Способы развития социального интеллекта у взрослого

Содержание
  1. Как стать успешным человеком моя личная история
  2. Что такое социальный интеллект и его основные уровни?
  3. Низкий уровень интеллекта
  4. Средний уровень социального интеллекта
  5. Высокий уровень социального интеллекта
  6. Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?
  7. Невербальное взаимодействие
  8. Уверенность в себе и своих действиях
  9. Развитое мышление
  10. Самоконтроль
  11. Когда начинать развивать интеллект ребенка?:
  12. Что такое вербальные способности?
  13. Тест IQ
  14. Понятие в психологии
  15. Генри Олпорт
  16. М. И. Бобнева
  17. Г. Айзенк
  18. Д. Гилфорд
  19. Г. Гарднер
  20. Общий взгляд психологов
  21. Как интеллект влияет на жизнь?
  22. Индивидуальные особенности интеллекта
  23. От чего зависит уровень интеллекта
  24. Возрастные различия интеллекта
  25. Гендерные различия
  26. Зависит ли правильность принятия решений от степени мышления и интеллекта?
  27. Что такое вербальный интеллект его особенности и правила общения?
  28. Общие принципы диагностики невербальной подструктуры
  29. Какие существуют виды интеллекта
  30. Определение
  31. Обработка результатов теста Векслера
  32. Как определить уровень интеллекта ребенка?:
  33. Возрастные адаптации метода Векслера
  34. Задания для оценки интеллекта ребенка:
  35. Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:
  36. Концепции интеллектуального развития
  37. Описание теста Векслера
  38. Как можно улучшить интеллект?
  39. Работайте в прохладной среде
  40. Кислород и стресс
  41. Ешьте шоколад
  42. Пейте кофе и стимулирующие напитки
  43. Запланируйте работу на удобное время
  44. Употребляйте продукты, полезные для мозга
  45. Мотивируйте себя, ставьте цели
  46. Расслабьтесь
  47. Сделайте шпаргалку
  48. Раскрываем секреты развития интеллекта
  49. Основная функция интеллекта

Как стать успешным человеком моя личная история

Для начала я вам расскажу, почему имею право писать свою историю. Могу ли я называться успешным человеком? Я скажу, что да! Пусть у меня нет лично самолета или виллы на юге Франции, да и дом мой находится далеко от Рублевского шоссе, я все равно считаю себя успешным. Успешность человека определяется далеко не количеством у него денег, местом жительства или средством его передвижения. Для меня так считать — дико! Ипотеки на всю жизнь. Бешеные кредиты на бытовую технику под каждой строчкой этого, далеко не простого, уравнения скрывается не очень надежная жизненная опора и она не для меня. А теперь давайте немного разберемся, в чем же суть успешного человека.

Первый и самый главный шаг на пути к успеху – быть независимым в плане финансов, этот шаг также является и самым тяжелым. Я очень хорошо помню те времена, когда я работал на своего начальника, сильно зависел от своих заказчиков и разного рода контролирующих органов. У меня не было достаточно денег, чтобы мне на все хватало, даже, к примеру, купить что-то из одежды было непросто. Когда я хотел взять отпуск в самый разгар летнего сезона меня не отпустили, поскольку было много заказов, а то, что я пахал весь год, как раб — никого не волновало. Пусть даже то, что зарплата у меня была выше 20 тысяч, но провести вот так всю свою жизнь, слушая постоянно недовольного начальника и клиентов, я бы не хотел. Поэтому в один очень прекрасный день мне захотелось выйти из этого ужасного жизненного режима и жить нормально, стать независимым, зависеть только от самого себя.

Как стать успешным человеком? Первый мой шаг было очень глупым и неправильным: я уволился с прежней работы и устроился на другую, правда, зачем я до сих пор не понимаю. Конечно, я наверно погнался за хорошей зарплатой, но кроме большой зарплаты, на этой работе у меня появились: частые переутомления, семейные проблемы из-за того, что я все свое время проводил на работе. И после этого я сразу стал понимать, что вне зависимости от того, где я буду работать и сколько получать полной независимости в работе я не получу никогда.

