Профессиональный стресс на рабочем месте

Содержание
  1. Причины профессионального стресса
  2. Распространение профессионального стресса в России
  3. Деньги и профессиональный стресс
  4. Самые стрессовые профессии
  5. Механизм развития профессионального стресса
  6. Где лежит корень проблемы?
  7. Что происходит в организме человека во время стресса?
  8. Симптомы и способы преодоления стресса
  9. Влияние стрессов на работу персонала
  10. Группы основных детерминант профессиональных деструкций по Э. Ф. Зееру
  11. Негативные последствия стресса
  12. Физиологические последствия стресса
  13. Психологические последствия сильных стрессов
  14. Основные тенденции развития профессиональных деструкции по А.К. Маркову
  15. Гендерные особенности профессионального стресса
  16. Методы снятия стресса
  17. У нас ещё читают
  18. 5 популярных женских страхов
  19. Управляйте вы, но не вами!
  20. Понятие стресс-синдрома. Предметы изучения стресс-менеджмента
  21. Специалисты каких сфер в особой группе риска?
  22. Профессиональный стресс педагогов: как преодолеть на рабочем месте
  23. Уровни синдрома стресса профессиональной деятельности
  24. Шкала профессионального стресса
  25. Причины информационного стресса
  26. Факторы профессионального стресса
  27. Как развивается эмоциональное выгорание
  28. Стрессы в отдельных профессиях
  29. Учитель и воспитатель
  30. Юрист
  31. Сотрудник ОВД

Причины профессионального стресса

Возникновению стресса на рабочем месте, способствует ряд причин, наиболее часто встречающихся в условиях профессиональной деятельности:

  • Конкретные условия труда. Многие профессии и отдельные трудовые задачи характеризуются уникальными условиями труда, которые не всегда совпадают с возможностями человека. Способность сотрудника справляться с отработкой необходимого количества рабочих часов, требуемой производственной скоростью выполнения поставленных задач и условиями труда, не всегда положительно характеризуется со стороны руководства.
  • Кроме того, физические и интеллектуальные возможности сотрудника не всегда могут соответствовать заявленным требованиям на должность. Такая картина зачастую приводит к риску возникновения профессионального стресса. Например, около 20% работников ночной смены испытывают психофизиологические дисфункции, в том числе – сердечно-сосудистые патологии.
  • Статус сотрудника на уровне организации. Роль в трудовой иерархии играет немаловажную роль для психоэмоциональной уравновешенности человека. Отмечено, что профессиональному стрессу больше подвержены руководители среднего звена, нежели чем высшее руководство или непосредственные исполнители. Связан такой эффект прежде всего с вертикальной напряженностью подчинения – крайне сложно найти компромисс между требованиями высшего начальства и исполнительностью непосредственных подчиненных.
  • Возможность развития карьеры и скорости продвижения по карьерной лестнице. Человеку свойственно стремиться . Получить более высокую должность, значит обрести более широкие возможности и уровень финансовой обеспеченности. А для некоторых сотрудников – и поддержания своего эго. Отсутствие такой возможности является серьезным стресс-фактором.
  • Межличностные отношения с коллегами и руководством. Любой производственный процесс предполагает трудовые взаимоотношения, которые крайне редко становятся гладкими и взаимовыгодными. Данный фактор является самой частой причиной возникновения профессионального стресса.
  • Общий трудовой климат в организации. Общая политика профессиональных взаимоотношений задается генеральным руководством и распространяется на сотрудников через непосредственных руководителей. Как правило, чем больше организация и выше ее социальный рейтинг, тем тяжелее общий трудовой климат на рабочих местах.
  • Эмоциональный конфликт на основании соответствия трудовых обязанностей сотрудником и непосредственно выполняемым им задач. В отличие от первого фактора, когда человек умеет, но физически не может справляться с трудовыми обязанностями, здесь наблюдается полное несоответствие занимаемой должности. В условиях нашей страны это крайне редкий стрессовый фактор – как правило, чем ниже образование и выше должность при этом, тем сильнее устойчивость к стрессам.
  • В отличие от большинства развитых стран, в России, одной из основных причин профессионального стресса является низкий уровень заработной платы на фоне значительного объема возложенных трудовых обязанностей;
  • Индивидуальные рабочие условия носят весьма субъективный характер развития стресса. Зачастую стресс возникает от невозможности самореализации, раскрытия всех качеств сотрудника, непонимания профессиональных процессов, отсутствия четких алгоритмов выполнения трудовых задач, нелогичности указаний непосредственного руководства.
  • Завышенная трудовая нагрузка без увеличения оплаты за переработку. Такое явление очень часто встречается в российских условиях трудовой деятельности.
  • Постоянные угрозы со стороны руководства о предстоящем увольнении, очень часто встречаются на рабочих местах. Страх потерять работу как основной источник средств к существованию заставляет сотрудника мириться с неподходящими условиями труда и недостаточным уровнем заработной платы. Зачастую такое явление встречается в организациях сельской местности, где безработных всегда больше, чем свободных рабочих мест, тем более – с оптимальным уровнем заработной платы.
  • Сексуальные домогательства, к счастью, находятся на последнем месте как факторы стимулирующие риск развития профессионального стресса в нашей стране. Чаще всего такому воздействию подвергаются женщины, занимающие условно мужские должности и работающие в коллективе с преобладанием мужчин на рабочих местах. Как ни странно, такой проблеме подвержены, чаще всего, недавние выпускницы юридических учебных заведений, поступившие на службу в органы правопорядка.

