Дебильность – симптомы, признаки, стадии и степени дебильности – Автор Своей Жизни

Содержание
  1. Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости
  2. Кто он, человек с легким слабоумием?
  3. Стадии и степени дебильности
  4. Детский дебилизм и его особенности
  5. Эмоциональная сторона
  6. Особенности мышления
  7. Постановка диагноза и тесты
  8. Тест Айзенка
  9. Тест Войнаровского
  10. Оценка развития речи
  11. Тест Торренса
  12. Коррекция и оказание помощи
  13. Лечение
  14. Социальная реабилитация
  15. Дебил это:
  16. Признаки и симптомы идиотизма
  17. Клинико-физиологическая классификация (формы дебильности)
  18. Атоническая форма.
  19. Стеническая форма.
  20. Астеническая форма.
  21. Диагностика
  22. Социальные аспекты и одна уголовная история
  23. Стадии прогресса болезни
  24. Идиотия у детей и ее особенности
  25. Причины возникновения болезни
  26. Прогнозы
  27. Постановка диагноза и тесты
  28. Тест Айзенка
  29. Тест Войнаровского
  30. Оценка развития речи
  31. Тест Торренса
  32. Направления терапии: цели и возможности
  33. Клиническая картина
  34. Профилактика
  35. Лучшие Неврологи Екатеринбурга
  36. Лучшие Психиатры Екатеринбурга
  37. Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64
  38. Ключевые задачи педагога при различных умственных отклонениях
  39. Проявления

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

Обратите внимание

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Важно

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Лица с диагнозом «дебильность» не служат в армии, не водят машины, не имеют право на приобретение и хранение оружия, не для них работа в государственных и муниципальных учреждениях. Систематическое наблюдение у психиатра повышает их шансы на адаптацию в окружающем мире.

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Совет

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Читайте также:  Токсическая энцефалопатия: что это такое, симптомы, лечение, прогноз

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Лечение

Виды терапии можно разделить по направлениям.

  • Специфическое направление — это работа с причиной, вызвавшей патологию. Уместно в основном тогда, когда умственная отсталость обусловлена нарушением обмена веществ.
  • Симптоматическое направление — работа с симптомами, направленная на облегчение страдания больного.

Стоит увидеть:  Соматизированное расстройство

Здесь мнения расходятся. На самом деле трудно понять, что лучше. Допустим, что больной не реагирует ни на что. Добиваться того, чтобы он стал реагировать хоть на что-то нужно далеко не во всех случаях, если эти реакции сведутся к тому, что после приёма препаратов он хоть что-то заметит. Какая-то терапия проводится в основном у больных с возбудимой формой идиотии, но и тут смысл понятен далеко не всегда.

Специфическое направление иногда выражается только в виде диеты, которая призвана восполнить дефицит каких-то веществ. Это вполне уместно, но не позволяет говорить о том, что это лечение в действительности.


Церебролизин используется при лечении идиотии

Психиатрия или психотерапия в стандартном понимании неуместны. Таких больных нельзя увидеть в клинических психиатрических больницах. Они находятся или дома, если родители не отказались от такого ребёнка в самом раннем возрасте, но чаще всего в интернатах. Продолжительность жизни очень низкая, редко превышающая 20 лет. Тем не менее, какие-то попытки лечения проводятся. Используются самые разные средства  стимуляции нейрональных процессов.

  • Психоактивный ноотроп пирацетам, хотя в России он признан устаревшим препаратом с недоказанной эффективностью.
  • Церебролизин — препарат мозга свиней, который не все считают лекарственным средством. Тем не менее он относится ими к ноотропным средствам, обладающим нейротрофической активностью.
  • Пиритинол — его чаще дают агрессивным пациентам, поскольку его действие сходно с антидепрессантами, обладающими седативными свойствами.
  • Гопантеновая кислота — ноотропное средство, обладающее нейрометаболическими, нейропротекторными и нейротрофическими свойствами.
  • Гамма-аминомасляная кислота — восстанавливает процессы метаболизма в головном мозге.

Используют ещё и большие дозы витаминов. А пациентам с явно выраженной агрессией иногда дают нейролептики.

Социальная реабилитация

Ребенку с диагностированной дебильностью рекомендовано посещать социального педагога, детского невролога и психиатра. Специалисты помогают детям адаптироваться в современном обществе и избежать вовлечения в преступные и асоциальные группировки.