Я решил уволиться с этого предприятия и попробовать себя в роли бизнесмена, причем достаточно успешного. Но, что самое удивительное, руководить собственной фирмой – это еще большая зависимость от своих сотрудников. В общем, пытаясь как-то продвинуть свой бизнес, я стал увлекаться инвестициями и фондовым рынком. В этом мне помог мой социальный интеллект, ведь без него я не смог бы наладить контакт с людьми, которые помогли мне выйти на биржу торговли.

Что такое социальный интеллект и его основные уровни?

Социальный интеллект – это особые знания, которые помогают определить успешность человека, можно сказать, что это дар который помогает легко находит общий язык с людьми и редко попадать в плохие ситуации.

Социальный или межличностный интеллект нередко путают с эмоциональным, но это совершенно два разных понятия.

Практически сразу после того, как ученые дали научное описание социальному интеллекту, они решили сделать шкалу, по которой можно будет определить его уровень от низкого к высокому. Для этого профессор Д. Гилфорд создал популярное научно-психологическое тестирование людей из разных слоев общества. Благодаря такому тесту можно было измерить оригинальность и скорость мышления при решении определенной задачи. Все эти компоненты помогут дать, верный ответ на то, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам исследования удалось выявить три главных уровня социального интеллекта.

Низкий уровень интеллекта

Люди, которые имеют достаточно низкий уровень, сталкиваются с большими трудностями. Как правило, это сильно видно по поведению человека в определенном обществе. Такие люди обладают ленивым характером и всегда опираются на свои инстинкты, а многие их действия вызваны эмоциональными порывами. У них зачастую не получается нормально пообщаться с незнакомыми людьми даже в работе, поскольку даже при хороших дружеских или любовных отношениях, в некоторых моментах возникают проблемы связанные с особенностью их характера, что в результате приводит к недопонимаю и ссорам. Решить подобные проблемы одному не получиться, нужно обращаться к психологам.

Средний уровень социального интеллекта

Люди, имеющие средний уровень, как правило, решают все свои проблемы по шаблонам. В обычных ежедневных делах, к примеру, на работе они всегда получают то, что им необходимо и идут к поставленной цели. Общение с людьми у них не вызывает проблем — они прекрасно идут на контакт. Но вот с чем-то новым или непривычным такие люди не справляются, из-за чего они часто от этого отказываются и продолжают вести привычный, шаблонный ритм жизни.

Высокий уровень социального интеллекта

Человек, имеющий высокий уровень довольно легко справляется со всеми проблемами и поставленными перед собой целями. Он найдет оптимальный выход из любой возникшей неприятной ситуации и в любом случае выйдет победителем. Он легко заводит новых друзей, легко общается с людьми. Кроме того, такие люди могут манипулировать другими людьми с более низким уровнем, менять их мысли и желания.

Что дает нам хорошо развитый социальный интеллект?

Хорошо развитый интеллект позволяет получить массу пользы для жизни, к тому же, при его развитии у человека появляются новые возможности.

Невербальное взаимодействие

При общении с людьми необходимо всегда обращать внимание на их действия, как они ведут себя при разговоре, в особенности это касается невербальных сигналов (движений руками или головой). Ведь любое движение может нести в себе большой смысл. А вот, чтобы при общении с человеком научиться разбираться в его движениях, необходимо прочесть определенную книгу. А после прочтения можно посмотреть понравившийся фильм, но без звука, чтобы на примере понять значение движений героев. Кроме того, благодаря этой книге можно хорошо развить свой социальный интеллект и научиться управлять личной невербаликой (сигналом своих движений), и для более точной передачи собственного эмоционального состояния.

