Психодрама как метод психотерапии, драматерапия, монодрама

Важные особенности

Метод психодрамы основан на психотерапевтическом действии, представляющем собой ролевые игры. В процессе этой игры проводят своего рода драматические импровизационные действия, за счет которых удается изучить внутренний мир человека и создать условия для самопроизвольного раскрытия пациентом чувств, переживаний или эмоций, имеющих непосредственное отношение к возникшим у него проблемам. То есть пациент сам приходит к осознанию проблемы путем игры.

Существуют различные формы и виды психодрамы, которые в свое время предложил Якоб Морено. Со временем драматерапия не стояла на месте, а активно развивалась, расширяя свои возможности.

Гештальтпсихология и драматерапия имеют тесную связь между собой. Современная гештальтпсихология предусматривает необходимость осознать собственные потребности, ощущения, чувства и эмоции, а также предпочтения в социуме. У психодрамы цели во многом похожи. Эти методы являются невероятно востребованными и эффективными в психотерапии.

Техника психодрамы, которую разработал сам Морено, была создана во многом случайно. Можно сказать, самая первая техника психодрамы, которую наблюдал специалист, происходила в парке города Вена, где играли дети. Они разыгрывали вымышленные сценки. Причем как оказалось в ходе наблюдений, каждому из участников была отведена своя роль. В результате игра сформировалась в настоящее свободное творчество, перерастающее в контакт.

Основой же психодрамы как метода психотерапии называют инсайт. Также сюда относят катарсисы, роли и спонтанность. Инсайтом называют внезапное осознание, резкое понимание ситуации, положения в жизни, в котором оказался человек. Инсайт происходит во время игры и позволяет достичь человеком главного — осознания проблемы.

Техники психодрамы имеют важное отличие от классического понятия театральной сцены. Ведь там тоже есть свои актеры и роли. Однако что такое психодрама? Это действие, основанное на практически полной импровизации. Здесь раздаются только роли, своего рода фундамент для каждого участника. Его практически не ограничивают какими-либо рамками, то есть простор для творчества и импровизации огромен. Если в театре заранее известен финал, то методика психодрамы предусматривает всегда неожиданную концовку.

За распределение ролей отвечают сами пациенты или участники, в то время как задача терапевта — наблюдать и смотреть, насколько тот или иной человек справляется со своими задачами, положением, как ведет себя в той или иной роли.

Разновидности

Морено делал акцент на трех основных видах психодрамы. Отличие между ними заключается в том, чему именно посвящается проблема.

  1. Проблема отдельного человека. Здесь речь идет о проведении при психодраме упражнений, направленных целиком и полностью на проблему одного из членов группы.
  2. Проблема группы. Тут упор делается на отношения внутри группы между самими участниками, а также ведущего, который активно вовлекается в процесс.
  3. Проблема темы. Основывается такая техника на теме, которая волнует всех участников группы.

На самом деле драматерпия позволяет решить множество проблем, ответить на ряд вопросов и помочь человеку обрести собственное я. В настоящее время активно используется людьми семейная практика психодрамы, монодрама, общение с безработными для получения ответов о своих неудачах. Психодрама с безработными во многом позволяет понять, почему именно человек оказался без работы, действительно ли виноваты другие, а не он сам.

Активно проводится лечение, совмещенное с простыми тренингами для саморазвития детей. Ребенок, принимающий участие в таком действии как театротерапия или драматерапия, познает себя, лучше адаптируется в обществе. Важные вспомогательные преимущества психодрамы для детей — это возможность развить в себе творческую личность и развить способность к импровизациям. То есть подобная практика носит и профилактический эффект. Детская психодрама обретает все большую популярность.

Цели драматерапии

Театротерапия или психодрама затрагивает множество аспектов жизни человека. Подобная психотерапевтическая деятельность может использоваться в различных областях:

  • при работе с детьми — детская психодрама;
  • с родителями и их детьми одновременно, создавая смешанные группы;
  • семейная терапия, где участие принимают буквально все, от бабушек и дедушек до правнуков;
  • супружеские тренинги, необходимые для решения сложившихся проблем в паре;
  • с рабочими коллективами, компаниями или организациями.

