- Современные лидерские концепции
- Концепция «первичного» лидерства
- Концепция «внутреннего стимулирования»
- Концепция опосредованного лидерства
- Концепция «двигателя лидерства»
- Концепция «распределённого» лидерства
- Концепция связующего лидерства
- Теории взаимодействия лидера и группы
- Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
- О классических учениях
- О великом человеке
- Теория конституентов и интерактивный анализ
- Главные теории
- Теория «великого человека»
- Теория характерных черт
- Теория «обстоятельств»
- Ситуационные теории
- Бихевиористские теории
- Теория влияния
- Трансакционные теории
Современные лидерские концепции
В наши дни всё большее значение приобретают исследования феномена лидерства. Эта тема особо актуальна для разработки эффективных методов руководства. Лидер – это лицо, способное повести за собой, убедить в верности решения, воодушевить на свершения.
Современные подходы к лидерству отличаются разнообразием. Авторы новых концепций зачастую основываются на идеях конструктивного альтернативизма. Эта философская установка опирается на разнообразие мнений и индивидуальный подход к реальности. Большей ценностью при этом обладает эвристичность модели, а не её сходство с оригиналом. Рассмотрим некоторые результаты исследований теории лидерства в современном мире.
Концепция «первичного» лидерства
Её разработчиками выступают Д. Гоулман и Р. Бояцис. Согласно их теории эмоциональное состояние координатора действий определяет эффективность всего возглавляемого им коллектива.
Разработчики выделяют различные стили лидерства:
- с направленностью на перспективу;
- с особым вниманием к темпу работы;
- с применением принципов техники коучинга;
- приказной;
- демократический.
Коучинг – техника создания комфортных условий для самостоятельного продвижения к цели при использовании внутреннего потенциала. Его задача – не учить, как делать правильно, а стимулировать к самостоятельному поиску верных решений, самообучению, инициативе.
Разработчики обосновали влияние названых стилей на эффективность результатов работы группы в целом. В ходе исследований была доказана прямая связь эмоциональных состояний с результативностью трудового процесса. Эмоциональный лидерский интеллект важен в любой деятельности.
Концепция «внутреннего стимулирования»
Её разработчик К. Кэшман обосновал идею постоянного самосовершенствования лидера. Он призывает руководителей стать мастерами в семи областях:
- познание самого себя;
- межличностные отношения;
- умение ставить цели и идти к ним;
- основы бытия;
- активность действий;
- поиск равновесия;
- навык управлять изменениями.
При соответствии этим принципам лидерские навыки развиваются «изнутри».
Концепция опосредованного лидерства
Авторы теории Р. Фишер и А. Шарп считают: чтобы управлять людьми фактически, не обязательно быть формально «назначенным» лидером. Иногда организуют коллектив и ведут его за собой не руководители, а отдельные активисты, пользующиеся авторитетом окружающих.
Им присущи навыки:
- отчётливая постановка целей;
- умение видеть перспективу;
- совершенствование форм обучения;
- умелое налаживание сотрудничества.
Основой подхода является мотивация к лидерству: важнее занимать место руководителя либо стремиться к достижению результата.
Концепция «двигателя лидерства»
Её разработал американский исследователь Н. Тичи. Он исследовал в сравнении двух лидеров: просто добившегося успеха и удерживающего успех долгое время. Последнего Тичи назвал победителем. В результате он пришёл к выводам:
- Организации, добившиеся успеха, отличаются наличием лидеров на разных уровнях.
- Эффективность деятельности предприятия напрямую зависит от умения устоявшимися лидерами определённого уровня воспитывать своих преемников на уровнях, расположенных ниже, умело используя для этой цели различные методики.
- Лидеры обязаны овладеть «передаваемой точкой зрения», включающей такие элементы:
- устоявшиеся ценности;
- новые идеи;
- энергию положительного эмоционального фона.
Все эти элементы и воспитательные методики следует использовать в развитии. Трансформация просто успешного фаворита в «победителя» ведёт к долгосрочному эффекту успешности. На основе выпущенной книги Тичи разработан ряд тренингов.
Концепция «распределённого» лидерства
Суть её в том, что направляющим в коллективе, реализующем этап проекта, не обязательно должен быть один человек на протяжении всего времени. На разных этапах координировать деятельность могут разные лица, наиболее компетентные на текущий момент в определённой области.
Такое распределение лидерства эффективно в группе, представители которой находятся примерно на одном уровне компетентности:
- умственной;
- социального плана;
- культурной;
- коммуникативной.
Любое превосходство становится препятствием для передачи другому человеку лидерских функций. К тому же, участники проекта должны равно владеть особенностями поведения лица ведущего или ведомого, подчиняться или руководить.
