- Основные причины возникновения ↑
- Признаки и формы конфликта между личностью и группой ↑
- Способы разрешения ↑
- Последствия ↑
- Чем деструктивность опасна для общества
- Виды деструктивного поведения
- Деструктивный конфликт – какой он?
- Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону
- Развивайте в себе эмпатию и способность к состраданию
- Не бойтесь
- Не держите в себе агрессию
- Повысьте свою самооценку
- Виды разрушительного поведения
- Профилактика деструктивного поведения
- Еще несколько причин деструктивности
- Характерные признаки
- Основные проявления деструктивности
Основные причины возникновения ↑
Социальная группа – это отражение общества, в котором неизбежно возникают разногласия. Возникновение противоречия между личностью и группой является наиболее часто встречающимся явлением.
Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой.
Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.
Чаще всего в основе появившегося разногласия лежат попытки изменения внутригрупповых правил и норм. Это процесс довольно непростой, даже если члены группы понимают необходимость перемен. Особенно острым становится конфликт в том случае, если правила пытается изменить один человек.
Исходя из основы конфликта, можно определить причины, побуждающие человека нарушать общегрупповые нормы и правила:
- преднамеренное нарушение правил, с целью защитить собственные интересы и ценности;
- случайное их несоблюдение, так как либо человек является новичком в группе, либо не усвоил существующие там правила в полной мере;
- невозможность следования установленным нормам по ряду причин;
- возникновение противоречия между групповыми ожиданиями и ожиданиями конкретной личности;
- разногласия по конкретным целям, задачам и способам их реализации;
- конфликт из-за желания занять лидерство конкретной личностью в конкретной группе;
- конфликт между руководством и группой;
- желание группы найти виновника (мнимого или реального) в неудачах, постигших деятельность коллектива.
О супружеских конфликтах и способах их разрешения читай в статье.
Признаки и формы конфликта между личностью и группой ↑
Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:
- притеснения и нападки со стороны участников группы;
- нарушение личностного пространства;
- агрессивное поведение;
- отказ от коммуникации и взаимодействия;
- возложение ответственности за неудачи.
Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:
- использование санкций внутри конкретной группы;
- абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
- высказывание резкой критики;
- существенное ограничение общения;
- эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.
Способы разрешения ↑
Прежде чем приступать к рассмотрению способов разрешения конфликтов между личностью и группой, важно изучить характерные для этого противостояния особенности:
- Структура возникшего противоречия. Она, как и в других видах конфликтах состоит из субъектов, основы и образов. Субъекты взаимодействия в данном случае – личность и группа. Основа – столкновение мотивов (личностных и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и групповые взгляды и оценки.
- Причины, побудившее вступить в конфликт. Без их понимания невозможно конструктивное разрешение противоречий.
- Формы проявления конфликта. Способы разрешения возникшего разногласия базируются на том, каким образом участники группы выражают свое неудовлетворение поведением вступившей в конфликт личности. А так же на том, как действует сам индивид.
Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:
- Прогнозирование конфликта. Если грамотно подойти к реализации всех действий, то еще на этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей. Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.
- Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить. Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание правил поведения внутри социальной группы), так и административными (перевод участников конфликта в разные подразделения, штрафы и пр.).
- Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование. Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.
- Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий. Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.
Последствия ↑
Последствия конфликта напрямую зависят от того, насколько правильно он был разрешен. В этом же и заключаются функции конфликта, возникшие между личностью и группой.
Не сошлись во мнениях с оппонентом? Читай конфликте интересов и его предупреждении.
Классификация конфликтов в психологии представлена в нашей статье.
Почему возникают конфликты между родителями и детьми, и как их разрешить? Читай тут.
Положительным итогом противостояния или функциональными последствиями являются:
- получение взаимовыгодного результата, который даст возможность всем участникам группы почувствовать свою к ней принадлежность, осознать свою роль в принятии конструктивного решения;
- устранение враждебности, несправедливости, дискриминации внутри группы;
- настрой на сотрудничество;
- сплочение коллектива.
Дисфункциональные последствия возникают в том случае, если конфликт был неуправляемым или управление происходило неэффективно.
Они выражаются в том, что в коллективе возникает:
- чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
- низкая степень сотрудничества;
- немотивированная преданность собственной группе, отстранение ее от других социальных групп;
- прекращение взаимодействия между субъектами конфликта;
- увеличение враждебности;
- преувеличение номинальной победы либо личностью, либо группой.
Конфликты между группой и личностью неизбежны. Однако понимание их особенностей и путей разрешения в итоге приведет к положительным, функциональным последствиям этого противостояния.
Чем деструктивность опасна для общества
От воздействия деструктивного человека могут страдать семья, коллектив, друзья, незнакомые люди, если речь идет об убийстве и других проявлениях делинквентного поведения. Также это подрывает психологическое здоровье самого индивида, поскольку он также пытается разрушить себя.
Личность может не понимать, что несет угрозу обществу. Именно поэтому человек нуждается в помощи, так как деструктивная модель со временем может перерасти в тяжелое психическое заболевание.
7
Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.