Распространение профессионального стресса в России

На сегодняшний день, стресс является весьма распространенным и дорогостоящим явлением на рабочих местах. По данным проведенных социологических опросов в 2013 году, две трети всех сотрудников, независимо от места работы и занимаемой должности, сообщают о высоком уровне стрессовой ситуации на рабочих местах. Четверть из них утверждает, что рабочее место для них – источник стресса номер один.

В большинстве государственных организаций нашей страны стресс на рабочем месте, является основной причиной кадровой текучки, особенно это касается специалистов и руководителей среднего звена.

Мужчины и женщины подвержены стрессу в равной степени, однако женщины более чувствительны к межличностным проблемам, а мужчины – негативной оценке труда их профессиональной деятельности. Причем женская трудовая половина общества больше страдает от психических расстройств, возникших на фоне стрессового воздействия, а мужская – физических патологий. Связано это, прежде всего, с тем, что женщинам свойственно более активно выплескивать эмоциональные противоречия, а мужчины больше сдержанны, однако подобное терпение часто выливается в болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочеполовой систем.

Люди, содержащие многодетные семьи в большей степени подвержены риску развития профессионального стресса, чем бездетные или предпочитающие одинокий образ жизни.

Деньги и профессиональный стресс

От уровня оплаты зависит как материальное, так и моральное благополучие. Долги, кабальные кредиты и внезапное увольнение – все это может вызвать сильнейшее эмоциональное напряжение. Профессиональный стресс психология считает объяснимым, когда работника не устраивает социальный статус или отношение к нему со стороны шефа. Компенсировать депрессию и неудовлетворенность жизнью способна только достойная оплата труда, поэтому на специализациях, предполагающих не стабильные выплаты, а заработок в виде процентов от дохода работодателя, всегда высокая «текучка» кадров.

Самые стрессовые профессии

Стресс – постоянное явление практически на всех рабочих местах. Это отмечают большинство людей, которые участвовали в социологическом опросе. По мнению учёных, в первую группу самых стрессовых профессий можно отнести военнослужащих высших чинов и работающих по контракту, пожарных и представителей гражданской авиации.

Стресс профессиональный

Во вторую группу включены люди, чья работа связана с общественностью и информацией, это координаторы мероприятий, PR-директора, менеджеры, корреспонденты, сотрудники полиции. Наибольший уровень напряжения отмечается в государственных организациях, где наблюдается высокий уровень текучки кадров.

Механизм развития профессионального стресса

Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:

  • Запуск. Напряженность скапливается до предела, после которого невозможно обратное развитие. У некоторых людей первая стадия длится в течение многих дней или даже месяцев, у других – несколько минут;
  • Состояние аффекта. Человек теряет способность к самоконтролю и совершает поступки прямо противоположные. Спокойные люди становятся агрессивными, общительные – мрачными и замкнутыми.
  • Упадок сил. Внутренняя напряженность спадает, и человек становится самим собой. Он ощущает чувство вины и раскаяния.

Даже единственный нервный срыв не проходит бесследно. На уровне высшей нервной системы закрепляется патологический стереотип. Так профессиональный стресс превращается в обыденность. Страдает не только и не столько нервная реакция – поражаются внутренние органы. Постоянная централизация кровообращения приводит к   кислородному голоданию периферических органов, обостряется язвенная болезнь, развивается варикозное расширение вен, снижается потенция.

Где лежит корень проблемы?

Причины возникновения стресса на работе делят на личностные и организационные факторы, выделяют также факторы атмосферы в коллективе и условия труда.

К личностным особенностям относятся:

  • низкий уровень сопротивляемости и борьбы с внешними неблагоприятными факторами, неуравновешенность;Эмоциоанальное выгорание
  • темперамент холерика;
  • низкий уровень адаптации к наименьшим изменениям;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • перфекционизм;
  • личные проблемы, которые человек «несет» на работу и другие.

К коллективным проблемам относятся:

  • межличностные конфликты;
  • грубость руководителей;
  • конкуренция и другие.

К организационным стрессовым моментам относят:

  • неравномерное или несправедливое распределение обязанностей, перегрузка, большой объем задач;
  • внеурочные переработки;
  • недостаточная загруженность, с бессмысленным «отсиживанием» часов;
  • отсутствие мотивации;
  • неумение распланировать время и другие.

Описание неудовлетворительных условий труда, вызывающих стресс:

  • холод, жара, сквозняк;
  • недостаточное освещение;
  • маленькое неуютное помещение;
  • неудобство рабочего места;
  • сопровождающий отвлекающий шум.

Руководители живут в режиме постоянного напряжения, из-за чего часто становятся причиной негатива в коллективе.

Что происходит в организме человека во время стресса?

На стрессовый фактор человеческий организм реагирует, как на опасность. Не важно, что в данной момент жизни ничто не угрожает, тело будет вести себя так, как будто есть смертельная угроза. В такой ситуации организм мобилизует все силы, чтобы справиться с ней. Если проводить параллели с угрозой для жизни, то есть 2 варианта реагирования: убегать или сражаться. В обоих случаях необходима концентрация внимания, быстрота реакции и мышечный тонус.