Человек, потеряв работу, мотивацию или себя, может обратиться за помощью к психодраме. Этот метод психотерапии отличается высокой эффективностью. Хотя решиться на подобный шаг может не каждый.

Кому-то больше подходит монодрама, то есть игра одного актера и раскрытие собственных проблем. Здесь участие принимает только один человек. Другим важна и полезна социодрама, то есть психотерапия с группой людей. Работу с ними проводит психодраматист. Для проведения психодрамы обучение специальный психодраматист должен пройти очень серьезное. Эта задача по силам далеко не каждому.

Элементы психодрамы

Все техники психодрамы объединяют пять основных элементов, которые применяют в каждом психодраматическом методе.

  • Первый или главный актер. Более распространенное обозначение этого элемента тренинга — протагонист. Это человек, который занимает центральное место в действии. В процессе терапии он исследует собственную личность. Важная особенность заключается в том, что первый актер не должен играть или пытаться быть именно актером. Задача противоположная. От него ждут раскрытия самого себя и собственного внутреннего мира на сцене. То есть необходимо быть свободным, осуществлять все действия, которые приходят на ум. Быть собой, а не изображать кого-то — вот основная суть протогониста в психодраме.
  • Директор. Это и есть психодрамист. Каждая терапия проводится с обязательным участием ведущего или психотерапевта в группе. Его принято называть психодраматист. Его задача — совместно с протагонистом определять течение процесса и создавать определенные условия, чтобы формировать индивидуальные драмы. Всего психодраматист выполняет сразу четыре функции. О них расскажем позже.
  • Дополнительный «я». Это в основном участники группы психотерапии, функция которых — сыграть роль важных для первого актера людей. За счет этого развивается процесс драмы. Также дополнительные «я» являются помощниками для психодраматиста. Они обязаны выполнять его инструкции и следовать всем указаниям. Но все же их главная задача — это помощью протагонисту. Они могут изображать как вполне реальных, так и вымышленных персонажей из жизни первого актера. Именно с этими персонажами актер связывает возникшие у него проблемы. Для их решения нужно с ними встретиться. Здесь и вступают в работу дополнительные «я».
  • Группа или просто зрители. Это часть людей из психотерапевтической группы психодрамы, не принимающие участие в процессе драмы. Несмотря на это, зрители остаются активными участниками всего процесса, получая от него определенное удовольствие и, что самое главное, пользу. Не стоит недооценивать значение зрителей. Морено четко сравнил их с обычными зрителями кино. Вы можете сами представить себе, каково это смотреть на цунами с экрана, либо наблюдать такое действие вживую. Примерно так отождествлял разницу между обычными зрителями и зрителями психодрамы Морено. От наличия зрителей удается получить двойной эффект. Прежде всего, они оказывают поддержку и помощь главному актеру, настраивают его, подбадривают или наоборот, критикуют. Не редко зритель может спонтанно стать участником действия. Чем изолированнее ощущает себя первый актер, тем большую роль будут играть зрители как люди, сопереживающие, признающие и понимающие его. Вторая важная особенность — это возможность посмотреть на свою ситуацию со стороны. Часто сеансы психодрамы проводят с людьми, объединенными одной проблемой. Потому действие, осуществляемое первым актером или протагонистом, непосредственно касается каждого из присутствующих.
  • Сцена. В большинстве случаев это обычная площадка, на которой имеется достаточно свободного места, чтобы осуществлять различного рода физические действия. Хотя Морено разработал для этих целей специальную сцену, где можно разыгрывать процесс на различных уровнях.

Функции директора

Как мы уже отмечали, когда проводится театротерапия или психодраматический сеанс, важным его звеном выступает психодраматист. У него есть свои определенные функции.