Результат программы зависит от правильно организованной трудовой умственной деятельности. Дети должны посещать занятия в специализированных учебных заведениях, где программа соответствует их развитию. На основе многолетних исследований было доказано, что при правильном подходе к организации и обучению детей с дебильностью, возможна их полная адаптация в обществе. Они так же могут в дальнейшем найти работу и создать семью.

После завершения социальной реабилитации пациенты могут осваивать не сложные профессии, которые не требуют проявления инициативы и переключения внимания, например, грузчики или курьеры. Но допуск к определенным специальностям возможет после посещения психиатра. Больным с диагностированной в детстве дебильностью категорически запрещено поступать на службу в вооруженные силы, работать в охране, муниципальных и государственных органах, инженерами и машинистами. Кроме этого, им нельзя управлять транспортными средствами любой категории.

Дебил это:

Дебил

Деби́льность — самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода, устаревший термин, не рекомендуемый к использованию. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может ничем внешне не отличаться от сверстников. Сохраняются механическая память и эмоционально-волевая сфера. Внимание очень трудно привлечь и фиксировать. Запоминание замедленно и непрочно. У них преобладает конкретно-описательный тип мышления, в то время как способность к абстрагированию почти отсутствует. Сложно воспринимают логические связи между предметами, понятия «пространство», «время» и т. д. Часто встречаются нарушения речи (отстаёт в развитии, искажение звуков, нарушения грамматического строя речи, бедный словарный запас). Обычно не могут пересказать прочитанное, услышанное. Однако некоторым дебилам при задержке общего психического развития и малой продуктивности мышления свойственна частичная одарённость (отличная механическая или зрительная память, способность производить в уме сложные арифметические операции и др.). Эмоции преобладают актуальные на данный момент. Действия нецеленаправленны, импульсивны, развит негативизм.

Дебилы с программой общеобразовательной школы не справляются, обычно заканчивают вспомогательную школу, способны вести самостоятельную жизнь. Возможна социальная адаптация и участие в самостоятельной трудовой деятельности.

Среди дебилов различают эретичных (возбудимых), вялых апатичных, злобно-упрямых, мстительных и торпидных (заторможенных).

Признаки и симптомы идиотизма

Только после подробного осмотра врач может оценить степень интеллектуального развития больного и выставить окончательный диагноз. Идиотизм часто сочетается с тупоумием, но само по себе тупоумие не является признаком идиотизма.

Тупоумие выражается в узконаправленном, поверхностном и ригидном мышлении. В случае тупоумия задержка в развитии настолько незначительна, что внешне больной похож на абсолютно нормального человека.

Тем не менее, его мыслительные способности ограничены восприятием лишь определенного спектра информации и категорическом неприятии иного. Это выражается в банальной глупости, плохой сообразительности, ограниченном мышлении и неспособности самостоятельно анализировать получаемую информацию.

Страдающий тупоумием больной идиотизмом абсолютно неспособен воспринимать информацию, делать какие-либо умозаключения и выводы из происходящего вокруг него. В целом, тупоумие развивается на уровне генетики и обуславливается явлением мутации.

У таких людей может наблюдаться незначительный прогресс в духовном развитии и даже формирование некоторого самосознания, хотя мыслительная функция, как таковая, по-прежнему остается на низком уровне. Тем не менее, все эти незначительные прогрессы невозможны в случае идиотизма.

Признаки и симптомы идиотизма в достаточной степени выражены и яркие. Для больных нехарактерны активные оборонительные действия. К примеру, во время проведения медицинской инъекции идиот, ощущая страх или боль, не предпринимает попыток закрыться или оттолкнуть объект угрозы, вместо этого он будет плакать и кричать.

Беспомощность больных достигает самых различных степеней развития и форм проявления: отсутствие способности к самостоятельному употреблению пищи, непроизвольные акты мочеиспускания и дефекации, неспособность ходить, несмотря на отсутствие поражения или паралича мышц ног.

Попытки ходьбы похожи на детские – походка крайне неуклюжая, шаткая, руки растопырены в стороны. То же самое касается и речи: она может полностью отсутствовать или же напоминать детский лепет, произношение повторяющихся нечленораздельных звуков.

В плане общего психологического развития идиоты схожи с детьми возрастом от года до четырех лет. Тем не менее, по чертам характера они могут отличаться между собой: от молчаливых и апатичных, до крайне активных и любопытных. Многим из них присуща склонность к подражанию и стереотипному поведению, формированию привычек.

