ОНР 3 уровня и дизартрия: что это такое?

Почему речь затухает?

У детей иногда случается так, что они начинают говорить в раннем детстве, издают звуки, произносят односложные слова, но затем их речь затухает. Мнение о нарушении речевого развития часто бывает ошибочным, так как развитие речи ребенка происходит волнообразно. В периоды затихания накапливается пассивный словарь, формируются мыслительные процессы.

В это время родители не должны останавливаться, а продолжать читать ребенку стихи, сказки, беседовать с ним, рассказывать о явлениях окружающего мира. В определенный момент речь малыша восстановится и продолжит развиваться на новом уровне.

Беспокойство родителей должны вызывать нарушения, которые относятся не только к лексической стороне речи, но и ко всестороннему ее развитию. В этом случае страдает мышление, звукопроизношение. Заметны такие нарушения к трем годам.

Запоздалое развитие просматривается в том, что свои первые короткие слова малыш произносит только к трем годам. Выявляется несогласование грамматических форм, неспособность связно высказать свои мысли, малопонятная речь.

Коррекционная работа должна проводиться логопедом. При данных нарушениях ставится диагноз ОНР 3 уровня.

Дети с ОНР 3 степени мало общительны, менее контакты, чем их сверстники. Если они вступают в разговор, хорошо заметны нарушения:

  • звукопроизношения;
  • неправильная расстановка слогов в слове (как правило, усечение их количества);
  • недоразвитие фразовой речи.

Коммуникация усложняется тем, что окружающие не понимают речь этих детей. Такие малыши могут общаться свободно только с самыми близкими людьми, способными объяснить сказанное ими.

К сожалению, количество детей с ОНР  растет. Причиной становятся неврологические нарушения, полученные в результате беременности, родов или травм, а также психологические изменения, стрессы.

Коррекционная работа специалиста будет направлена на то, чтобы сделать речь более понятной окружающим.

Специфика нарушений

Медики и логопеды не рекомендуют родителям самостоятельно ставить диагноз, так как он может быть ошибочным. Характеристика ОР должна проводиться специалистами. Даже если нарушения присутствуют, малыш может пытаться использовать в речи предложения с разной конструкцией (простые, сложные), однако отдельные компоненты этих предложений он может переставлять.

Дети с удовольствием учатся проговаривать сложные слова. Иногда в речи встречается аграмматизм, но ошибки бывают нерегулярными.

Лексический запас постепенно пополняется, однако ребенок не считает нужным затрудняться и произносить сложные слова. Ему легче будет высказать ту же мысль более простыми словами. Например, вместо «велосипедист» он может сказать «дядя», вместо «катается» – «едет». Иногда вместо названия всего предмета ребенок озвучивает название только его части, вместо отдельного представителя – обозначение вида («синичка» – «птичка»)

Такие дети идут по пути наименьшего сопротивления, так как им сложно произносить трудные и многосложные слова. Это может быть связано с неразвитостью мышц речевого аппарата, которые нужно развивать. В связи с этим и проводится коррекционная работа специалистом.

Такое явление называется дизартрия. Ребенок затрудняется произносить слова, так как речевой аппарат не двигается с нужной скоростью и не обладает мобильностью. Дизартрия развивается вследствие психологических и неврологических нарушений. Устанавливается диагноз «дизартрия» только врачом.

Как развивается речь при ОНР?

Характеристика ОНР 3 уровня проводится неврологами и логопедами. В школьном возрасте эти нарушения могут проявиться в неумении ребенком построить внятный логичный ответ, сформулировать свою мысль.

Довольно часто родители приводят детей к логопеду для коррекции звукопроизношения, однако упускают из виду построение речи. Нарушения в построении фраз выявить довольно легко: малышу сложно строить большие по объему предложения, он начинает путаться в конструкции. Его рассказ может прерываться, из него выпадают существенные смысловые элементы. Малышу с ОНР трудно перевести слова из пассивного запаса в активный, подобрать слова для описания предметов.

У детей с ОНР нарушен и фонематический слух. Это выражается в том, что они не могут подобрать слово с заданным звуком в названии. Например, коррекционная работа для улучшения фонематического слуха будет состоять в том, что ребенок будет учиться различать на слух в каждом слове конкретные звуки.

С детьми можно проводить игры «Поймай слог» или «Поймай слово». Малыш должен услышать в словах заданный звук или слог и назвать слово, в котором они есть. Немало усилий придется приложить для закрепления навыков различения гласного и согласного.