  • Первостепенная задача директора или психодраматиста — организовывать процесс, начинать действие и стимулировать участников к активности. Своего рода режиссер-постановщик. Наблюдая за процессами протагониста, психодраматисты должны стремиться приближать актера к максимально глубокому самопознанию и раскрытию ситуации, в которую он вошел.
  • Директор выступает в роли ведущего для группы психотерапии. В этом качестве на его плечи возлагается обязанность следить за тем, чтобы сохранить эмоциональный контакт между главным актером и остальными участниками группы. Основная цель — формирование атмосферы поддержки и понимания друг с другом.
  • Директор может выполнять как активную, так и пассивную роль. Пассивная роль выполняется в том случае, если протагонист берет на себя инициативу и не нуждается в стимуляции. Если же первый актер ведет себя достаточно пассивно, задача терапевта заключается в необходимости его разговорить, подвести к определенным действиям. Для этих целей могут применяться различные методы и приемы — нападение, выкрики или даже шутки в сторону протагониста.
  • Аналитик. Последняя, но не менее значимая роль терапевта. Он не должен вовлекаться в процесс драматический действий, но обязан давать всем необходимые инструкции. Терапевт анализирует происходящее, следит за настроениями и оценивает текущие мысли, чувства или особенности поведения каждого отдельно взятого участника группы. На основании этого делаются соответствующие выводы и заключения, выбираются темы для раскрытия и пр.
Читайте также:  Нарциссизм как расстройство личности: признаки, симптомы, лечение

Этапы

Психодрама — это сеансы разыгрывания различных ситуаций, которые показывают пациенту объективное положение дел, помогают принять верное решение и наладить связи с окружающим миром. Они представляют собой чётко организованное действие, в котором можно выделить основные фазы.

Этап 1. Разогрев

Чаще всего это двигательное упражнение или медитативная практика, заряжающая энергией и настраивающая участников на нужный лад (соответствует теме психодраматической сессии). От данного этапа зависит, насколько успешно пройдут все остальные стадии процесса. Основные цели: раскрепостить, стимулировать спонтанные реакции, сфокусировать на проблеме. Разогрев может быть направленным и ненаправленным, вербальным и невербальным.

Этап 2. Выбор протагониста

Проводится социометрический опрос, и психодраматерапевт на его основе выбирает лидера — человека, который на протяжении нескольких сеансов будет играть главную роль. В социодраме их может быть двое или трое.

Этап 3. Действие

Основное действие тоже раскладывается на этапы.

Стадия 1. Протагонист несколько раз проигрывает волнующую для него сцену, самостоятельно выбирая для неё участников из группы. При этом он пытается каждый раз менять сценарий, отвечая на вопрос: а что будет, если я поступлю так? а если по-другому? а что получится, если по-иному поведёт себя второстепенный герой драмы?

Стадия 2. Когда протагонист отыграл все возможные (с его точки зрения) роли в той ситуации, которая его волнует, контракт с ним разрывается. Его меняют на другого человека (скрытого лидера или звезду группы). И сценарий прогоняется ещё раз. Как показывает практика, спонтанность позволяет каждый раз открывать новые грани решения конфликта.

На этой стадии может возникнуть вопрос, а что даёт игра протагониста остальным участникам? Дело в том, что психотерапевт изначально подбирает членов группы с идентичными проблемами. То есть они видят «на сцене» собственную ситуацию. Второй момент — специалист старается, чтобы за два этапа основного действия в нём побывал каждый, внося в драматическую сессию свой вариант развития событий.

Этап 4. Шеринг

Заключительный этап психодрамы. Участники делятся своими эмоциями, чувствами, впечатлениями от того, что происходило. В нём выделяются две стадии.

Стадия 1. Я — в роли. Участники вкратце рассказывают, как они себя чувствовали на сцене, что дала им разыгрываемая психодрама.