При высшей форме идиотизма возможна свободная речь и даже поверхностное обучение больного письму и чтению. Его можно также обучить простейшим навыкам и умениям, выполнению несложных поручений. Тем не менее, дальнейшее обучение абсолютно невозможно, так как идиоты быстро теряются перед сложными задачами.

Идиотизм как отсутствие интеллекта влечет за собой и нравственное разрушение личности, что проявляется в импульсивных действиях, которые направлены исключительно на удовлетворение желаний, склонности ко лжи и обману, грубости.

Феномен идиотизма заключается также в том, что вместе с тотальным нарушением интеллекта возникает чрезмерное развитие памяти – некоторые больные способны запомнить и повторить необыкновенное сложные и объемные вычислительные действия, текст, иногда обладают впечатляющими музыкальными и художественными способностями.

Характеристика данного психического заболевания, однако, не ограничивается духовными и этическими проблемами. В большинстве случаев оно сопровождается и физическими нарушениями: асимметрия или уменьшение черепа, обширные параличи или паралич одной половины тела, эпилепсия, косоглазие, слепота, неправильно сформированная ушная раковина, неправильная расстановка и рост зубов.

Читайте также:  Эпилепсия у детей до года: симптомы, причины развития заболевания у дошкольников и школьников

На уровне быта, в наше время, под признаками этого заболевания часто называют непрактичное поведение, путая его с асоциальным или девиантным, говоря иными словами – «ненормальным».

Тем не менее, современная политкорректная психиатрия определяет идиотизм не как клиническое отклонение от «нормы», а как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию. Идиотизм, наравне с имбецильностью и идиотией, согласно общепринятой медицинской классификации болезней, относят к нарастающим степеням олигофрении.

перейти

Клинико-физиологическая классификация (формы дебильности)

В зависимости от физиологического тонуса головного мозга существует деление дебильности на формы. Такая классификация характеризует особенности эмоционального и психологического развития умственно отсталых людей.

Атоническая форма.

Людей этой группы отличает немотивированное поведение, безразличие, резкая смена активности. Серьезные проблемы со вниманием и способностью удерживать психическое напряжение. Может развиваться по следующим вариантам:

  • аспонтанно-апатический (обеднение эмоций, ограничение интересов);
  • акатизический (суетливость, непоседливость);
  • мориоподобный (дурашливость, многоречивость).

Стеническая форма.

Самый благоприятный прогноз. Пациенты с этой формой дебильности хорошо адаптируются и способны использовать полученные умения в повседневной жизни и на работе. Проявляется равномерное недоразвитие интеллектуально-мнестической и эмоционально-волевой сферы. Заболевание может протекать по уравновешенному или неуравновешенному варианту.

Астеническая форма.

Больные быстро устают, как физически, так и морально. Эмоционально неустойчивы, не способны пользоваться даже теми знаниями, которые у них есть. Непроизвольное внимание преобладает над произвольным, его объем сужен. Эти люди не могут одновременно заниматься двумя делами — например, писать и слушать, говорить и играть. Варианты этой формы умственной отсталости:

  • основной. Характеризуется общими клиническими особенностями дебильности — аффективной неуравновешенностью, угловатостью движений, неусидчивостью.
  • брадипсихический. Речь и мышление сильно заторможены.
  • дислалический. Выраженные расстройства речи.
  • диспрактический. Нарушения мелкой моторики (точные мелкие движения рук).
  • дисмнестический. Нарушения памяти на фоне остальных, менее серьезных расстройств.

Диагностика

Если дебильность не диагностируется в первые годы жизни ребенка, то в большинстве случаев ее проявления становятся более заметны при поступлении в школу. Окончательный диагноз может быть поставлен после осмотра невролога, консультации логопеда и психиатра. Как правило, распознать данную форму умственной отсталости помогают специальные психометрические методики и тесты на определение IQ.

Обычно у пациентов дебильностью не обнаруживается существенных отклонений в неврологическом статусе. Чтобы оценить состояние центральной нервной системы более детально и получить послойные изображения головного мозга могут быть назначены такие исследования, как магнитно-резонансная и компьютерная томография.

При выявлении любой из форм слабоумия проводится дифференциальная диагностика с пограничной умственной отсталостью, а также эпилепсией и шизофренией, которые могут возникнуть в раннем возрасте и характеризоваться задержкой умственного развития.