Уверенность в себе и своих действиях

Повышение уровня «общественных» навыков во многом зависит от того, насколько вы уверенны в себе и своих действиях. Чтобы стать более уверенным, необходимо забыть обо всем негативе, улучшить осанку и ощутить собственные силы. А для этого можно просто начать заниматься спортом, купить брендовую одежду. Кроме того, нужно как можно чаще общаться с людьми, ведь умение заводить разговор довольно важен, в ином случае при встрече с незнакомыми людьми человек будет ощущать дискомфорт. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Развитое мышление

Высокий уровень мышления – это так же не менее важный пункт на пути к развитию социального интеллекта. Просто постарайтесь хотя бы некоторое время не зацикливаться на проблемах и личных ошибках. Если можно решить проблему сейчас, то не стоит откладывать это на потом. А в остальных ситуациях не стоит слишком много уделять внимания мелким проблемам, ведь они несут только негатив и вызывают отрицательное воздействие на коммуникативные навыки, да и качество жизни в целом.

Самоконтроль

Высокий уровень позволяет привить контроль над своими эмоциями. Вечером каждого дня следует делать анализ того, что с тобой произошло за весь день, оценивая свое поведение и эмоции. Упражнение поможет контролировать порывы ярости, гнева и злости. Регулярная работа над собой и ощущение окружающего мира помогает считать себя его небольшой частью. Именно это дает полное взаимодействие с миром.

Ежедневное выполнение упражнений помогает расслабиться, так сказать, сбросить с плеч огромный груз постоянных проблем. Изолируясь от рутины, мы развиваем «общественные» навыки, что придает силы, делает нас лучше и совершеннее.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?:

     Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Вербальные способности
Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Читайте также:  Фильм Человек для продажи 1978 смотреть онлайн в хорошем HD качестве бесплатно

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия  у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Тест IQ

Более влиятельная традиция умственного тестирования была разработана Бине и его сотрудником Теодором Симоном во Франции. В 1904 году министр народного просвещения в Париже назначил комиссию для изучения или создания тестов, которые обеспечивали бы умственно отсталых детей получить адекватное образование.

Министр был также обеспокоен тем, что дети с нормальным интеллектом помещаются в классы для умственно отсталых детей из-за проблем с поведением. Еще до исследования Уислера Бине, которому было поручено разработать новый тест, категорически отверг галтоновскую традицию, полагая, что тесты Гальтона измеряют тривиальные способности. Вместо этого он предложил, чтобы тесты интеллекта измеряли такие навыки, как суждение, понимание и рассуждение — те же самые навыки, которые измеряются большинством тестов интеллекта сегодня.

Ранний тест Бине был доставлен в Стэнфордский университет Льюисом Терманом, чья версия стала называться тестом Стэнфорда-Бине. Этот тест часто пересматривался и продолжает использоваться в странах всего мира.

Понятие в психологии

Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Г. Айзенк

Ученый Г. Айзенк пошел дальше. Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач. При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.

Д. Гилфорд

Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:

  • выделение вида выражения мыслей из контекста;
  • восприятие свойств объектов при получении информации;
  • прогнозирование последствий любых действий;
  • понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.

Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Общий взгляд психологов

Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.

Как интеллект влияет на жизнь?

Обсуждения вокруг коэффициента интеллекта (IQ) часто очень бурные. Иметь IQ 120 хотят все (кстати, максимум среди зарегистрированных результатов равен 250-300). Но у большинства людей взрослого (и даже пожилого) возраста он составляет около 100. Люди, у которых уровень интеллекта меньше, считаются глупыми. Общественность часто воспринимает IQ неправильно. Знаете ли вы, что один не именуемый, но всемирно известный режиссер с репутацией гения в своей области, в тесте IQ достиг среднего результата? Объяснение простое. В своей работе режиссер использует совершенно иные навыки, которые тест не учитывает. Например, творчество и общение.

Альберт Эйнштейн, величайший гений человечества, имел посредственные знания в области французского языка. Следовательно, высокий уровень IQ не гарантирует успехов или счастья в жизни. Фактически, одинаково успешными могут быть люди с любым IQ, поэтому уровень интеллекта на качество жизни влияет менее, чем мы склонный считать.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

От чего зависит уровень интеллекта

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социально-культурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому о развитии их говорить не приходится – что дано, то дано.

