мячик, он легко повторит показанные действия.
  • Находить применение предметам. Детишки очень наблюдательны и находчивы: здоровый 10-месячный малыш способен при помощи одного предмета достать другой интересующий его предмет. Мальчики на своих игрушечных машинках катают (перевозят) мелкие предметы.

Учитывая, что ребенок обладает вышеперечисленными навыками, родители должны быть все время начеку и заботиться о том, чтобы кроха был в безопасности. Ребенок может доползти хоть куда, поэтому нельзя оставлять грудничка без присмотра.

10-месячного ребенка нужно начинать учить слезать с кровати и с дивана. Для этого нужно многократно показывать крохе, как правильно это сделать: поворачивать малыша к краю дивана попкой и аккуратно спускать ножки. Ребенок очень скоро поймет, что можно слезать, только почувствовав опору под ногами.

Диагностика

Если голова болит у ребенка 10 лет длительное время – это должно вызвать настороженность и стать причиной обязательного обращения к доктору. Потребуется осмотр и консультация не только педиатра, но и невропатолога, и офтальмолога. Специалисты должны собрать как можно больше сведений о характере боли, ее продолжительности, месте локализации. Выясняются другие, даже, казалось бы, самые незначительные подробности. Предполагается также обследование глазного дна.

Для более точной постановки диагноза, как правило, назначается определенное обследование, включающее лабораторную и аппаратную диагностику.

Предполагаемая лабораторная диагностика включает анализы крови, мочи, кала. Это дает возможность прояснить ситуацию на предмет инфекционных патологий и присутствие в организме ребенка гельминтов.

Если предыдущих выводов исследований недостаточно, то следующий этап обследования включает применение более серьезных технологий. Один из методов – электроэнцефалография. Данная диагностика предполагает считывание мозговых биотоков с помощью закрепленных на голове электродов и фиксирование их на дисплее или бумаге.

Еще один довольно эффективный метод обследования – компьютерная томография. Дает возможность увидеть срезы головного мозга, причем, на различных уровнях горизонтальной плоскости. Благодаря этому можно выявить даже врожденные патологии развития, определить точное их месторасположение и характер.

Высокоинформативным, хотя и достаточно сложным, является метод магнитно – резонансной томографии. Благодаря ему получается практически полнейший объем данных о патологических изменениях в исследуемом головном мозге, его анатомическом строении.

Существует еще целый ряд методик для исследования головного мозга и установления причины, почему болит голова у ребенка 10 лет. Но доверить их выбор следует только специалисту – медику.

Причины отсутствия зубов

Причины, по которым у малыша не появляются зубы в 10 месяцев:

  1. Наследственность — один из первостепенных факторов, влияющих на процесс появления зубов. Если у мамы или папы жевательные органы появились поздно, не нужно думать, что у вашего малыша они появятся рано.
  2. Качество воды и питания, недостаток витаминов имеют прямое влияние на время появления первых зубов. Хотя, по мнению большинства детских специалистов, на прорезывание зубов не влияет нехватка витамина D и кальция, это может отразиться на здоровье ротовой полости в целом, состоянии эмали и десен ребенка.
  3. Способ вскармливания. Дети-искусственники уже в 4–5 месяцев могут стать обладателями первого зуба, а у их сверстников-грудничков он появится позже. Считается, что молочные смеси и каши обогащены большим количеством витаминов и минералов, необходимых для полноценного роста и развития малыша.
  4. Перенесенные инфекционные болезни, а тем более их затяжное течение, в период вынашивания оказывают негативное воздействие. Важно помнить об этом и опасаться любых болезней на протяжении всего периода беременности, особое внимание уделяя именно первому триместру, когда и происходит закладка будущих зубов малыша.
  5. Образ жизни, который вела женщина, находясь в положении (пагубные привычки, такие как курение и алкоголизм, могут отрицательным образом сказаться на формировании всех систем и органов будущего младенца).
  6. Неожиданным открытием стало и то, что климатический пояс также может оказывать влияние на этот процесс. Доказано, что дети, проживающие в южных широтах, раньше становились обладателями первого зуба, чем их «северные» ровесники.

  Сколько должно быть зубов в 1 год у ребенка

Также считается, что у мальчиков задержка в появлении жевательных органов более вероятна, чем у девочек. Это обусловлено их более поздним созреванием.

Как уже говорилось, отсутствие зубов в период, когда ребенку идет десятый месяц, — вариант нормы. Ранее педиатры были склонны к утверждению, что отсутствие у малыша зубов в 1 год — аномалия, требующая немедленного обследования, подозревали у малыша рахит, анемию или другое заболевание. Современная медицина опровергает это суждение.

Исследования доказали, что некоторые дети становятся обладателями первого зуба лишь к 1,2–1,3 годам. Известный доктор Комаровский О.Е. считает, что отсутствие зубов у детей до года «это вообще не проблема, а вариант нормы, и волноваться по этому поводу не надо».