Стадия 2. Я — в жизни. Каждый участник рассказывает собственную историю из своей жизни, которая идентична той, что только что была разыграна.

Стадия 3 (консервация). Я — в работе над ошибками. Каждым героем психодрамы делается вывод, что не так он делал в жизни, какие ошибки увидел с помощью разыгрываемой сцены и как он их может исправить в реальности.

Именно на стадии шеринга психодраматерапевт выходит из тени. Здесь он должен выполнить следующие задачи:

  • де-ролинг — помочь участникам выйти из роли и получить обратную связь;
  • восстановить их эмоциональную стабильность по окончании действия;
  • обеспечить им комфортное состояние.

Шеринг — основной этап психодрамы. Он может растянуться на несколько сеансов. Самое главное — дать высказаться всем участникам. При этом специалист заранее должен озвучить запреты, действующие в этой фазе: анализируя происходящее, категорически нельзя критиковать или высмеивать протагониста и других участников группы, делать им замечания, высказывать собственные суждения по поводу их игры. Весь процесс должен проходить на позитивной волне.

Основные методики

Психолог Морено подарил миру прекрасную методику – психодраму. За годы своего существования она стала чрезвычайно популярной. Разработано много методик этого механизма, и до сих пор не перестают разрабатываться и вноситься все новые и новые способы психодрамы.

девушка с воздушными шариками

1. Монолог. Вспомним театр и существование бессмертных монологов Гамлета, Фамусова или же князя Болконского – сколько в них звучало проблем и чувств!

Здесь точно так же. Протагонист, которому дана главная роль, рассказывает о своей проблеме, делая это максимально четко и выразительно, чтобы слушатели поняли ее. В процессе объяснения он сам начинает рассматривать свою проблему, приходя к ее пониманию в итоге.

Принципы клиент центрированной терапии Роджера

Это можно наблюдать всюду. Например, на уроке порой отличнику поручают втолковать тему двоечнику, что как следствие давало результат: второй начинал разбираться в теме, первый приходил к полному осознанию.

2. Двойник. Главный герой выбирает себе двойника, который становится его отражением в проблеме. Двойник должен вывести их из лабиринта проблем, куда загнал себя протагонист.

Этот метод психодрамы дает возможность посмотреть на себя со стороны во всей многогранности. Внутреннее «Я» будто бы вылезло наружу.

игра

4. Отражение. Наверняка те, кто ходит в театральные кружки, сталкивались с упражнением «Покажи другого», вот в этом и суть следующей методики.

Участники группы показывают «главного героя» – как они видят и чувствуют его. Благодаря этому можно со стороны увидеть свои ошибки, это позволяет чему-то научиться, что-то перенять у других.

Какой метод выбрать, какова будет их последовательность, выбирает только сам ведущий.

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Выбор упражнений

Во время психодрамы некоторые из участников могут быть выведены из игры из-за психологической защиты. Чтобы предотвратить это и способствовать скорейшему разрешению проблемы, были разработаны специальные упражнения. Эти упражнения проводятся в начале психодрамы и помогают членам группы быть более открытыми перед всеми:

  • Ролевая игра.
  • Сон. Для понимания значения снов.
  • Шахматная доска. Для того чтобы узнать отношения, в которых находятся участники группы.
  • Семья. Для выявления внутрисемейных отношений между членами семьи.
  • Без реплик. Необходимо высказать свое мнение друг о друге, отведя взгляд в сторону.

Направления и виды

Направления

Психодрама в современной психотерапии представлена несколькими направлениями:

  • гипнодрама — введение пациентов в гипнотический транс во время психодрамы, используется чаще всего в психотерапии;
  • биодрама — участники примеряют на себя роли зверей;
  • социодрама — разыгрывание конфликтной ситуации внутри стабильной группы (в классе, в трудовом коллективе, в семье) для решения социальных проблем отдельной личности или всего сообщества;
  • куклодрама — драматическая ситуация разыгрывается с помощью кукол (направление, полезное для детей и активно используемое в детских садах);
  • импровизация — отсутствие чётко продуманного сценария.