Дата | Учёный | Классификация | Суть |
1938 г. | Р. К. Мертон | Подчинение | Принятие общественных целей и средств их достижения |
Инновация | Принятие общественных целей, но не средств их достижения | ||
Ритуалзм | Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению | ||
Ретретизм | Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения | ||
Мятеж | Попытка изменить общественные цели и средства их достижения | ||
1981 г. | В. В. Ковалёв | Девиации социально-психологического характера | — нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения. |
Девиации патологического характера | — патологические; — непатологические. |
||
Личностно-динамические девиации | — реакция; — развитие; — состояние. |
||
1987 г. | Ф. Патаки | Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) | — аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития. |
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) | — преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид. |
||
1990 г. | Ц.П.Короленко | Нестандартные действия | Мотивированное деструктивное поведение, выходящие за рамки общепринятых норм. |
Деструктивное поведение | — поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид). |
||
1995 г. | В. Н. Иванов | Докриминогенное поведение | Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ. |
Криминогенное поведение | Уголовно-наказуемые преступления | ||
2001 г. | Ю.А. Клейберг | Негативное поведение | Саморазрушение |
Позитивное поведение | Творчество | ||
Нейтральное поведение | Попрошайничество | ||
2004 г. | Е.В.Змановская | Антисоциальное поведение | Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности. |
Асоциальное поведение | Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении. | ||
Аутодеструктивное поведение | Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе. | ||
2010 г. | Н. В. Майсак | Девиации по характеру поведения | — конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения). |
Девиации по уровню принятия обществом | — одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм). |
Деструктивный конфликт – какой он?
Конфликт являет собой противоречие взглядов и интересов отдельных людей или групп лиц. Психологи призывают научиться управлять конфликтом. В таком случае все стороны смогут высказать свое видение и прийти к консенсусу.
Деструктивное поведение характеризуется неумением адекватно воспринимать чужое мнение.
В этом случае есть два варианта ведения конфронтации:
- Деструктивный – индивид намерено обостряет конфликт, переходит на оскорбления и личности, излишне эмоционален, провоцирует оппонента на агрессию, усугубляя тем самым ситуацию.
- Конформистский – в этом случае человек подчиняется оппоненту без оговорок, даже если он с ним не согласен.
В обеих моделях подход к решению конфликта не верен, так как спорная ситуация таким образом не разрешается и оставляет возможность в дальнейшем ситуации повториться.
6
Как деструктивному человеку измениться в лучшую сторону
Для изменения состояния нужно усиленно работать над собой. По возможности, следует прибегнуть к помощи психолога, если степень расстройства достаточно сильна.
Развивайте в себе эмпатию и способность к состраданию
Если человек проявляет сострадание и сочувствие к другим, значит, он ощущает намного меньше агрессии к себе самому и к окружающим. Люди перестанут бояться его и начнут с ним общаться, помогать и проявлять ответные чувства.
Не бойтесь
В психологии все страхи делятся на истинные и ложные. Истинные страхи являют собой обстоятельства, которые несут реальную угрозу жизни и здоровью; ложные – все те страхи, которые человек ощущает по отношению к себе. Не бойтесь показаться смешным, неполноценным, несовершенным. Самое главное – ваше собственное адекватное восприятие самого себя. Тогда никто не сможет вас унизить или оскорбить.
Не держите в себе агрессию
Отсутствие разрядки может негативно повлиять на здоровье индивида, поэтому стоит подыскать для себя наиболее подходящий метод выхода эмоций. Для кого то это может стать музыка, кому-то больше по душе бег, кому-то нужно поколотить боксерскую грушу, а кто-то находит себя в арт-направлениях. Главное – чтобы это приносило эмоциональную разгрузку.
Начните уже, не отходя от экрана, заниматься эмоциональной разрядкой. Многие психологии практикуют в последнее время раскраски “Антистресс”. Ниже у вас есть возможность воспользоваться этой методикой абсолютно бесплатно.
Выберите как хотите закрашивать.
Маркер
Заливка
Ластик
Цвет
Начать сначала
Ластик
Скачать
Печать
Повысьте свою самооценку
Если вы сами для себя будете полноценным и самодостаточным человеком, вам не придется никому ничего доказывать и самоутверждаться через других людей. Для этого займитесь личностным ростом и растите в своих глазах по отношению к себе вчерашнему.
8
Виды разрушительного поведения
Психологам тяжело четко определить, что же собой являет деструктивная деятельность, поскольку она неразделима с понятием нормы, а норма, все же, является понятием нестабильным.
Основная классификация видов такого поведения приведена ниже.
- Делинквентное
Являет собой противозаконные действия человека, что влечет за собой криминальную, административную и правовую ответственность.
- Девиантное
Модель поведения, противоречащая моральным, нравственным и этическим представлениям общественности (отличие от признанной нормы поведения).
Почитать в тему:
Подростки с девиантным поведением
4
Профилактика деструктивного поведения
Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.
Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.
Еще несколько причин деструктивности
К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:
- психические расстройства – в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
- тяжелая соматическая болезнь – человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
- неудачи в личных делах – человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
- пристрастие к алкоголю или наркотикам – иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.
Характерные признаки
- Жестокое и враждебное отношение к окружающим;
- Агрессия в общении;
- Тенденция к разрушению материальных вещей и ценностей;
- Тенденция к разрушению уклада жизни близких людей;
- Отчуждение от эмоций и чувств, что приводит к неспособности чувствовать что-либо;
- Представление опасности для собственной жизни и жизни близких.
3
Основные проявления деструктивности
Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:
- агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
- враждебность при общении;
- склонность разрушать материальные предметы и вещи;
- желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
- неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
- угроза жизни как чужой, так и собственной.
Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.
- http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/konflikt-mezhdu-lichnostju-i-gruppoj.html
- http://EvriKak.ru/info/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/
- https://story-woman.ru/psihologia/destruktivnoe-povedenie-cheloveka/
- https://www.syl.ru/article/167327/new_destruktivnoe-povedenie-cheloveka-destruktivnyie-formyi-povedeniya