Другие детские специалисты любят повторять фразу о том, что «еще ни один ребенок не остался без зубов». С этим трудно поспорить, однако ситуацию нужно всегда держать под контролем.

Обязательно на плановом приеме в 1 год сообщите врачу об имеющейся проблеме. Он должен внимательно выслушать вас, учесть этот факт и установить причину. Ребенка могут отправить на обследование (общий анализ крови и мочи, биохимия, ультразвуковое обследование органов и др.). Возможно, в первый раз доктор лишь даст рекомендации по питанию малыша и приему им витаминов, договорившись с вами о повторном приеме.

Если на нормальное течение ситуации не оказывают влияние никакие патологические факторы, можно помочь ребенку.

Развитие зубного аппарата

Пищеварительная система занимает центральное значение в жизни человека в том числе, как и других существ. Поэтому органы, которые относятся к пищеварительной системе, закладываются в процессе эмбрионального развития очень рано. Уже на 3-4 неделе развития у зародыша есть кишечная трубка и зачаток рта, что нас интересует в первую очередь. В то же время начинается развитие зубного ряда, закладка молочного прикуса и зачатков постоянных.

Молочные и постоянные зубы пребывают в неразрывной связи, ведь до тех пор, пока у ребенка вырастут его первые постоянные зубки, то есть до 6-7 лет, заменять их будут временные зубы. К моменту рождения они хорошо развиты и готовы в скором будущем прорезаться, но первые – не ранее 10-11 месяцев.

Прорезывание жевательных органов, вероятно, одно из центральных событий в жизни малыша и его родителей, потому что этот процесс сопряжен со стрессом для ребенка. Родители тоже очень переживают, стараясь облегчить участь своего малыша, но как же быть, если пришел срок, а зубы так и не прорезались?

Для начала давайте определимся, что такое «срок» в данном случае. Первые зубы у ребенка появляются на 6-8 месяце жизни, хотя не исключено, что они могут появиться и позже. Поэтому не стоит переживать, если есть небольшая задержка. Сначала будет заполняться нижняя челюсть, а за нею подоспеет и верхняя. Это нужно, чтобы у ребенка сформировался правильный прикус, то есть зубы стояли правильно в отношении друг к другу. Детальнее вы ознакомитесь с последовательностью прорезывания зубов в этой таблице:

Сроки прорезывания зубов
Сроки прорезывания зубов

Каждый организм индивидуален, но есть случаи, в которых родителям стоит обратить внимание на то, как развиваются зубы их ребенка:

  • задержка при прорезывании больше, чем на несколько месяцев, например до года;
  • ранее развитие зубов;
  • нарушается очередность прорезывания в 10 или 11 месяцев;
  • зуб отсутствует или форма нарушена в 10 или 11 месяцев;
  • зубной ряд появился еще до рождения малыша.

Как вырвать молочный зуб и когда это нужно делать?

Кормление ребенка в 10 месяцев

В рацион 10-месячного грудничка уже включены многие продукты с общего стола: супы, овощные пюре, молочные каши, различные запеканки, печенье, компоты, морсы, соки. При этом нужно продолжать кормить ребенка грудью (смесью – если на искусственном вскармливании) ночью, утром после пробуждения и перед ночным сном. Общее количество кормлений должно составлять не менее 5 раз в день, включая грудное молоко. Наилучший вариант – 2 кормления грудью (утром и вечером) и 3 кормления пищей с общего стола (днем с интервалом в 4 часа).

Всю еду для ребенка нужно варить либо готовить на пару, жареную пищу 10-месячному крохе давать нельзя. Важно чтобы малыш получал полноценное питание, еда должна содержать все необходимые для развития ребенка витамины, белки, жиры и минералы. Учитывая, что у ребенка уже есть зубки, нужно давать ему твердые кусочки пищи, которые должны быть среднего размера, чтобы грудничку было удобно держать их в руке.

Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни

Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новые сочетания звуков. Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обычно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па». Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой разные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не несущие смысла для окружающих.

РечьУ малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Часто можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада».
СлухУзнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, издаваемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.)
ЗрениеНаблюдает за действиями взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, названные мамой.
ЭмоцииРеагирует на запрет («нельзя!»), общается при помощи жестов. Проявляет недовольство.
МоторикаВкладывает пальчики в отверстия, мелкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры.
ИграИграет в игрушки в соответствии с их прямым назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; качает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут.