Основные методы коррекции речевого развития

Профилактическая и лечебная терапия начинается после глубокой диагностики. Своевременное осуществление диагностики и лечения устранит неблагоприятное развитие психомоторики ребенка.

Коррекционная программа для детей с дизартрией составляется на основе результатов, полученных посредством комплексного обследования.

Логопедический массаж: основы и советы

Основным коррекционным методом при дизартрии является логопедический массаж, целью которого является нормализация мышечного Логопедический массаж языка
тонуса периферического артикуляционного аппарата.

Для детей с нормальным психофизическим развитием, а также без патологических проявлений, связанных с опорно-двигательным аппаратом, но у которых диагностирована дизартрия, проводятся методика самомассажа.

Для осуществления самомассажа используется специальная логопедическая щетка, которая надевается на указательный палец ребенка. При помощи такого массажера ребенку предлагается сделать несколько упражнений:

  • поглаживание щек, языка, неба и десен во всех направлениях;
  • совершить круговые движения щеточкой в полости рта.
  • удерживать щеточку на уровне губ на расстоянии 2-3 см и попросить ребенка дотянуться до щеточки языком;
  • попробовать со щеткой во рту произнести слова «вата», «ваза», «вода».

Самомассаж активируют двигательную и мышечную чувствительность артикуляционного аппарата. Мышцы речевого аппарата на протяжении вышеперечисленных упражнений находятся в тонусе, что стабилизирует основную функцию речевого аппарата – артикуляцию.

Как делается логопедический массаж при дизартрии — мастер-класс с видео:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика назначается детям, у которых наряду с дизартрией наблюдаются нарушения мелкой и крупной моторики.

Коррекция осуществляется с помощью специалиста и включает в себя следующие упражнения:

  1. Пассивный массаж рук – поглаживание рук с внешней и внутренней стороны, сжимание –разжимание кулачков с сопротивлением, быстрые движение от кончика до основания пальчика.
  2. Активный массаж рук – похлопывание кистью по руке специалиста, круговые движения кисти с отведение кисти то вправо, то влево, поочередное сгибание и разгибание пальцев.
  3. Массаж языка. Для расслабления мышц языка специалист просит ребенка высунуть язык, обычно язык у детей с дизартрией отличается высокой напряженностью, большую схожесть имеет с комком. Специалист специальным шпателем начинает похлопывать по язычку, под влиянием чего язык на некоторое время расслабляется, смягчается. Такое упражнение повторяется 3-4 раза, показа язык не примет распластанное положение.После нескольких занятий данное упражнение проводится на выдержку и фиксацию расслабления языка, губ, щек.
Читайте также:  Куда поехать в Грузию на море - курортные города Грузии

постановка звука с и р при дизартрии

Постановка звука «С» и «Р» при дизартрии

Развитие артикуляционной моторики

Данная техника направлена на активизацию мышц речевого аппарата в целом:

  • пассивные движения языком – вытягивание языка вперед, назад, верх, вниз;
  • круговые движения языком по губам по часовой стрелке и против часовой стрелки;
  • вытягивание губ в трубочку, растягивание губ в улыбку;
  • укладывать губы под звуки «а», «ы», «э», «у»;
  • жевательные движения, открыть и закрыть рот, проглатывание слюны;
  • одновременное и поочередное надувание щек.

Вибрационная гимнастика

Данная техника ориентированная на активизацию голосовых связок. Для этого ребенка просят поднести одну руку к гортани логопеда, другую к своей гортани. Специалист протяжно произносит звук «м» и просит ребенка почувствовать, как гортань специалиста начинает вибрировать, затем просит ребенка повторить звук и зафиксировать вибрации своей гортани.

Далее осуществляется серия упражнений на короткие звучания, на интонирования посредством гласных звуков, на повышение и снижение звучания. Благодаря данной технике, у ребенка восстанавливается речевое дыхание, а также активируется модуляция голоса, сила звучания.