Читайте также:  Отзывы врачей и пациентов об антидепрессанте Феварин

Поэтому в стрессовой ситуации выделяются в кровь адреналин и кортизол. Они способствуют повышению кровяного давления, ускорению сердцебиения. Дыхание также становится более частым. Периферическое зрение ослабевает, взгляд больше фокусируется на предмете опасности.

Повышается уровень сахара в крови, что способствует выделению энергии, которая может понадобиться для активной работы мышц. Пищеварительные функции ослабевают, увеличивается потоотделение. Психомоторные реакции становятся более быстрыми, активизируется нервная система. Выделение глюкокортикоидов, гормонов, которые продуцируются надпочечниками, угнетает иммунные реакции.

В краткосрочном периоде стресс может быть полезен, так как мобилизует физические и психические процессы, что позволяет быстрее и эффективнее принимать решения и действовать. Но организм не может постоянно быть в активизированном состоянии, поэтому, когда влияние стресса длится долго, начинаются негативные изменения. Страдает сердечно-сосудистая система, иммунитет не справляется со своими задачами.

Стресс у женщин и мужчин может проявляться по-разному. Женщины больше склонны к эмоциональности, поэтому они могут становится более раздражительными и часто плакать. Стресс у мужчин может больше проявляться проблемами со здоровьем, так как они часто предпочитают сдерживать свои чувства.

Симптомы и способы преодоления стресса

Симптоматика производственного стресса делится на три вида: поведенческую, соматическую и эмоциональную. Признаки поведенческой симптоматики:

  • нерешительность;
  • привычка винить во всем окружающих или себя;
  • злоупотребление алкоголем, частые перекуры;
  • прием транквилизаторов или снотворных препаратов;
  • невнимательность за рулем;
  • пристрастие или отвращение к пище.

Соматическая симптоматика. Признаки:

  • перебои в сердечном ритме;
  • ощущения боли и сжатия в области сердца;
  • проблемы с пищеварением, спазмы, диарея, острая боль в области живота;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • ощущение «иголок» в кистях и ступнях;
  • напряжение мышц, боли в спине и шейные боли;
  • частые головные боли, мигрень;
  • ощущение присутствия кома в горле;
  • расплывчатость предметов при взгляде на них;
  • высыпания на коже.

Эмоциональная симптоматика. Признаки:

  • постоянная тревожность;
  • скачки настроения;
  • отрешенность от внешней обстановки;
  • бесчувственность по отношению к другим;
  • высокая раздражительность;
  • постоянная усталость, сложно начать работать, тяжело сконцентрировать внимание.

Для преодоления болезненного состояния нужна помощь психолога.

Важно научиться абстрагироваться от источника стресса в рабочее время. Помогут методики релаксации, медитации, ауторегуляции дыхания. Победить рассеянность можно с помощью специальных упражнений на концентрацию.

Перед сном полезно гулять, слушать успокаивающую музыку, принимать ванну с аромамаслами и отварами трав. На ночь выпить теплого молока с медом или успокаивающий чай, сбор.

Влияние стрессов на работу персонала

Стрессы и их влияние на эффективность трудовой деятельности являются одним из важных предметов изучения современной психологии. Разрабатываются новые подходы для решения проблемы. Почему возникает рабочий стресс у персонала организации:

  1. Непонимание работником его места в коллективе и цели деятельности.
  2. Выполнение одним сотрудником разных обязанностей.
  3. Достижение пика карьеры, отсутствие дальнейших перспектив роста.
  4. Длительное отсутствие отпуска.
  5. Недооцененность работы руководителем.

Перечисленные факторы становятся причиной низкой мотивации сотрудников, что, в свою очередь, вызывает стресс в деятельности руководителя. Формируется порочный круг – подчинённые и начальник раздражают друг друга. Чем быстрее разрешить напряжённую ситуацию, тем быстрее улучшится работа предприятия.

Группы основных детерминант профессиональных деструкций по Э. Ф. Зееру

Э. Ф. Зеером были выделены четыре группы основных детерминант профессиональных деструкций, представляющих по своей природе различные виды психологических стресс-факторов, которые опосредуют возникновение стресс-синдромов:

объективные детерминанты связаны с социально-профессиональной средой (сюда входят профессиональный характер и имидж, социально-экономическая ситуация, профессионально-пространственная среда). Все это относится к внешним стресс-факторам;

субъективные детерминанты могут быть обусловлены особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений. Все это внутренние стресс-факторы;

объективно-субъективные детерминанты. Их создает система и организация профессионального процесса, а также качество управления, профессионализм руководителей;

профессиональные деформации (качества, которые профессионально нежелательны). Они нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. 

Узнать стоимостьМы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными
 

Негативные последствия стресса

Проблемы с физическим и психологическим здоровьем, плохие отношения с близкими людьми, нереализованность в карьерной сфере — это то, к чему приводят стрессы.

Физиологические последствия стресса

Долгое нахождение в стрессовой ситуации может привести к патологиям сердечной-сосудистой системы: тахикардии, гипертонической болезни, повышается риск инфаркта и инсульта. Были случаи, что после перенесенного сильного стресса за ночь высыпание на коже появилось; появляются часто расстройства пищеварительной системы. Снижаются защитные функции иммунитета, поэтому человек может сталкиваться с частыми простудами и инфекциями.

Из-за чрезмерного постоянного напряжения мышц могут возникнуть зажимы. Нередко возникают бессонница, расстройства в сексуальной сфере. Сахарный диабет — болезнь, которая часто может развиться под влиянием стресса. По данным исследований, появлению онкологических заболеваний могут способствовать процессы в организме, которые происходят во время стрессовой ситуации.