Но сейчас психологи не так категоричны и считают, что интеллект от врожденных характеристик нервной системы зависит в среднем на 50 %. Как и все способности, интеллект опирается на врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитость разных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные способности или математические.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но далеко не всегда у гениальных родителей рождаются интеллектуально одаренные дети. Зато достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей умственно отсталых или с ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (синдром Дауна, например);
  • пожилой возраст родителей;
  • неполноценное питание матери во время беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно, матерью алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые болезни, например, краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже родившийся с высоким интеллектуальным потенциалом ребенок для его развития требует постоянной заботы и внимания. Проведенные исследования показали, что огромное влияние на уровень интеллекта малыша оказывает эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью. Чем больше она общается с ребенком и более позитивные эмоции сопровождают это общение, тем лучше развиваются умственные способности. А вот недостаток внимания и общения приводят к отставанию умственного развития ребенка. То есть шанс иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, база интеллекта закладывается от момента зачатия до 5-7 лет, то раскрывается его потенциал в возрасте до 20 лет. В целом в этот период идет повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой и даже иногда снижением в подростковом возрасте. Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занят развитием совсем другой сферы, и психическая энергия направляется на это.

Может ли интеллект развиваться после 20 лет? Да, может, но значительно медленнее и преимущественно в связи с развитием качеств мышления в области профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют различную динамику:

  • Математические способности достигают пика своего развития к 30-35 годам, и если к этому времени человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли уже станет.
  • Способности в области медицины и естественных наук достигают вершины в 42-45 лет, а в области психологии и философии – в 50-55.
  • Что касается способностей к художественному творчеству (литература, живопись и т. д.), то возрастной ценз их не установлен, не исключено, что они развиваются всю жизнь.

Снижается ли уровень интеллекта в старости? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте происходят необратимые изменения в головном мозге и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о болезнях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, до глубокой старости сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень. Недаром же говорят, что мозг – это мышца, которую постоянно нужно упражнять.

Гендерные различия

Вопрос о различии интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда был полем ожесточенных дискуссий. И дело тут не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных частных способностях, которые так или иначе связаны с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков по значению как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше гениев и глупцов.
  • Отличается динамика развития интеллекта. До 15 лет девочки опережают в развитии юношей, а затем представители сильного пола резко повышают свой интеллектуальный уровень, и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Так, мужчины существенно превосходят женщин в сфере математических способностей (на 13 математически одаренных мужчин приходится лишь одна женщина). Зато у женщин выше уровень вербальных способностей, которые обеспечивают им успех во многих профессиях, таких как писательство и журналистика, педагогика и сфера коммуникации др. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в речевой деятельности становится заметно с самого раннего детства – девочки в основном начинают говорить раньше, чем мальчики.
  • У женщин более яркое воображение, а нестандартное мышление делает их потенциально более творческими натурами, чем мужчины.
Читайте также:  Незавершенный гештальт в отношениях, незакрытый гештальт

Зависит ли правильность принятия решений от степени мышления и интеллекта?

Разум не всегда является ключом к принятию правильных решений. Об этом сообщает британское интернет-издание «Independent», ссылаясь на научный журнал «Research Digest». Высокий IQ может привести к успеху в учебе, но правильные решения принимаются благодаря критическому мышлению, без чрезмерного эмоционального бремени.

Наверное, у каждого человека есть друг или знакомый, обладающий необычайным умом, но в то же время совершающий много глупых поступков: то захлопнет ключи в машине, то поведется на интернет-мошенничество.

Согласно новому исследованию, из которого исходит автор статьи в «Independent», высокий IQ не обязательно означает наличие у человека хорошего критического мышления.

Что такое вербальный интеллект его особенности и правила общения?