Диагностика дизартрии

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Симптомы патологии

Часто детским врачам или логопедам приходится сталкиваться с вопросом родителей, что это у ребенка с речью и как быстро это вылечить. Важно отметить, что при наличии подобных явлений требуется произвести не только обследование различных отделов нервной системы, но и выяснить все обстоятельства развития такого нарушения речи. Для дизартрии характерны следующие признаки:

  • Нарушения произношения гласных и согласных звуков, их извращение и смешение при разговоре.
  • Снижение или повышение тонуса мышц языка, губ и гортани. Наблюдается резкая смена тонуса мышечных групп в покое (чаще всего они атоничны) и в момент разговора (спастичны).
  • Непроизвольные движения губ и языка или их тремор.
  • Изменение голоса, его интонации и тембра при разговоре. За счет того, что сила мышц быстро истощается, разговор, продолжающийся длительное время, становится тихим.
  • Нарушение сосания, жевания и глотания пищи.
  • Часто отмечаются нарушения со стороны поведения малыша, способность и желание его к обучению крайне снижены.

Психолого-педагогическая характеристика таких детей характеризуется тем, что они понимают собственные речевые проблемы. Однако, к сожалению, желание их преодолеть снижено. Такие дети не хотят обучаться в школе и познавать новую информацию.

Схема обследования пациента с дизартрией всегда включает консультацию детского невропатолога, проведение МРТ и КТ головного мозга, осмотр отоларинголога и оценку остроты слуха.

Характеристика клинических форм дизартрии

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка , отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Классификация дизартрии у детей

По месту локализации повреждения в нервной системе, обуславливающего дизартрию, принято выделять следующие формы такого нарушения речи у ребенка:

  • Корковая форма. При ней на фоне нарушений коры головного мозга в областях, ответственных за устную и письменную речь, у детей возникают трудности в произношении длинных слов и предложений. Звуки и слоги он воспроизводит четко и хорошо, однако при усложнении речевых конструкций возникают заминки, заикание и т.д.
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется невозможностью осуществить мелкие произвольные артикуляционные движения языком, губами, мышцами гортани. Тем не менее, непроизвольные и рефлекторные движения сохраняются и воспроизводятся в полном объеме без нарушений. Патологии со стороны коры мозга не наблюдается – ребенок нормально учится и осваивает устную и письменную речь, осознает собственные дефекты произношения.
  • Бульбарная форма дизартрии возникает на фоне полного отсутствия иннервации мышц языка, лица и гортани. Голос таких малышей отличается ярко выраженной гнусавостью с нечетким и очень невнятным произношением.
  • Подкорковые нарушения могут проявляться в изменении темпа и интонационной окраски речи. Особенно четко это проявляется при волнении ребенка. Часто такая форма может сопровождаться и снижением остроты слуха, что еще больше усугубляет речевые дефекты.
Читайте также:  Двухъярусная кровать с диваном внизу для родителей (54 фото): варианты мебели для родителей и ребенка

Врач или логопед составляет план индивидуальной работы по лечению и коррекции рассматриваемой формы нарушения речи. Он базируется на определении уровня неврологического поражения и степени тяжести дизартрии.   Причины и коррекция нарушений речи у детей

Для практической работы с ребенком, применяется следующая классификация, учитывающая степень речевых отклонений:

  1. Легкая дизартрия (более распространенный термин – «стертая» форма). Отмечается разговор «в нос», нечеткая или смазанная речь.
  2. Дизартрия средней степени – сохраняется произношение и артикуляция некоторых звуков и работы мышц, отвечающих за речь.
  3. Тяжелая степень дизартрии – полное отсутствие речи с сопутствующей атрофией мышц языка и гортани.

Дизартрия во взрослом возрасте

Дизартрия у дошкольников, подростков и взрослых обусловлена сложными нарушениями речи, которые выражаются в звукопроизношении. Нарушения связаны с патологическими процессами нейромоторного аппарата мышц, отвечающих за производства устной речи.

Выделяют следующие основные клинические формы дизартрии взрослого возраста.

Бульбарное расстройство

Бульбарная дизартрия — расстройство артикуляционного аппарата, в результате поражения нейронов в продолговатом мозге. На фоне чего наблюдается снижение тонуса мышц носоглотки, неба, гортани. Речь слабая, гнусавая, смазанная, невнятная, сложная для восприятия. У людей сохраняется понимание слуховой и письменной речи, а также чтение про себя.

Нарушается:

  • речевая артикуляция;
  • грамматический строй;
  • выражение собственной мысли;
  • использование словаря в полном объеме.

В силу блокировки нервных импульсов, поступающих по периферическому нерву к мышцам речевого аппарата, у больных наблюдаются следующие нарушения речи:

  • парез спинки языка — звук «л» из-за отсутствия напряжения в спинке языка выдает звук «в», например, «ложка» -«вожка» -«ожка»;
  • парез мышц на кончике языка искажает произнесение звука «р», на выходе получается – «рама» — «ама» — «лама».
  • парез мышц прикорневой части языка нарушается заднеязычное произношение звуков, например, «кукла» -«тутла» или «рога» — «воха».
  • парез губных и круговых мышц рта приводит к нарушению взрывных звуков, например, «бочка» — «почка» или «щетка» — «сетка».