Психологические последствия сильных стрессов

Могут возникнуть не только болезни от стресса, но и расстройства психической деятельности. Особенно большой риск развития депрессии и тревожного расстройства. Постоянное чувство страха может привести к появлению панических атак.

Человек под воздействием стрессовых факторов отличается повышенной раздражительностью. Это может привести к конфликтам с окружающими.

Среди последствий длительного стресса на психологическое состояние человека можно назвать апатию, быструю утомляемость, отсутствие мотивации, синдром хронической усталости, чувство внутреннего напряжения. Все это может привести к неврозам.

Основные тенденции развития профессиональных деструкции по А.К. Маркову

Происходит отставание и замедление в профессиональной деятельности в сравнении с социальными и возрастными нормами;

профессиональная деятельность носит несформированный характер (происходит «застревание» работника в его развитии);

профессиональное развитие дезинтегрируется, распадается профессиональное сознание, в результате цели становятся нереалистичными, труд приобретает ложный смысл, происходят, профессиональные конфликты;

профессиональная мобильность отличается низким уровнем, работник не способен приспособиться к условиям труда;

отдельные звенья профессионального развития характеризуются рассогласованностью (ситуация, когда работник обладает мотивацией к профессиональному труду, но нет целостного профессионального сознания);

ранее хорошие профессиональные данные ухудшаются, профессионально важные качества ослабевают;

профессиональное развитие искажается, появляются негативные качества, появляется отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, которые меняют профиль личности;

появляются стойкие деформации личности (примерами могут послужить эмоциональное истощение и выгорание, дополнительному ущербная профессиональная позиция, особенно в профессиях, которые приносят власть и известность);

замедляется или вовсе прекращается профессиональное развитие, причиной которого является профессиональное заболевание или потеря трудоспособности.

Гендерные особенности профессионального стресса

Несколькими психологическими исследованиями были доказаны гендерные различия проявлений профессионального стресса. Девушки хоть и обладают повышенной стрессоустойчивостью в любой сфере жизни, но они глубже переживают каждую жизненную неудачу. Женский пол чувствительнее относится к любым замечаниям по работе, частично воспринимая их на личный счет. Женщинам сложнее провести внутреннюю грань между критикой для мотивации и хорошим отношением в общем: незначительную поправку они могут воспринять как ухудшение взаимопонимания с руководителем.

Методы снятия стресса

Как преодолеть стресс? На предприятиях и в офисах уже вошло в традицию устраивать корпоративные вечеринки. Это отличный способ расслабиться, узнать лучше своих коллег, наладить с ними отношения. Однако праздники бывают редко, а в рабочее время стресс в деятельности руководителя и рядовых сотрудников возникает каждый день. Поэтому есть ряд методов, которые позволяют снять напряжение в любой рабочий день:

  • Перед выходом из дома на работу необходимо сделать несколько дыхательных упражнений, за завтраком выпить травяной чай с мятой, мелиссой или ромашкой.
  • Успокоить нервы на работе помогает дыхательная гимнастика. Как только появляется психологический дискомфорт, можно делать упражнения с замедлением выдоха. Для этого нужно сделать глубокий вдох, посчитать про себя до двух, затем медленно выдохнуть, считая уже до четырёх. Привыкнув к такому упражнению, можно при дыхании вести счёт 3:6 или 4:8. Упражнение расслабляет мышцы, нормализует работу сердца.
  • Смена видов деятельности избавляет от умственного перенапряжения. Можно через каждые два часа найти пять минут, чтобы отвлечься на рисование или прослушивание музыки. В обеденный перерыв лучше покидать пределы рабочего помещения. Тогда исчезнет стресс и работоспособность повысится.
  • Очень важно поддерживать дружественные отношения с коллегами, общаться с ними на темы, отдалённые от работы. А общение с людьми, которые вызывают неприязнь, лучше свести к минимуму, стараясь соблюдать правила вежливости.
  • После работы снимать стресс можно прогуливаясь в парке. Нужно полностью освободить голову от мыслей о работе и проблемах, можно наблюдать за людьми, за природой, птицами, делать фото. Дома можно принять контрастный душ.

Перерыв на музыку

Короткий перерыв на музыку избавит от стресса

У нас ещё читают

Топ-5 женских страхов

5 популярных женских страхов

24.05.201918.05.2019047Фрустрация

Управляйте вы, но не вами!

Защититься и пережить стресс на работе поможет самоконтроль и технологии саморегуляции. Нужно учиться реагировать на сложности правильно, чтобы они не навредили здоровью и душевному состоянию.

Изначально стоит изучить себя, понять, когда начинается реакция на стресс, затем подобрать эффективные методы, помогающие нейтрализовать негативные эмоции.

Существуют разные антистрессовые методы, включая прием фармакологических препаратов, но следует подобрать индивидуальный способ побороть стресс в рабочей обстановке.