Социальные аспекты и одна уголовная история

Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…

Он пришёл на танцы, но его внешний вид, размашистые движения и неспособность вести разговор высмеивались. Тогда он пришёл на второй день, но уже с ножом. Тех обидчиков он не выискивал, просто ждал новых насмешек, а потом, выбрав момент, применял нож. И таких было три эпизода, только не медицинских, а эпизодов из уголовного дела. Сотрудникам милиции он повторял уверенно, что младших обижать плохо.

Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.

  • Ну ты и дебил, — заметил в конце одного из допросов следователь.
  • Дебил, но не значит, что меня можно обижать, — ответил подозреваемый.


При диагнозе дебильность человек думает простыми категориями с самого детства, не может логически сопоставлять полученную информацию

От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.

Стадии прогресса болезни

Легкая, средняя и тяжелая степени идиотии по существу мало чем отличаются друг от друга

При лёгкой и средней степени умственной отсталости больного можно научить самым простым вещам. У них более развита чувствительность.

Они могут отличить холодное от горячего, высокое от низкого. Больные в состоянии элементарно себя обслужить. Они узнают родных, или опекунов, проявляя радость при их появлении. Могут строить простые предложения из пары слов, откликаться на своё имя.

Тяжёлая степень – это полная выключенность больного из жизни. Олигофрены с глубокой идиотией с трудом передвигаются, или вовсе не умеют ходить, движения беспорядочные, нескоординированные. Они не узнают родных.

Порог чувствительности очень низкий: они не реагируют на боль, а также на другие раздражители. Не умеют самостоятельно встать с кровати, падая при таких попытках на пол. Больные не говорят, изредка издавая только нечленораздельные звуки.

Эта степень характеризуется глубокой инвалидностью. Как личность, человек не присутствует в социуме. Тяжёлые идиоты проводят жизнь в психоневрологических интернатах. Срок жизни- около 40 лет.

Идиотия у детей и ее особенности

Болезнь можно заметить в раннем детстве. Малыш не может держать головку самостоятельно или начинает делать это очень поздно, впоследствии такой ребенок должно учится стоять или присаживаться. Даже если больной научится ходить, он будет постоянно спотыкаться и падать в отличие от нормально развивающихся детей.

Ребенок не будет плакать или смеяться, при воздействии внешних раздражителей обычно не реагирует или срывается на крик. При воздействии яркого света малыш не будет зажмуриваться или отстраняться от раздражителя.

Если маленький пациент положит руку на горячий предмет, он не отдернет ее, а зайдется в крике, при этом не совершая никаких движений. Детей с различными формами идиотии просто распознать: они отличаются слишком маленькой или неестественно увеличенной головой, дефектами костной структуры лица (например, деформацией ушных раковин или слишком редкими неровными зубами).

Дети с идиотией не посещают коррекционные классы: такая возможность есть только у пациентов с легкой степенью дебильности. Поскольку слабоумие у ребенка прогрессирует, он редко остается в семье: такие больные помещаются в специализированные интернаты.

Причины возникновения болезни

Дебильность – это патология в развитии интеллекта, связанная с негативным влиянием наследственных факторов. Ферментопатия, эндокринопатия и микроцефалия являются одними из самых распространенных причин возникновения болезни. Различные негативно воздействующие факторы в период внутриутробного развития, также могут вызвать развитие патологии. К таким факторам относится проникновение инфекционных агентов в организм матери, на первых этапах беременности. Среди причин дебильности у детей, следует выделить следующие нарушения:

  • резус-конфликты;
  • отравление токсинами;
  • гипоксия;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • употребление сильнодействующих медикаментов.

Развитие заболевания может спровоцировать асфиксия во время рождения, родовые травмы, а также перенесенные в младенческом возрасте инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему.

Прогнозы

При идиотии развиваются такие осложнения, как социальная дезадаптация, опасное поведение с направлением агрессии чаще на себя.

Ребенок может травмироваться из-за зрительных и двигательных нарушений. Слабая физическая активность приводит к возникновению застойной пневмонии (развивается в результате нарушения гемодинамики и вентиляции легких). Судороги могут закончиться развитием эпилептического статуса.

Дисфагия (нарушение глотания) опасна попаданием пищи в трахею и развитием аспирационной пневмонии (повреждение паренхимы легких). Нарушение липидного обмена приводит к жировому гепатозу (избыточное накопление жира в печени) и печеночной недостаточности. Сердечную недостаточность вызывают отложения жира на клапанах. Погибают чаще от дыхательной или сердечной недостаточности, вторичных инфекций, отягчающих течение основного заболевания.