Виды

Внутри непосредственно психодрамы выделяются следующие виды:

  • центрированная на протагонисте: основная задача — помочь в разрешении конфликта главному герою (все остальные участники выполняют вспомогательные функции);
  • центрированная на теме: главная задача — продемонстрировать всем участникам несколько вариантов разрешения конфликтной ситуации, единой для всех;
  • центрированная на группе: главная задача — помочь взаимодействовать участникам внутри команды, совершенствовать социальную адаптацию, приобрести навыки успешного общения;
  • направленная на группу: соединяет два последних вида — одновременно и конфликт разрешить, и улучшить отношения между участниками.

Группы тоже могут быть разными:

  • маленькие (менее 6 человек), оптимальные (6-9 участников), большие (более 9 людей);
  • гетерогенные (женщины и мужчины) и гомогенные (либо только женщины, либо только мужчины);
  • закрытые (супружеская пара, класс, трудовой коллектив) и открытые (формируются драмапсихотерапевтом спонтанно).

Сеансы могут быть короткими (20 минут) и длительными (до 4 часов). Средняя и самая оптимальная продолжительность — 50 минут.

Все направления подчинены одним и тем же принципам. Независимо от типа разыгрываемой ситуации и количества участников, действие всегда проходит через одни и те же стадии. Основные виды и фазы психодрамы составляют её базу.

Основные принципы и понятия

Чтобы понять, на каких принципах работает психодрама, нужно знать её основные понятия, которые помогают постичь суть данного направления.

Социометрия

Это инструмент измерения межличностных отношений, внутригрупповых связей, иерархии. Группа, которая является центром психодрамы, представляет собой живой, постоянно меняющийся организм — открытую систему. Социометрия позволяет понять, что в ней происходит на данный момент. Если раньше этот диагностический метод был собственностью Морено (он является автором) и психодрамы, то сегодня он активно используется практически во всех направлениях психологии и психотерапии.

Согласно социометрии, в каждой группе люди выполняют разные роли:

  • явные лидеры — те, кто не скрывает своего превосходства и готовы вести за собой остальных;
  • скрытые лидеры — те, кто остаются в тени, но при этом могут скрытно подталкивать других на принятие важных для группы решений;
  • звёзды — те, кто вызывает уважение и симпатию у других;
  • нейтралы — те, кто не вызывает особых эмоций у своих согруппников;
  • изгои — те, кого остальные члены группы не принимают.
Читайте также:  Убеждающая речь, что это такое и как стать убедительным

Эти групповые роли выявляются достаточно легко. Всем задаётся один и тот же вопрос. Как пример: «С кем бы вы хотели оказаться на необитаемом острове? Выберите из своей группы 2-3 человек». После этого подсчитывается количество баллов (сколько людей выбрали того или иного согруппника). Максимум — это лидеры, минимум или ноль — изгои.

Психодрама предполагает распределение людей на группы так, чтобы в них не было изгоев. Она исключает принцип спонтанности: психодраматерапевт никогда не будет делать это по алфавиту или путём жеребьёвки. Сначала — на добровольной основе, затем — по результатам социометрических опросов. Важно, чтобы каждый участник процесса был уважаем и был принят теми, кто работает с ним над одним сценарием. Это создаёт комфортную обстановку, люди чувствуют себя увереннее, избавляются от комплексов и полноценно раскрываются.

Социометрия — важнейшая теоретическая основа психодрамы. Морено практиковал её как в малых группах (расселение студентов по 2-3 человека с комнаты общежития), так и в больших (переселение целой резервации индейцев).

Спонтанность

Вторая по значимости после социометрии теоретическая основа психодрамы. Она характеризуется либо как новая реакция на старую ситуацию, либо как адекватный ответ на что-то необычное. Без неё невозможно проявление творческого потенциала, который вселяет огонь в каждую проигранную на сцене (в группе) роль.