Преодолеть сложности можно такими методами:

  1. Переключить внимание, к примеру, отойти к окну, посчитать мимо проходящих женщин. Главное, не накапливать напряжение, возвращаясь мыслями к неприятной ситуации. Достать любимую фотографию с изображением деток или другим изображением, которое напоминает о счастье.
  2. Социальное участие. Включает общение с приятными людьми, помощь коллеге.
  3. Обратиться к технике глубокого дыхания или визуализации, представив себя на море. Можно обыграть в мыслях сложную ситуацию в свою пользу, добавив каплю юмора. Например, директор кричит и вдруг испускает газы, извиняется, уходит.
  4. Избегать ненужного стресса. Сказать «нет» тому, кто перекладывает свои обязанности, избегать столкновения с начальником.
  5. Настрой на позитив. Важно донести себе, что безвыходных ситуаций не существует, все проходит и Бог дает людям только те трудности, которые им по плечу. Существует много мотиваторов и афоризмов, помогающих встрепенуться, улыбнуться и поверить в лучшее.
  6. Изменить ситуацию. Если вы отвечаете на грубость, попробуйте промолчать или наоборот. Решиться на разговор с директором о повышении зарплаты и т.д.
  7. Адаптация к стрессу и принятие того, что нельзя изменить. Научиться видеть хорошие моменты в каждом событии, извлекая из него пользу, опыт. Шеф нагрузил большим объемом работы, это значит, что именно вы надежный сотрудник, которому это по плечу. Скандальную коллегу нужно пожалеть, потому что ее агрессивное поведение говорит о личных психологических проблемах. Сложней всего абстрагироваться от негатива.
  8. Физические упражнения снимают напряжение. Даже если нет возможности сделать разминку, можно пошевелить пальчиками, подвигать шеей, сделать зарядку для глаз.
  9. Наилучшим способом преодоления стресса является отдых. Организм нуждается в регулярных коротких перерывах, во время которых можно сходить в туалет, помечтать, расслабившись на стуле, выйти с кабинета и позвонить родному человеку. В нерабочее время стараться больше двигаться, вести активный образ жизни, делать то, что доставляет удовольствие.
Читайте также:  Плексит: причины, симптомы и лечение в статье невролога Кричевцов В

Как бороться со стрессом на Работе:

Понятие стресс-синдрома. Предметы изучения стресс-менеджмента

Рассматривая вопрос профессионального стресса, необходимо обратить внимание на понятие стресс-синдрома. Под этим термином понимается совокупность относительно устойчивых проявлений стрессового реагирования в профессионально трудных ситуациях.

Стресс-синдромы являются результатами отрицательного воздействия, которое возникает как реакция взаимодействия субъекта труда с профессиональной деятельностью. Субъект выполняет трудовую деятельность в конкретных организационных условиях при воздействии разнообразных стресс-факторов.

Теория и практика стресс-менеджмента изучает специфику формирования синдромов стресса, которые обусловлены исходя из профессиональной деятельности. Стресс-менеджмент направлен на выяснение причин стресса. Они могут быть определены содержательными особенностями и условиями профессиональной деятельности, относящейся к определенному типу. Также предметом изучения стресс-менеджмента относится симптоматика переживаний стресса в различных видах стрессовых состояний, как острых, так и хронических. Также он занимается вопросами негативных последствий стресса, как устойчивых личностных и поведенческих деформаций.

Специалисты каких сфер в особой группе риска?

Доказано, что сфера обслуживания, управленческая деятельность, работа во вредных или представляющих опасность местах относятся к работам, имеющим наивысший показатель напряжения.

По исследованиям психологов Манчестерского университета чаще всего рабочему стрессу подвержены следующие специальности:

  • шахтеры – 8,3 балла из 10;
  • полицейские – 7,7 баллов;
  • пилоты самолетов – 7,5 баллов.

Наименьший риск развития рабочего напряжения достается библиотекарям – 2 балла. Эти профессии выделены среди 150 популярных специальностей.

С появлением компьютерных технологий работа приобрела более напряженные обороты, из-за чего работодатели акцентируют внимание на обладании стрессоустойчивости.

Профессиональный стресс педагогов: как преодолеть на рабочем месте

Профессия педагога по таблице стрессогенности стоит на 8 месте и набирает по 10-бальной шкале 6,6 балла. Это говорит о том, что работа педагога требуется высокого самообладания, саморегуляции и огромных психологических резервов. Поэтому важно повышать уровень стрессоустойчивости людей, работающих в этой сфере.

Стресс педагогов
Стресс педагогов

Стресс зачастую невозможно предотвратить, но бороться с ним можно и нужно. Для повышения уровня защиты от стрессов существует такое понятие, как стресс-менеджмент. Управление стрессом в профессиональной деятельности включает два этапа:

  • работу по обучению на уровне организации в целом;
  • работу с каждым сотрудником индивидуально.

Следующие меры обязательны.

  1. Создание благоприятных условий для работы.
  2. Создание работающей системы обратной связи с руководством.
  3. Привлечение сотрудников к решению вопросов и принятию общих решений.
  4. Работа в команде, грамотное распределение нагрузки и ответственности.
  5. Социальная поддержка работников.
  6. Обучение управлению стрессом.

А для определения уровня воздействия неблагоприятных факторов применяется шкала профессионального стресса. Она позволяет понять степень воздействия на человека неблагоприятных факторов, связанных с работой.

Уровни синдрома стресса профессиональной деятельности

Существует несколько уровней синдромов стресса профессиональной деятельности:

На первом уровне описываются субъективные репрезентации отдельных стресс-факторов или стрессовых ситуаций. Они являются для субъекта отягощающими или затрудняющими элементами в успешном выполнении профессиональной деятельности, они отрицательно влияют на качество жизни и на душевный комфорт.  