Самый неблагоприятный прогноз имеет амавротическая идиотия Тея-Сакса, инфантильная форма которой заканчивается летальным исходом. Поздняя форма развивается наиболее медленно, имеет доброкачественное течение, поэтому прогноз относительно благоприятный. В большинстве случаев пациенты проживают не более 20 лет.

Читайте также:  Алкогольная деменция (слабоумие): симптомы и лечение

Благодаря тщательному уходу, врачебному наблюдению, медикаментозной поддерживающей терапии больные могут прожить 40 лет. Излечиться от идиотизма невозможно.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Направления терапии: цели и возможности

Излечению идиотия не поддаётся в связи с тем, что эта патология является врождённой и имеет наследование по рецессивному типу.

Лечение состоит из двух основных направлений:

  • специфическое, направленное на причину, вызвавшую патологию;
  • симптоматическое, которое облегчает страдания пациента и направлено на борьбу со следствиями.

Специфическое лечение:

  • Формы идиотии, связанные с недостатком в организме каких-либо ферментов лечат тем, что восполняют их дефицит. Для этого пациенту Метронидазол
    предписывают диету с продуктами, которые содержат недостающие в организме вещества (белки, витамины, аминокислоты, минералы).
  • Болезнь, вызванная сбоями в эндокринной системе, корректируется гормональной и вспомогательной терапией. Широко используются гормоны-стимуляторы, аналоги естественных гормонов, а также барбитураты, пантокрин, спермин.
  • Токсоплазмоз и сифилис, полученный внутриутробно, лечат противопаразитарными препаратами (Пириметамин в сочетании с Сульфадоксином, Линкомицин, Клиндомицин). К этому добавляют антибиотики (Доксициклин) и противомикробные (Метронидазол) средства.

Клиническая картина

Симптомы дебильности у каждого ребенка проявляется по-разному, в зависимости от степени и формы отсталости. К основным признакам патологии относятся:

  1. Позднее физическое развитие. Дети позже других начинают присаживаться и делать первые шаги.
  2. Отставание в развитии речи. Речь длительное время сохраняется на уровне отдельных слов. Словарный запас скудный и не превышает 100-200 слов.
  3. Нарушение внимания. Детям испытывают затруднения в концентрации во время занятий.
  4. Недостаток любознательности. Ребенка не интересуют книги, рисование, музыка.
  5. Снижение способности к запоминанию стихов, чисел, имен.
  6. Нарушение абстрактного мышления. Они не могут объяснить, то, что представляют, чувствуют.
  7. Внушаемость. Чаще всего в дети с установленной умственной отсталостью в подростковом возрасте ввязываются в асоциальные компании, начинают употреблять наркотические и алкогольные вещества.
  8. Резкие перепады настроения и вспышки агрессивности.
  9. Отсутствие развитости мимики. Во время общения такие дети помогают себе жестами.

Все признаки дебильности индивидуальны для каждого малыша. При установлении средней или тяжелой степени заболевания ребенок может быть опасен не только для себя, но и для окружающих людей.

Профилактика

Профилактика идиотии начинается и проводится будущей матерью в период гестации. Следует отказаться от вредных привычек, рационально питаться, наблюдаться у врача, выполнять в точности его рекомендации.

Следует избегать браков между близкими родственниками, при которых значительно повышается риск развития идиотизма у ребенка. Рекомендованы генетический скрининг и консультация у генетика.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знанияДаНет

Поделиться статьей: Читать нас на Яндекс.Дзен

Заболевания со схожими симптомами: Гиперосмолярная кома (совпадающих симптомов: 4 из 20)Гиперосмолярная кома

… Мигрень (совпадающих симптомов: 4 из 20)Мигрень

… Болезнь Альцгеймера (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Альцгеймера

… Болезнь Бинсвангера (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Бинсвангера

… Болезнь Фабри (совпадающих симптомов: 3 из 20)Болезнь Фабри

… К какому врачу обратиться

При подозрении на такое заболевание, как «Идиотия» нужно обратиться к врачам:

Лучшие Неврологи Екатеринбурга


Юрий МихайловичНемченко32отзыва
Владимир ВладимировичНеволин8отзывов
Альбина АмировнаСюникова16отзывов
Евгений БорисовичИванов26отзывов
Татьяна ВикторовнаБорейко26отзывов Все Неврологи Екатеринбурга (49)

Психиатр – это специалист, занимающийся изучением, диагностикой и соответствующим лечением механизмов, которые спровоцировали появление тех или ин.Читать >