Вербальный интеллект – это особенность человека умело складывать буквы алфавита в слова, быстро учиться чему-то новому и неизведанному. Его коэффициент измеряется, как правило, объемом словарного запаса человека и способностями видеть глубокие взаимосвязи между словами и словосочетаниями. Основным методом общения, конечно же, выступает речь, которая выражается при помощи слов построенных в предложения. Ученые изобрели некоторые правила для вербального общения, между интеллектуальными людьми:

  • во время разговора не должно быть злости и недопонимания между говорящим и слушающим;
  • никогда в разговоре не навязывайте свои мнения и жизненные принципы или ситуации;
  • очень важно придерживаться логики и последовательности во время всего разговора;
  • подбирайте стиль речи в соответствии с принадлежностью партнера по общению к определенной нации, субкультуре, социальному классу;
  • соблюдайте очередность собственных мнений: перебивание собеседника без видимых на то причин охарактеризует говорящего как человека с низким уровнем речевой культуры.

Вербальные способности, что же это такое? Если человек обладает хорошо развитым вербальным складом ума, то он просто в совершенстве владеет своей речью, в которую входят многочисленные речевые связки, элементы и соединения. А именно: фонетический элемент, лексический элемент, грамматический и синтаксический элемент.

Фонетический элемент речи человека – это основной звуковой состав языка. Он помогает различать разные звуки на слух и точно определять правильность своей речи. А вот грамматический элемент определяет правильность построения предложений и словосочетаний, в которых должны быть правильно согласованы падежи и предлоги. Синтаксический элемент помогает строить не только правильные предложения, но и красивые. Словарный запас человека с математическим складом, как правило, довольно разнообразен.

Общие принципы диагностики невербальной подструктуры

На сегодняшний день существует много способов, с помощью которых диагностируют вербальный и невербальный интеллект. Различия состоят в заданиях и материалах, на основе которых формируются задания.

Диагностика невербального интеллекта проходит с использованием заданий, основанных на наглядных материалах. Часто распространенным тестовым заданием является составление фигур из отдельно взятых элементов, манипулирование объектами или сравнение наглядного материала, предоставленного для прохождения теста. В большей части случаев состояние невербального интеллекта оценивают с помощью кубиков Коса, прогрессивных матриц Равена или доски форм Сегена.

состояние невербального интеллекта

Однако выделяют и такие методики, которые дают психологу возможность оценить вербальную и невербальную подструктуру одновременно. Самым используемым является тест Векслера. Однако стоит отметить, что диагностика обеих составляющих занимает достаточно много времени. Чаще всего тест затягивается на полтора или два часа.

Какие существуют виды интеллекта

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

Итак, мы изучили основные компоненты человеческого разума, которые можно развивать, повышать их уровень. Для этого существует масса методик, среди которых есть самые распространенные в соответствии с их эффективностью.

Определение

Говоря об интеллекте, нельзя игнорировать одну важную, относительно новую, концепцию – теорию типов разума Говарда Гарднера. Гарднер определяет интеллект следующим образом: «…это способность решать проблемы или создавать продукты, имеющие определенную ценность в одной или нескольких культурных средах». Поэтому он подчеркивает, что важность интеллекта всегда находится в широком культурном контексте, тесно связана с реальной жизнью. Интеллект он разделяет на ряд относительно независимых аспектов:

  • языковой – возможность использовать язык для убеждения других людей, умение применять речь для запоминания, объяснения информации, способность контролировать свою деятельность, думать о себе самом;
  • музыкальный – способность восприятия мелодий, ритмов, тонов;
  • логико-математический – область логики и научного – исследовательского – мышления (от объектов к утверждениям, от деятельности к отношениям, от абстракции к конкретным образам);
  • пространственный – способность трансформировать и изменять первоначальные восприятия, формировать из собственного визуального опыта новые идеи (креативность);
  • телесно-двигательный – способность подвижности, умение двигаться плавно с минимальным прерыванием после обработки входящих стимулов (спорт, танцы, актерство, мануальные навыки);
  • персональные формы – внутриличностные и межличностные – двойственная формация, возникающая как предмет исследования 2-х психологических направлений и в социальной психологии:
    • внутриличностная форма – наиболее важным компонентом является осознание себя, выражающееся культурно обусловленным равновесием внутри человека, созданное на основе внутренних чувств, влияния других людей,
    • межличностная форма – способность распознавать и понимать других людей, их настроение, темперамент, мотивы, намерения; умение различать их, работать с ними.