В такой модели лидерства отсутствует формализм. Лидерское влияние на коллег может оказывать каждый (официально и неофициально). Концепция ориентирована в основном на взаимоотношения в коллективе, в меньшей мере – на личностные черты. По завершении проекта вряд ли кто-то скажет, что он лично осуществил его. Итоги становятся общими достижениями всех членов группы.
Концепция связующего лидерства
Обосновал её Д. Липман-Блюмен. По его мнению, фаворит обязан мастерски координировать взаимосвязь между поставленными целями и соответствующими побуждениями личными и окружающих.
Ему следует стать личностью:
- аутентичной, без притворства и подражания;
- ответственной;
- вызывающей доверие;
- прагматичной, нацеленной на результат;
- высоко этичной;
- умеющей собирать вокруг себя единомышленников;
- ориентированной на перспективу.
Такой человек способен сплотить и возглавить эффективную для выполнения поставленной задачи группу.
Тесно связано с данным подходом понятие под названием «горячая группа». Она характеризуется сплочённостью, уходом в работу «с головой», заинтересованным стремлением. Создание такой группы зависит от личности координатора.
Теории взаимодействия лидера и группы
Вслед за классическими теориями лидерства свое развитие получили работы, которые описывали взаимодействие между лидером и подчиненными. Фактически они послужили переходным этапом к современным теориям лидерства.
Наиболее известными работами в данной области стали труды Грэна, Бернса, А. Юкла, Фидлера и Гарсиа. Основополагающей идей стала идея трансформационного лидерства (рисунок 2), которая впоследствии была положена в основу множества исследований.
Рисунок 2. Составные элементы теории трансформационного лидерства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Свой клад в переход к современным теориям лидерства вложила теория «заменителей лидерства», выработанная в 1978 году Керром и Джермейером. В соответствии с этой теорией организации не испытывают потребностей в лидерском участии, а в некоторых случаях (при условии наличия определённых ситуационных переменных) оно и вовсе наносит вред.
Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства
Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться. Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией. Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.
В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность. Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:
- если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
- человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
- человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
- лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.
Замечание 2
Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.
О классических учениях
Концепции, описывающие феномен лидерства:
- Теория качеств. Эту концепцию, возникшую в XIX веке, можно назвать продолжением и дополнением древних учений о лидерах. Родоначальники теории – философ Томас Карлайл и психолог сэр Фрэнсис Гальтон. Британские мыслители в своих размышлениях о лидерстве придавали большое значение врожденным характеристикам выдающихся людей (харизме, способности убеждать). Философы были склонны идеализировать качества и таланты, которыми обладают представители правящих классов. По мнению Карлайла и Гальтона, народ будет иметь много лидеров при условии высокой рождаемости среди аристократии. Философы утверждали, что важными факторами в формировании «великого человека» являются не только его происхождение, но и опыт, образование. О том, что сын мельника или садовника может стать выдающимся человеком, речь не шла.
- Теория среды возникла в середине XX века. Основной ее принцип: выдающуюся личность формирует среда, в которой человек живет, обстоятельства, толкающие его на неординарные поступки. Главные приверженцы этой концепции – Т. Манн, Р. Стогдилл, С. Миллз. По мнению философов, рассматривая поступки того или иного лидера, важно учитывать его статус, мотивы, которыми он руководствовался, обращать внимание на общественный имидж «вожака». Среда, в которой человек живет, его друзья, близкие, духовные авторитеты – все эти факторы важны в развитии лидерских талантов. Важным достижением теории среды является стремление изучить мотивы и психологию последователей, которые доверяют лидеру. Характер и поступки лидера – это отражение группы, внутри которой он реализует себя.
- Личностно-ситуационная теория. Этот подход к изучению лидерства объединил две «враждующие» концепции: теорию о врожденных качествах и концепцию среды. Эту теорию активно разрабатывали профессоры из Мичиганского университета, а также – Д. Макгрегор. Объектом исследований ученых были не только качества лидера, но и его поведение. Результатом исследований стали выводы: для успешной самореализации лидера важно, насколько внимательно он относится к своим последователям, оценивает происходящее в коллективе и умеет организовать подчиненных для эффективной работы.
О великом человеке
Самой древней является личностная теория. Судьба лидера рассматривалась, как продолжение его характера. Главный акцент делался на врожденных качествах человека. Необычайно харизматичный, смелый и избранный – таким должен быть лидер в понимании первых философов.
Труды мыслителей древности подавали портрет безупречного правителя, как собирательный образ успешных владык, которые жили и действовали раньше. На основе своих знаний о судьбе правителей философы давали советы тем, кто захочет повторить их путь. В Древней Греции такая теория нашла свое отражение в трудах Платона «Государство», «Законы», «Политик» и Аристотеля (трактат «Политика»). Похожий подход к описанию характера лидера свойствен трактату философов Древнего Китая «Дао дэ цзин» и трудам Конфуция об управлении.