Второй уровень предполагает описание синдромов профессионального стресса. Синдромами профессионального стресса называются симптомы, при которых переживается стресс. Симптомы могут выступать как кратковременные, хронические, доминирующие стрессовые или постстрессовые состояния. 

К примерам этих состояний можно отнести состояние, при котором снижается работоспособность (психическое пресыщение, монотонность, утомление, стресс, напряженность). 

Н. Водопьянова подчеркивает то, что стрессовые симптомы обнаруживаются в любых сферах психики. Она также отмечает, что для эмоциональной сферы важными феноменами является переживание значимости текущей ситуации, чувство тревоги. 

В когнитивной, это восприятие опасности, угрозы, неопределенность ситуации. 

Мотивационная сфера предполагает такие феномены как капитуляция или мобилизация сил, может происходить как подъем, так и наоборот, субъект будет тормозить, все это сопровождается чувством усталости, это все сопровождается чувством вялости и апатии. 

В поведенческой сфере изменяется активность, привычные темпы деятельности, появляется скованность в движениях или в общении.

На третьем уровне описываются синдромы стресса профессиональной деятельности. Ими являются симптомы устойчивых личностных и поведенческих деструкции и деформаций.

Профессиональными деструкциями называются отрицательные последствия рабочих стрессов, которые накапливаются постепенно. Они проявляются как устойчивые изменения структуры и содержания профессиональной деятельности. Также происходят изменения в структуре личности человека. 

Профессиональные деструкции носят негативный характер, они влияют на производительность, удовлетворенность трудом, а также на развитие личности субъекта труда.

Шкала профессионального стресса

Существует немало тестов, которые позволяют установить уровень влияния стрессогенных факторов. Для определения степени их воздействия на работе применяется шкала стресса профессионального.

Этот тест включает в себя перечень вопросов, каждый ответ оценивается определённым количеством баллов. Общее количество баллов при подсчёте показывает, какое влияние оказывает работа на жизнь человека, каким образом и насколько она повышает его напряженное состояние.

Цикл развития профессионального стресса
Цикл развития профессионального стресса

Интерпретация результатов позволяет определить степень влияния стресса на жизнь человека. Проблема решается по результатам прохождения, но стоит понимать, что шкала показывает только наличие нежелательных реакций на стрессогенные факторы и уровень их влияния.

При этом степень неудовлетворённости работой и собственным развитием могут существенно отличаться у разных людей. Даже если два и более человека набрали одинаковое количество баллов, не факт, что у них будут сходиться основополагающие причины перенапряжения.

Отличаются и способы, используемые разными людьми в борьбе со стрессом. Поэтому интерпретировать результаты следует крайне осторожно, не делая поспешных выводов.

Профессиональный стресс – явление, которого сложно избежать. Но существует немало способов борьбы со ним на работе, которые помогут эффективно снизить негативное влияние. Их обязательно стоит использовать для диагностики состояния стрессоустойчивости и повышения работоспособности.

Причины информационного стресса

Причины информационного стресса можно разделить па:

1. Непосредственные. Они являются объективно неблагоприятными факторами информационного взаимодействия человека и техники. Они также относятся к источникам экстремальной рабочей нагрузки. Их можно обозначить как «пусковые моменты», начальный этап, когда стресс начинает развиваться. В их ряду размещаются:

семантические, или смысловые (сюда входят задачи с высокой субъективной сложностью, задания с высокой ответственностью, опасные ситуации, недостаточный контроль за ситуацией, непредсказуемый исход развивающейся ситуации, частичный или полный неуспех в деятельности);

операциональные (в этом списке находится недостаток информативности, избыточность информации, низкая вероятность того, что значимая информация поступит, нарушенный ритм поступления информации и т.п.);

временные (здесь есть нехватка времени, долгая продолжительность рабочей нагрузки, информация предъявляется с высоким темпом, трудность определния времени (неожиданность) поступления сигнала и т.п.);

организационные (предъявление информации имеет низкую объективную вероятность, также объективную неопределенность момента, вероятность, что необходимая информация будет выбрана неправильно, отвлечение внимания, сложный уровень решения задачи, совмещенная деятельность и т.п.);

технические (неисправность системы, блокировка сигнала, если, искажение сигнала маскируется, ложность информации, возможность интерференции сигналов, информационные признаки ситуации отличаются противоречивостью, сигнал имеет недостаточный привлекающий эффект, сигнальные признаки информации не соответствуют и т.п.);

2. Главные отражают индивидуальные особенности субъекта деятельности, определяющие возможность, при которой возникает состояние стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способу):
морально-нравственные (безответственность, небрежность, недисциплинированность и т.п.);

профессиональные (они характеризуются низким уровнем знаний, недостатком развития навыков, а также умений, отсутствием необходимого опыта и т.п.);

физиологические (в них входят сниженные резервы организма. Как реакция на острые и хронические заболевания, также в этом ряду – неблагоприятные функциональные состояния — утомление, десинхроноз и т.д.);

психологические (характеризуются низкой или чрезмерно высокйо мотивацией деятельности, недостатками развития психических качеств важных в профессиональном плане, неблагоприятными особенностями личности и психическими состояниями и т.п.);

3. сопутствующие (средовые), способствующие появлению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, предрасполагающие субъект деятельности к развитию у него этого состояния:

Читайте также:  Как восстановить нервную систему после стресса

в организации труда (режим труда и отдыха характеризуются   нерациональностью (это могут быть сверхурочные, ночные смены), чрезмерная рабочая нагрузка, низкая оценка деятельности и оплата труда, плохой уровень охраны труда, техники безопасности, организации рабочего места, недостатки в профессиональном (медицинском, психологическом) отборе, в психологическом и медицинском контроле в процессе деятельности и т.п.);

в средствах труда (некачественная компоновка приборов, недостаточный уровень кодирования информации, разборчивости текстуры, светотехнических характеристик приборов, конструкции органов управления, их загрузки, пространственном соотношении и т.п.);

в условиях труда (недостатки в микроклимате и газовом составе воздуха на рабочем месте, в уровне шума, вибрации и освещенности, в конструкции рабочего места, сюда также можно включить обзор, досягаемость до органов управления, климат в коллективе, характеризующийся как неблагоприятный для психики, недостаточная совместимость, сплоченность, межличностные конфликты, неудовлетворительный уровень социальной ответственности, личного доверия, общественного признания, одобрения и т.п.1).

К одним из главных причин развития информационного стресса можно отнести контроль за рабочей ситуацией с низкой достаточностью. 

Неконтролируемость ситуации может рассматриваться как внешнее условие деятельности. Она также может являться фактором, который связан с определенными личностными особенностями человека.

Для возникновения адаптации к задачам, которые возникают перед работником, нужен определенный уровень мотивации. Но при сильно высоком уровне мотивации, человек утрачивает часть своих возможностей. Адаптация превращается в менее адекватную действительность. Тогда в деятельности возникают эмоциональные признаки и иногда адаптивное поведение имеет нарушения, при этом оно может быть полностью заменено эмоциональными реакциями.

Существующий оптимум мотивации, имеет приделы, за ними создается эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации имеет связь с реакций ситуации, которая характеризуется адекватностью или неадекватностью. Эта связь отражает отношение между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.

Исследования информационного стресса также предоставляют одно из важных мест работам, в которых изучаются роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости и развитии психологического (информационного) стресса.

В. Д. Небылицын впервые выдвинул гипотезу о том, что индивидуально-психологические характеристики человека-оператора и основные свойства его нервной системы имеют связь. Эта гипотеза была предложена в 1964 г.

Еще одним видом стресса является эмоциональный стресс. Его проявление в профессиональной деятельности находит отражение в ситуациях обиды или угрозы. Также проявлению стресса способствуют условия конфликтных ситуаций.

Теория функциональных систем рассматривает эмоциональный стресс как формирование в рамках конфликтных ситуаций, происходящих непрерывно. В этих ситуациях субъекты трудовой деятельности не могут достигать полезных для них приспособительных результатов.

Отрицательные эмоции могут приумножаться при конфликтах, положительные антистрессорные эмоции проходят через резкую редуцированность, происходят химические изменения в структурах мозга, на их основе организуются условия, когда отрицательные эмоции переходят в устойчивое стационарное возбуждение мозга. 

Как следствие, начинается формирование таких психосоматических заболеваний, как невроз, стенокардия, психоз, артериальная гипертензия, иммунодефицит, нарушение гормонального фона, диабет и т.д.

Гармония внутри информационных отношений и между их системами может нарушить эмоциональный стресс. Гармония характеризуется наибольшей чувствительностью к проявлениям различного рода повреждающих воздействий. 

Как результат, нарушение основных биоритмов организма, плохой сон. Происходит расхронизированность дыхательных ритмов и ритмов и сердцебиения.

Факторы профессионального стресса

Существуют группы факторов, способствующих развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью:

  • Трудовые. Недогрузки или перегрузки работой. Если человеку на работе не хватает нагрузки, работник начинает считать себя недооценённым и в какой-то мере неполноценным. При повышенной нагрузке, сотрудник находится в состоянии тревоги;
  • Должностные. Непонятные требования к исполнению работы вызывают чувство неопределенности. Сотрудники не знают и не могут предполагать, как результаты их труда будут оценены начальством;
  • Карьерные. Эти факторы профессионального стресса имеют две составляющие: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;
  • Личностные. Проблема распределения времени на семью и работу.

Помимо психологических причин существуют физические стрессовые факторы: неустроенность рабочего места, шум, вибрация, контакты с вредными веществами.

Как развивается эмоциональное выгорание

Эмоциональное выгорание-стресс в профессиональной деятельности развивается по следующему сценарию:

  1. Первая стадия – нарастание напряженности. Человек меняет привычную манеру поведения, что сказывается на всех жизненных сферах.
  2. Вторая стадия – стресс. Упадок сил, низкая работоспособность, потеря мотивации, самоконтроля, неосознанность поступков.
  3. Третья стадия – снижение внутренней напряженности. Человек будто пробуждается, возвращается привычное поведение, мышление, исправляет сделанные ошибки.

Этапы стресса проявляются у каждого рабочего по-разному, это зависит от индивидуальных особенностей человека. Сценарий зависит от следующих факторов:

  • частота подверженности – одни подвергаются стрессу раз в год с месячной длительностью, другие – раз в неделю, но на день;
  • форма проявления – агрессивное поведение в сторону окружающих или поведение без изменений;
  • направленность агрессии – часть людей обвиняет в своих бедах других, а вторая часть обвиняют себя, невидимо для посторонних глаз «сжирают» себя изнутри.

Следует отметить, что стрессовый механизм срабатывает автоматически, против человеческого желания.