Нельзя игнорировать ни один из этих пунктов. Это связано с тем, что определенная гармония и целостность может вырабатываться только тогда, когда личность человека гармонизирована. Сбалансированная и гармоничная личность – эмоционально стабильна, чувствительна к социальным процессам, восприимчива сама к себе.

Обработка результатов теста Векслера

После того как человек выполнил все субтесты, нужно правильно подсчитать и интерпретировать полученные балы в итоговый результат. Для этого процесса необходимо иметь под рукой необходимые для этого таблицы.

Оценка проводится на трех уровнях:

  1. Подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербальной и невербальной составляющих.
  2. Анализ профиля оценок выполнения на основе коэффициентов.
  3. Качественная интерпретация оценок с учетом наблюдения за поведением тестируемого и другой диагностируемой информации.

Стандартная обработка состоит в том, что психолог подсчитывает первичные баллы по каждому из заданий, то есть суммирует “сырые” оценки испытуемого. После этого посредством специальных таблиц “сырой” результат приводится к стандартному и отображается в виде профиля. Суммированные результаты в стандартной форме определяют показатели общего, невербального и вербального интеллекта.

Классификация результатов выглядит следующим образом:

  1. 130 баллов и больше – очень высокий коэффициент интеллекта.
  2. 120-129 баллов – высокий уровень.
  3. 110-119 баллов – хорошая норма.
  4. 90-109 баллов – средний коэффициент интеллекта.
  5. 80-89 баллов являются плохой нормой.
  6. 70-79 баллов являются отрезком пограничной зоны.
  7. 69 баллов и ниже свидетельствуют о наличии у испытуемого умственного дефекта.

Как определить уровень интеллекта ребенка?:

     Для определения интеллекта ребенка существуют специальные тесты, которые дают достоверную информацию о том, опережает, отстает или соответствует норме интеллект вашего ребенка.

Возрастные адаптации метода Векслера

В зависимости от возраста тестируемого исследование невербального интеллекта и других составляющих понятия “интеллект” осуществляется по одной из трех возрастных адаптаций теста Векслера. Это связано с тем, что в разных возрастах интеллект человека развивается специфическим образом, что существенно влияет на задания, которые можно выполнить.

На сегодняшний день для детей от 4 до 6,5 лет используется модификация WPPSI. WISC является адаптацией для возраста от 6,5 до 16,5 лет. Для всех, кто старше 16,5 лет, используется версия WAIS.

Читайте также:  Шизофрения: причины, симптомы, лечение

Задания для оценки интеллекта ребенка:

     1. «Давай вырежем такую же фигурку». Ребенку необходимо вырезать фигурку, которая изображена на бумаге;

     2. «Кому чего не хватает». Ребенку демонстрируют предметные картинки, на которых не хватает какой-то детали. Малыш подбирает картинку, на которой изображена недостающая деталь;

     3. «Что здесь лишнее?». Предназначено для детей 4-5 лет. Им показывают картинку, на которой изображено несколько предметов, в чем-то похожих по содержанию. Но среди них имеется один предмет, который не подходит. Нужно его назвать.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

     1. Поддержка проявления любознательности ребенка;

     2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;

     3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;

     4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;

     5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;

     6. Расширяйте круг общения детей;

     7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;

     8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;

     9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

     

     Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Концепции интеллектуального развития

В настоящий момент существует две диаметрально противоположные концепции интеллектуального развития личности

  1. Часть исследователей процесса интеллектуального развития личности считает, что данный процесс имеет активную фазу развития до 12 – 16 лет, когда достигается определенный уровень логического интеллекта личности и возникает способность человека действовать в уме, и затем активный процесс угасает и останавливается. Остальные личностно-психологические новообразования и способы активного отношения к миру, которые возникают на следующих стадиях развития личности, являются вспомогательными и теряют свой смысл на стадии зрелости.
  2. Психологи, принадлежащие к другой группе подвергают жесткой критике идеи о неизбежном снижении интеллектуального развития личности в зрелом возрасте. Они убеждены в том, что личностное развитие человека безгранично и не имеет конечной точки. Именно развитие, в том числе интеллектуальное, является движущей силой и способом существования личности. По их мнению развития человека является активным процессом на протяжении всей жизни человека.