Теория конституентов и интерактивный анализ
Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет. Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей. Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.
Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.
Главные теории
Они позволяют объяснить этот феномен в обществе:
- «героя» или «великого человека»;
- теория характерных черт;
- «благоприятных обстоятельств»;
- ситуационные теории лидерства;
- теории, уходящие корнями в бихевиоризм;
- влияния посредством власти над людьми;
- «теории управления»;
- трансформационные теории лидерства.
Все эти системы, выдвинутые психологами в разное время, пытаются объяснить природу явления. Изучив доступные современные теории лидерства, можно составить для себя многомерное и объемное понимание феномена.
Теория «великого человека»
Она является одной из первых среди предложенных. Ее можно описать кратко. Суть заключается в том, что великим можно только родиться, а не стать им, благодаря упорному труду над собой и определенным обстоятельствам, которые позволили бы проявить личностные качества.
Не зря систему «великого человека» нередко называют еще и теорией «героя», поскольку великих лидеров современности и былых времен сравнивают чуть ли не с мифическими героями.
Эта теория лидерства зародилась во времена, когда это понятие рассматривали с точки зрения военного и политического аспектов, поэтому поначалу применима она была только к мужчинам.
Концепция «великого человека»
Теория характерных черт
Похожа на теорию «героя», описанную выше. Ее также можно отнести к одной из первых систем. Суть заключается в том, что потенциальный лидер генетически наследует от предыдущих поколений черты характера и личностные качества, которые делают его наиболее подходящей кандидатурой на эту «должность».
Оперируя этой теорией, можно объяснить понятия формального лидера или руководителя. Но сложно утверждать, что она может быть единственно правильной. Многие психологи не могут объяснить, почему люди, обладающие рядом специфических качеств и стилей поведения, обязательных для лидера, таковыми не становятся.
Теория «обстоятельств»
Концепция акцентирует внимание на конкретных обстоятельствах и ситуациях, находясь в условиях которых человек имеет возможность проявить себя как неформальный или харизматичный лидер. Часто эти понятия объединяются. Согласно системе «обстоятельств», для лидерства нет определенного поведенческого стиля. Успех зависит от таких моментов:
- стиль руководства группой;
- особенности характера последователей;
- различные аспекты, сложившихся ситуаций, которые невозможно предусмотреть.
Ситуационные теории
Эта группа теорий отличается форматом идеи от всех предыдущих и последующих. Феномен лидерства рассматривается как черта, которая характерна для определенной ситуации, а не для типа личности человека.
Согласно любой из ситуационных теорий, индивидуальные личностные особенности людей, входящих в группу, игнорируются. Это объясняется тем, что поведение людей всегда формируется на основании среды, где они находятся, и на основании тех требований, которые она предъявляет.
Если обобщить суть всех ситуационных исследований, можно заключить, что количество глав в разный период прямо пропорционально количеству ситуаций, для разрешения которых нужен руководитель.
Бихевиористские теории
Любая теория, уходящая корнями в бихевиоризм и объясняющая феномен лидерства, противоречит описанной выше системе «великого человека».
Бихевиористские исследования утверждают, что лидером никто не может родиться, но стать им реально. Когда данные учения только формировались, психологи анализировали не личностные качества и психологическое состояние лидеров, а конкретные действия. Данные исследования говорят и о том, что посредством длительного обучения у действующих лидеров и наблюдения за ними любой член группы со временем добьется позиции главы.
Бихевиористские концепции лидерства
Теория влияния
Говорит о том, что человек, который имеет авторитет и привилегии группы, создает определенные сети власти. Система влияния предполагает, что власть определенного человека абсолютна. Она позволяет игнорировать посредников между группой и ее лидером. Концепция предполагает, что уровень культуры группы, во главе которой человек с абсолютной властью, низкий. Политологи склонны объяснять авторитаризм, ссылаясь на эту теорию.
Трансакционные теории
Трансакционные теории или «теории управления» акцентируют внимание на взаимоотношениях между лидерами и группой последователей. Эти взаимоотношения трансакционная теория классифицирует как симбиоз, основывающийся на «обмене» признания группы на ценные вещи и средства, необходимые для существования и предлагаемые лидером. Важно, чтобы эти вещи были доступны для получения только от потенциального лидера.
Трансакционные и трансформационные концепции лидерства
- https://www.igrox.ru/library/sovremennye-podhody-liderstva
- https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/liderstvo_menedzhera/teorii_liderstva_v_menedzhmente/
- https://spravochnick.ru/menedzhment/vlast_i_liderstvo/teorii_liderstva/
- https://psyhoday.ru/obshchenie/teorii-liderstva.html
- https://urazuma.ru/obshchenie/teorii-liderstva-1.html