Лучшие Психиатры Екатеринбурга


Светлана ВладимировнаПолубоярских26отзывов
Мария АлексеевнаТурунцева1отзыв
Максим СергеевичАлександров0отзывов Все Психиатры Екатеринбурга (3)

Психотерапевт – это такой специалист, который занимается лечением заболеваний психики, соответствующих легкой или средней тяжести проявления.Читать >

Умеренно выраженная стадия дебильности при IQ 60…64

  • Бытовые навыки приобретаются не в полном объеме, иногда такие люди не могут обойтись без посторонней помощи.
  • Так как все действия выполняются механически, по заученной схеме, то доступен только малоквалифицированный труд — расклейщик объявлений, уборщик. Если повезет, люди с умеренно выраженной степенью дебильности находят работу через органы социальной защиты.

Света, 24 года. Диагноз — косноязычность, умственная отсталость, инвалид детства 2 группы. После окончания коррекционной школы считала до сотни, решала простейшие задачи, читала и писала. Два года отзанималась в центре социально-трудовой адаптации, где ее научили выращивать и ухаживать за растениями. Устроилась на работу в Ботанический сад Академии наук РФ, куда добирается (на другой конец города) самостоятельно. Подружилась со своей бригадой, часто посещает школу и центр. Вместе с родителями ходит на выставки и в кино. Овладела бытовыми навыками — убирает квартиру, стирает, может купить продукты по списку.

  • Способности к творчеству сильно ограничены. Если родители или коррекционные заведения не занимаются организацией их досуга, дебилы проводят свободное время за телевизором, либо на прогулках.
  • Такие люди способны к простейшим умозаключениям, поэтому в обыденных ситуациях ориентируются достаточно хорошо. Мораль и законность для них не пустой звук. Если умственно отсталый человек совершает неправомерные действия, то каждый случай рассматривается индивидуально судебно-психиатрической экспертизой, которая определяет степень его вменяемости.

Ключевые задачи педагога при различных умственных отклонениях

При дебильности основной задачей является выработка несложных трудовых навыков, вследствие чего такие больные впоследствии способны заниматься неквалифицированным оплачиваемым трудом.

При развитии имбецильности основная задача – формирование у пациента навыков самообслуживания.

При идиотии вопрос стоит только в поддержании жизнедеятельности организма. К сожалению, при такой тяжелой форме дебильности больные напоминают растения, которые не могут вести жизнь в обществе.

Проявления

Дебильность может проявляться по-разному, однако основные признаки заболевания обычно следующие:

  • выраженное отставание физического развития, например, позднее начало самостоятельной ходьбы и т.д.;
  • задержка развития речи, скудный словарный запас;
  • сложности с абстрактным мышлением – больные люди с дебильностью практически не способны устанавливать причинно-следственные связи, объяснять значение неких абстрактных понятий, так как тип мышления у них относится к конкретно-описательному;
  • нарушения концентрации внимания;
  • неспособность запомнить стихи, отрывки, имена и т.д.;
  • отсутствие фантазии и проявления интереса к чему-либо;
  • люди с дебильностью обычно легко поддаются внушению и не имеют собственного мнения;
  • повышенная раздражительность, беспричинная агрессия или напротив, излишнее добродушие;
  • склонность к бродяжничеству.

Важно подчеркнуть, что вышеперечисленные симптомы могут иметь различную степень выраженности у разных больных. Однако в большинстве случаев выявить проявления умственной отсталости удается еще в раннем возрасте при плановом врачебном осмотре.

Источники

  • https://avtorsvoejzhizni.ru/baza-znanij/debilnost-simptomy-priznaki-stadii-i-stepeni-debilnosti.html
  • http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/idiotiya.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/debilnost-chto-eto-priznaki-simptomy-lechenie.html
  • https://zna4enie.ru/slova/chto-znachit-slovo-debil.html
  • http://PsyTheater.com/idiotizm-kak-otsutstvie-intellekta.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/stadii-stepeni-debilnosti.html
  • https://ODepressii.ru/narusheniya/intellekta/debilnost.html
  • http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/debilnost.html
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/idiotiya.html
  • http://7psihozov.ru/idiotiya/idiotiya-chto-eto-simptomy-lechenie.html
  • http://ktovdepressii.ru/psihicheskie-rasstrojstva/umstvennaya-otstalost/debilnost-chto-eto-takoe-simptomy.html
  • https://SimptoMer.ru/bolezni/nevrologiya/3462-idiotiya
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/debilnost.html