Описание теста Векслера

Этот тест, также известный в психологии как шкала Векслера, является самым распространенным и наиболее известным методом определения уровня развития человеческого интеллекта. Его создал Дэвид Векслер в 1939 году. В основе теста лежит иерархическая модель интеллекта Векслера, что и дает возможность рассмотреть все составляющие интеллекта одновременно.

уровень невербального интеллекта

В состав этой диагностической методики входит 11 субтестов, разделенных на две группы. 6 заданий направлены на проверку вербального интеллекта, а 5 – на определение уровня развития невербальной составляющей. В каждом тесте присутствует от 10 до 30 заданий, сложность которых постепенно растет. Каждый выполненный субтест оценивается в баллах. Итоговый результат переводится в унифицированную оценку по шкале, что дает возможность оценить разброс. Во время оценки результатов во внимание берется общий коэффициент интеллекта, соотношение уровня развития вербальной и невербальной составляющей, а также анализируется выполнение каждого отдельного задания, поставленного перед тестируемым.

Как можно улучшить интеллект?

Чтобы повысить интеллект и развить память вспомните правило о трёх «учиться». Для максимальной концентрации необходимо спокойствие, но также постоянная умственная деятельность, желание исследовать, рассмотрение проблем, сочетание возможных решений, постоянное использование своего мозга.

Помните: интеллект – это врожденное качество, которое, однако, развивается в течение жизни. Вопреки распространенному мнению, ум у недоношенных детей не отличается от малышей, рожденных в срок. Он зависит от окружающей среды и отношения родителей.

Работайте в прохладной среде

Для максимального действия ума температура в рабочем помещении должна быть на 1-3°C ниже, чем та, при которой вы обычно сидите перед телевизором. Легкий дискомфорт побуждает организм к улучшению производительности. Идеальная рабочая температура индивидуализирована, но для мужчин обычно рекомендуется диапазон 17-20°C, для женщин – 19-22°C.

Кислород и стресс

Для развития интеллекта и мышления необходимо достаточное количество кислорода. Он положительно влияет на активность мозга, следовательно, улучшает мыслительные процессы.

Работа при умеренном стрессе может повлиять на увеличение интеллекта лучше, чем полное спокойствие. Путем преодоления стрессовых ситуаций, минимизации их негативного воздействия, вы можете приобретать полезные навыки.

Ешьте шоколад

Шоколад – это приятный метод повышения сопротивляемости организма, устранения усталости. Это лакомство также является способом развития интеллекта. Благодаря шоколаду в теле высвобождается вещество, вызывающее приятные ощущения.

Бонус: шоколад способствует улучшению настроения, обеспечивает расслабление.

Пейте кофе и стимулирующие напитки

Кофеин, содержащийся в кофе или напитках-энергетиках, является самым популярным стимулятором в мире. Он быстро снимает усталость (особенно, умственную), улучшает концентрацию, ускоряет сердцебиение, расслабляет мышцы, расширяет артерии, стимулирует кровообращение и дыхательную систему. Сочетание этих факторов положительно сказывается на интеллекте.

Запланируйте работу на удобное время

Определите, когда для вас удобно работать, а когда – отдыхать. Сравните количество работы, которую вы делали в час в сопоставимых условиях в разные части дня.

Употребляйте продукты, полезные для мозга

Рацион должен быть максимально разнообразным. Его дополнение пищей, полезной для мозга, – это хороший способ для тренировки мозговой деятельности, следовательно, улучшения интеллекта. Такие продукты включают:

  • брокколи;
  • цветную капусту;
  • грецкие орехи;
  • карри;
  • сельдерей;
  • красное мясо;
  • чернику.

Мотивируйте себя, ставьте цели

Исследователи из Университета Филадельфии продемонстрировали мотивацию в эксперименте, в ходе которого попросили студентов пройти тест IQ. Половине студентов пообещали финансовые награды в случае лучших результатов. Мотивированная часть исследуемых показала в среднем на 20 пунктов высшие показатели.