Стрессы в отдельных профессиях

Самые нервные и эмоционально затратные профессии – это те профессии, которые предполагают работу с людьми, они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. Рассмотрим напряжения в некоторых профессиях такого типа.

Учитель и воспитатель

Работа с детьми связана с ежедневным нервным напряжением, которое снижает трудоспособность учителя.

Основные стрессовые факторы в работе педагога:

  • Монотонное повторение одного и того же материала.
  • Необходимость следования чёткой программе, которая не всегда удовлетворяет учителя.
  • Дополнительная нагрузка в виде проверки тетрадей, ведения журналов.
  • Ощущение недооцененности труда со стороны государства.
  • Претензии родителей учеников.
  • Поведение учеников, их конфликты между собой.
  • Отсутствие свободного времени.

Воспитатели и учителя начальной школы испытывают напряжение в основном из-за повышенной ответственности за жизнь и здоровье детей.

Учителям средней школы приходится вести уроки с разными возрастными группами, дети в которых имеют разный социальный статус.

Необходимость перестраиваться с одного класса на другой, переходить от более сложного материала к более лёгкому и наоборот, создаёт дополнительную нагрузку. Постоянный рабочий стресс снижает уровень эмпатии.

Для снятия эмоционального напряжения у педагогов был специально разработан комплекс простых физических упражнений. Делать их можно в любое время. Вот простые упражнения для снятия стресса:

  1. Напрячь пальцы ног на 5 секунд, расслабить.
  2. Напрячь икроножную мышцу левой ноги, расслабить, затем правой ноги.
  3. Напрячь коленки, расслабить.
  4. Напрячь бедра и ягодицы, расслабить.
  5. Напрячь мышцы живота, расслабить. Надуть живот, втянуть.
  6. Слегка поднять плечи, расправить их назад, расслабить.
  7. Наклонить голову вправо-влево, посмотреть вперёд.
  8. Сделать глубокий вдох, медленно выдохнуть.

Стресс и работоспособность – несовместимые понятия. Поэтому психологи дают рекомендации учителю: никогда не кричать на учеников. Это вредит не только детям, но и педагогу, его силы быстро исчерпываются.

Если ситуация выходит из-под контроля, лучше просто выйти на 2–3 минуты из класса и успокоиться.

Для учителя очень важно умение абстрагироваться. Оно поможет сохранять спокойствие в стрессовой ситуации. Не получится всегда держать класс под контролем, помогать, решать проблемы каждого ученика. Главная задача – доступно изложить материал по программе, оказать помощь тому, кто её просит.

Учитель

В работе учителя важно умение абстрагироваться

Юрист

Кроме знания законов юристу, нужно иметь высокую стрессоустойчивость. Только так можно сохранить психическое и физическое здоровье на долгие годы, предотвратить рабочий стресс.

Психологическое напряжение в деятельности юристов возникает из-за:

  • высокой конкуренции;
  • требования клиентов;
  • перемены в законах и подзаконных актах;
  • необходимости идти вразрез со своими морально-этическими принципами.

У прокуроров и судей серьёзную нагрузку на психику оказывает власть. Многие переживают деформацию личности, начинают злоупотреблять служебным положением. Необходимость постоянно иметь дело с худшими проявлениями людей со временем может привести к немотивированному причинению вреда окружающим. Многие юристы утверждают, что победить профессиональный стресс им помогают спортивные тренировки, занятия творчеством в свободное время. Сснизить нагрузку можно и с помощью планирования рабочего дня.

Сотрудник ОВД

Служба в органах внутренних дел всегда сопровождается повышенными нервными нагрузками. Нормально справляться с обязанностями могут только граждане с высоким уровнем правосознания, психологической устойчивостью и физической работоспособностью. Причины возникновения стрессов у сотрудников ОВД:

  • Повышенная ответственность за результаты действий и их последствия.
  • Конфликт между долгом, обязанностью и моральными качествами.
  • Агрессивная реакция граждан на действия со стороны сотрудников ОВД.
  • Негативное моральное воздействие преступников.
  • Постоянная готовность к экстремальной ситуации.
  • Необходимость одновременно прогнозировать несколько вариантов развития событий.

После длительной работы с преступным миром могут возникать навязчивые мысли, параноидальные состояния, появляется гипертрофированное чувство права на насилие.

Чтобы сохранить здоровый рассудок сотрудников, необходимо предоставлять им время на адаптацию после выполнения каждого задания. В отделе обязательно должен работать психолог.

Периодически нужно повышать квалификацию сотрудников, их общий моральный и культурный уровень. Это основные способы борьбы со стрессом в ОВД.

Источники

  • http://onevroze.ru/prichiny-razvitiya-professionalnogo-stressa-i-borba-s-nim.html
  • https://womanadvice.ru/professionalnyy-stress-prichiny-i-sposoby-preodoleniya
  • https://stressamnet.ru/raznovidnosti-stressov/professionalnyj-stress-vidy-prichiny-vozniknoveniya-osobennosti/
  • https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/7410-professionalnyj-stress.php
  • http://NeuroDoc.ru/bolezni/psycho/professionalnyj-stress.html
  • https://eustress.ru/stress/posledstviya-stressa
  • https://eustress.ru/stress/professionalnyj-stress
  • https://psyhoday.ru/stress/istochnik-stressa-rabotnikov.html
  • https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-truda/professionalnyj-stress/