При бульбарной дизартрии наблюдается реализация речи с замещением звуков чуждых русской системе, поскольку объединяются звуки по принципу анатомической доступности.

Псевдобульбарное расстройство

Псевдобульбарная дизартрия проявляется в результате неспецифического обрыва связи двигательного нейрона в коре больших полушарий с двигательным нейроном спинного или продолговатого мозга. Пациент не в состоянии осуществлять произвольные движения, но при этом непроизвольные остаются сохранными.

Так, больной по просьбе специалиста не может высунуть язык (произвольное действие), но в состоянии облизать губы во время еды (непроизвольное движение).

Плач сопровождается голосом, но при попытке что-либо произнести голос отсутствует. При обследовании больного можно заметить, что мышцы языка ослаблены, не способны удержать нужную позу. При просьбе показать язык, больной высовывает и быстро втягивает язык обратно.

Все движения языка характеризуются низкой амплитудой, наблюдается умеренное слюноотделение в процессе осуществления речи, а также при письме. Дыхательные и речевые циклы укорочены, вследствие чего наблюдаются обрывы фраз.

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия развивается вследствие поражения ядер и проводящих двигательных путей мозжечка и обусловлена слабостью мышц артикуляционного аппарата и слабым тонусом мягкого неба, наблюдается вялость языка.

Лицо у больных характеризуется как амимичное, грустное, имеются локальные поражения носоглотки и процессов дыхания.

При осмотре ротовой полости больного наблюдаются тонкий и острый язык, прижатый ко дну полости рта, движение языка вялотекущие, подвижность ограничена, амплитуда снижена, неба провисшее, речь характеризуется как:

  • медленная;нарушение речи у взрослого человека
  • скандированная;
  • невнятная;
  • сегментированная;
  • невыразительная;
  • гнусавая.

У лиц с поражением мозжечка и его путей наблюдаются следующие комплексные нарушения:

  • послабление тонуса мышц;
  • затухание речи, паузы или скандирование;
  • распад ударных слогов, что обуславливает невнятность речи;
  • атаксия при дыхании приводит к тремору в голосе.

Мозжечковое нарушение продуцирует напряженность в речи, нередко речь больного сопровождается такими реакциями, как покраснение лица.

Нарушение на подкорковом уровне

Экстрапирамидная дизартрия (подкорковая) проявляется при очаговых поражениях базальных ядер (чечевичное, бледное и хвостатое ядро, таламус и субталамические структуры мозга).

Поражения приводят к таким как:

  • повышается мышечный тонус;
  • тоническая активность;
  • врожденные оральные автоматизмы.

Нарушения, связанные с экстрапирамидной системой приводят к различным мышечным стереотипам, штампам, так у больных наблюдается тремор и атетозы (замирают в определенной позе). В подавляющем большинстве случаев тонус мышц повышается при незначительной попытке что-то сказать или сдвинуться с места, нередко такой тонус достигает пика – мышечных спазмов.

Нарушение тонической активности приводит к дыхательным расстройствам, а также к расстройствам голосообразования и речевого дыхания, на фоне чего наблюдается насильственное раскрытие рта или выбрасывание языка вперед, при этом больной замирает в такой позе на несколько минут.

При поражениях подкорковых структур наблюдаются внезапные непроизвольные движения в различных группах мышц. У больного могут наблюдаться неконтролируемые проявления смеха или плача, а также стоны и остановка речи.

Устная речь при поражении подкорковых структур характеризуется как прерывистая и поточная, поэтому у больного может речь изменяться от ускорения до замедления. Поэтому речь может быть невнятной, смазанной или наоборот, слишком разборчивая, произносится по слогам.
Модуляция голоса может меняться от монотонного темпа до толчкообразного характера речи.

Корковая форма нарушения

Корковая дизартрия обусловлена поражением вторичных двигательных зон больших полушарий. При такой форму нарушения происходит утрата произвольной речи при сохранности понимания слов и фраз. Могут проявляться такие расстройства — больной по просьбе не может вытянуть губы, надуть щеки, высунуть язык. Хотя больные все эти действия могут выполнять при непроизвольном движении.