Бесконечная проверка аккаунта в соцсетях, создание идеального профиля, постоянный контроль лайков значительно уменьшают мотивацию, необходимую для достижения лучших результатов (идеализированное видение самого себя настолько удовлетворяет человека, что он не хочет достичь более сложных целей).

Расслабьтесь

Способность сосредоточиться на решении проблемы, устранить нежелательные и отвлекающие влияния, является одним из самых полезных навыков в развитии интеллекта.

Существует множество публикаций о методах релаксационных упражнений. Изучите их и начните практиковать.

Сделайте шпаргалку

Да, создание шпаргалки – это хороший практический способ развить интеллект у взрослого человека и подростка (применяется, например, в экзаменационный период). Записывая ее, вы повторяете и изучаете вещи, укладываете их в памяти.

Раскрываем секреты развития интеллекта

Мы часто сталкиваемся с книжками, онлайн статьями о том, как быстро стать гениальным и, пройдя «уникальный» курс понимаем, что ничего из этой затеи не выходит. То есть, разрекламированная чья-то работа попросту оказалась пустышкой. Чему же мы удивляемся? Все те, кто ищет легкие пути, ничего не получит. Для того чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, волю, постараться, сконцентрировать на нем свое внимание. Ведь мы же не верим в силу одной таблетки, способной вылечить все недуги разом.

Хотите развивать активность своего мозга – работайте над ним постоянно. Нагружайте его умственными задачками, причем они должны быть комплексными, разносторонними. Это как в вопросе со здоровьем. Хотите его иметь, занимайтесь спортом, нагружайте организм активными действиями. А что нам обычно мешает избавиться от пагубных привычек, заняться спортом – лень.

Да, она же имеет непосредственное отношение к нашему процессу мышления. Мы ленимся думать, читать, изучать, смотреть. Нам легче чувствовать себя в теле одноклеточной инфузории, которая просто перемалывает все то, что в нее попадает. Но никакой пользы она из этого не извлекает. Так и мы – если не будем то и дело пополнять копилку своих знаний, то остановимся на уровне примитивного человека, первоклассника с ничтожным багажом познаний.

Когда мы прилагаем усилия, используем свою волю для регулярного поиска интересной информации, читаем, смотрим, изучаем, то мы укрепляем свой характер, воспитываем в себе чувство дисциплины.

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

  • Низкий. Находящиеся на нем люди со слабыми умственными способностями не в состоянии сопротивляться воздействию среды, и она их подавляет. Существуют они за счет социального окружения, если оно согласно их опекать.
  • Средний уровень. К нему относятся люди, обладающие хорошими мыслительными способностями и достаточным для адаптации уровнем психической активности. Они могут найти в мире свое место, соответствующее способностям и потребностям.
  • Высший уровень – уровень творчества, когда человек не приспосабливается к среде обитания, а меняет ее, приспосабливая к собственным потребностям.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Источники

  • https://TrenerMozga.ru/mm/intellekt/sotsialnyj-intellekt-i-ego-razvitie.html
  • http://www.kroha.net/razvitie_rebenka/intellektualnoe_razvitie_doschkolnikov.html
  • https://golmozg.ru/interesno/verbalnyy-intellekt.html
  • https://tagweb.ru/2017/10/08/intellekt/
  • https://vsepromozg.ru/teoriya/sotsialnyj-intellekt
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/kak-razvit-intellekt
  • https://psychologist.tips/1232-chto-takoe-intellekt-i-mozhno-li-ego-razvit.html
  • https://vsepromozg.ru/teoriya/myshlenie-i-intellekt
  • https://TrenerMozga.ru/mm/intellekt/kak-razvit-verbalnyj-intellekt.html
  • http://fb.ru/article/447145/neverbalnyiy-intellekt-ponyatie-osnovnyie-funktsii-uroven-i-metodyi-razvitiya
  • https://kosarev39.ru/kak-razvit-svoj-intellekt.html
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/razvitie_lichnosti_v_intellektualnom_i_emocionalnom_plane/