Факторы, влияющие на процесс прорезывания

Достоверно определить, сколько зубов должно быть у конкретного ребенка в 9 месяцев, полтора года или другой возрастной период, невозможно. Количество зубов и характер их прорезывания зависят от особенностей пренатального и постнатального развития малыша. К факторам, влияющим на характер пренатального развития, относят:

  • Заболевания матери. У детей, родившихся от мам с пороком сердца, запущенным кариесом или перенесших инфекцию (герпес, токсоплазмоз), жевательный аппарат прорезывается в два раза медленнее, чем у ребенка, родившегося от здоровой мамы.
  • Течение беременности и родов. Несовместимость резус-факторов, недоношенность, длительный токсикоз у женщины и другие осложнения при вынашивании являются факторами риска нарушения процесса роста и формирования зубных единиц.
  • Питание беременной женщины. Детские зубки начинают формироваться с первого триместра внутриутробного развития. В этот период будущей маме рекомендуется употреблять продукты, содержащие достаточное количество кальция, фтора и других элементов, необходимых для нормального развития зубного аппарата.
  • Инфекционные заболевания новорожденного ребенка.
  • Наследственность.

На количество и качество зубов, появившихся у ребенка в 1-й год жизни, влияют рацион и режим питания, климат, перенесенные малышом заболевания. Норма зубов в 1 год относительна, однако полное отсутствие признаков прорезывания в этом возрасте – показатель аномального развития прикуса ребенка.

Как правильно измерить давление ребенку

давление у детей 10 лет норма пульс

Для измерения этих показателей широко используют электронные тонометры. Они просты и удобны в использовании в домашних условиях. Когда измеряют давление у детей 10 лет, норма должна быть около 110-120 мм. рт. ст. на 70 мм. рт. ст. Эти показатели могут иметь отклонения в большую сторону, если ребенок активно двигался перед измерением.

Чтобы правильно измерить давление, нужно соблюдать несколько правил:

  • Его нужно измерять в спокойном состоянии. Запрещено двигаться и разговаривать в этот момент.
  • Использовать нужно специальную манжету для детей. Ширина ее не должна быть больше 2/3 длины плеча.
  • Если измерения проводятся с интервалом, то его измерять надо в одном положении, сидя или лежа.

Артериальное давление рекомендуется измерять утром или после того, как ребенок отдохнет не менее 15 минут. Руку расположить на уровне сердца ладошкой . Манжета надевается на руку без одежды на 2-3 см выше локтевого сгиба. Рука не должна сдавливаться одеждой. Манжету не нужно затягивать, между ней и рукой должно остаться пространство для одного пальца. Оптимальный вариант для ребенка – это измерить АД 3 раза с одинаковым интервалом времени в одном положении, чтобы увидеть полную картину изменений. Более точными будут считаться самые низкие показания.

Как помочь малышу развиваться

  • Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
  • Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
  • Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
  • Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
  • Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
  • Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
  • Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
  • Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
  • Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
  • Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
  • Продолжайте развивать моторику ребенка:
    • Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
    • Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
    • Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».

Делайте гимнастику каждый день. Особенно уделяйте внимание упражнениям для развития ползания и ходьбы:

  • Приседание и вставание с поддержкой.
  • Ходьба на четвереньках.
  • Ходьба с поддержкой за ручки.
  • Сгибание и разгибание ножек в положении лежа.

Читаем:  Как научить ребенка ходить — 10 советов

Отводите каждому занятию не более 20 минут, а затем дайте ребенку отдохнуть или играть самостоятельно во что-то другое. Начинайте учить кроху общаться с другими малышами, заводить друзей. Можно уже проводить совместные игровые занятия с ребенком, например, у себя дома, пригласив в гости еще 1 – 2 мам с детьми. Не приводите пока малыша в группы, где больше 3 детей с мамами. В 10 месяцев ребенок еще не нуждается в коллективном общении и это только переутомит его или даже напугает.

← 9 месяц                                                   11 месяц →

Источники

  • https://zapiski-stomatologa.ru/rebenok/prorezyvanie/10-zubov-v-mesyacev.html
  • http://izubki.ru/detskaya-stomatologiya/net-zubov-v-10-mesyatsev.html
  • https://zubi.pro/detskaya/v-10-mesyatsev-net-zubov.html
  • http://fb.ru/article/180527/davlenie-u-detey-let-norma-i-otkloneniya
  • https://kroha.info/razvitie/calendar/10-mesyatsev-rebenku
  • https://ProGipertoniyu.ru/diagnostika/arterialnoe-davlenie-u-rebenka.html
  • http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-10-mesyatsev-kalendar-razvitiya.html
  • https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-10-mesyacev/
  • http://rozhdenie-rebenka.ru/rebenku-10-mesjacev/skolko-zubov-u-10-mesjachnogo-rebenka.html
  • https://zub.expert/polost-rta/v-10-mesyatsev-net-zubov
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/10-mesyacev/
  • https://StomaGet.ru/detskaya-stomatologiya/skolko-zubov-dolzhno-byt-u-rebenka-v-1-god
  • https://babymir.net/rebenok-v-10-mesyacev-kalendar-razvitiya/
  • https://nebolet.com/zdorovyj-obraz-zhizni/bolit-golova-u-rebenka-10-let.html