Подобная дизартрия характеризуется отсутствием таких проявлений, как непроизвольное слюноотделение, отсутствие голоса, замирание в позе, приступы дыхания.

В зависимости от очага поражения различают еще два типа этой формы нарушения:

  • эфферентная корковая дизартрия;
  • афферентная корковая дизартрия.
Читайте также:  У ребенка за ухом шишка, что это может быть

Эфферентная (премоторная) форма нарушения проявляется на фоне поражения передней центральной извилины, которая отвечает за передачу импульса от головного мозга к артикуляционному аппарату. В связи с этим эфферентная корковая дизартрия характеризуется такими проявлениями в речи как:

  • высокая частота пауз;
  • речь преимущественно послоговая;
  • речь скачкообразная;
  • интонация меняется от низкого голоса к высокому.

Так в речи больного можно услышать усредненное изменение гласных звуков, например, «о» — «у». Удлинение гласных – «сссзади», «вввпереди» и т.д., а также дополнение звуков «красивый» — «крастивый». Удаление (пропуск) звуков – «простой» — «постой», «умный» — «умый».

Афферентная (постцентральная) корковая дизартрия проявляется в основном при новообразованиях в головном мозге.

Нарушение сопровождается усиленными и устойчивыми поисками правильной артикуляции. Так, речь больного при поиске постоянно прерывается, нарушая плавность речи. Иногда такие поиски замещаются по типу заикания. Общая картина речи:

  • смазанная;
  • расчлененная;
  • невнятная.

В свою очередь в нейрофизиологии по классификации различают 2 подтипа афферентной дизартрии:

  1. Парез артикуляционных мышц. Наблюдается расстройства движений кончика языка, что нарушает произношение «ж», «ш», «р», при сложных нарушениях – «с», «з», «л». Не запоминается и не удерживается в моторной памяти то или иное положение языка. В таких ситуациях артикуляционные движения выполняются только при наглядном контроле, при его отсутствии, больные пытаются выполнить подобное движение при помощи рук, а именно руками нащупывают язык, направляют, опускают и поднимают его.
  2. Артикуляционная апраксия . Наблюдается повышенный тонус мышц кончика языка, поэтому нарушается произношение только переднеязычных звуков. Нередко в речи больного можно услышать трудности перехода с одного звука на другой.

Стертый вариант дизартрии

Стертая форма дизартрии считается легкой степенью указанной патологии. Она является самой часто встречаемой разновидностью данной патологии. Параллельно с речевыми проблемами наблюдается нарушение действий, требующих участия развитой мелкой моторики (она страдает у таких детей). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) у ребенка с дизартрией даже легкой степени требует помощи логопеда и грамотно составленной педагогической программы обучения. Именно от того, насколько правильно будет развиваться такой малыш, зависит его последующая адаптация в обществе.

  Причины и коррекция нарушений речи у детей

Стертая дизартрия, к сожалению, довольно часто становится причиной обучения на дому и, соответственно, ограниченности малыша в контактах с ровесниками. Нередко именно это и не мотивирует таких детей тренировать собственную речь – они останавливаются на том этапе обучения, который позволяет им получать желаемое от родителей и знакомых.

Прогноз и лечение стертой дизартрии у детей относительно благоприятный, но при условии адекватной, своевременно начатой логопедической и педагогической помощи.

Постановка диагноза

Обследование на дизартрию осуществляется преимущественно невропатологом, при этом учитывается заключение логопеда и дефектолога.

Обследование у логопеда

Исследуются особенности нарушения артикуляционного аппарата, состояния речевых и мимических мышц, характер протекания дыхания и его объем. Для постановки точного диагноза проводится аппаратная диагностика, а именно МРТ головного мозга, электроэнцефалография и электромиография.

Логопед строит заключение на основе ритма, темпа речи ребенка. Оценивает четкость произношения звуков, а также синхронность голосообразования.

Дефектолог оценивает лексический строй речи ребенка и фонематическое восприятие.

Основные рекомендации специалистов – своевременное обращение за помощью при обнаружении признаков нарушения произношения и в работе речевого аппарата.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти

Источники

  • http://StranaDetstva.ru/korrekcionnaja-rabota-dlja-detej-s-onr-3-urovnja
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/dizartriya.html
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia
  • http://ZdorovyeDetei.ru/rech/osobennosti-lecheniya-dizartrii-u-rebenka.html
  • http://PsyMedCare.ru/dizartriya