Представьте себе семью с многолетним стажем совместной жизни. Жена измучилась от равнодушия мужа, который за столько лет больше не видит в ней красивую женщину, достойную любви. Проблема в том, что в сценарии их брака перестала присутствовать спонтанность. Психодрама быстро решает проблему таких пар, предлагая им лишь изменить свои привычные реакции на ситуацию. Муж утром приносит жене кофе в постель, в течение дня пишет ей флиртующие смс, вечером дарит цветы и приглашает на свидание. Та, в свою очередь, меняет засаленный халат на соблазнительное платье, включает всё своё женское обаяние и влюбляет в себя супруга заново, как много лет назад. Обычно пары уходят с таких сеансов довольные и понимающие, в каком направлении нужно двигаться.

Спонтанность — необходимость бытия. В жизни постоянно присутствуют неожиданные моменты, на которые нужно быстро и адекватно реагировать. От этого зависит качество существования и гармония внутреннего мира. Не то сказали, не так сделали — и вот уже чувство вины и разъедающего сожаления порождает комплексы. Психодрама помогает вести себя правильно в такие моменты, не бояться импровизировать и быть уверенными в сказанном и сделанном.

Если спонтанность подавляется и не находит выхода, это становится основной причиной развития невроза.

Она является начальной стадией любого творческого процесса:

  • спонтанность — мотив, озарение, толчок для творческого движения вперёд, энергетический заряд, вдохновение;
  • креатив (2 стадия) — придание спонтанности конкретной формы, выбор направления, в котором следует двигаться;
  • культурная консервация (3 стадия) — сохранение продукта творчества во времени.

Спонтанность присутствует и в других направлениях психологии и психотерапии, но называется по-другому: либидо (Фрейд), оргонная энергия (Рейх).

Теория ролей

Третья теоретическая основа психодрамы. Существует несколько классификаций ролей, которые люди играют в жизни (а затем автоматически переносят их на работу в группе).

В зависимости от мотивов

  • Психосоматические роли (определяются жизненной необходимостью): испуганный (когда срабатывает инстинкт самосохранения) родитель;
  • психологические (определяются внутренними побуждениями): рассерженный, злой, добродетель, манипулятор;
  • социальные (определяются правилами поведения в социуме): пассажир, начальник, заказчик, бизнесмен.

В зависимости от конфликта

  • Функциональные роли

Характеризуются успешным разрешением конфликтных ситуаций. Позволяют сотрудничать с другими одногруппниками, устанавливать полезные связи, способствуют личностному росту. Есть устойчивые функциональные роли, которые давно знакомы человеку и которые он регулярно использует. Например, чтобы затушить скандал в паре, жена устраивает мужу романтический ужин. Есть и другой тип — рождающиеся, которые ещё не закреплены в сознании. Задача психодрамы — чтобы пациенты разучили правильные функциональные роли и умели их воспроизводить в жизни при необходимости.

  • Дисфункциональные роли

Противоположность функциональным ролям. Не только не помогают разрешать конфликтные ситуации, но и создают их. В итоге приводят к разрушению личности изнутри. Могут быть стабильными, проявляющими себя постоянно. Например, в ответ на запрет родителей (погулять, посмотреть телевизор, поиграть в планшет) подросток всегда поступает одинаково: хлопает дверью, запирается у себя в комнате и отказывается общаться. Такое поведение только усугубляет ситуацию.

Дисфункциональные роли могут быть уходящими, то есть периодическими. Пример: типичная ситуация — в троллейбусе кто-то кому-то наступил на ногу, но один и тот же человек в разные моменты может отреагировать на это по-разному. Если у него хорошее настроение, он сделает вид, что ничего не заметил. Но, если у него всё плохо, он устал и раздражён, может спровоцировать ссору на повышенных тонах. Это и есть уходящая дисфункциональная роль. Если она будет постоянно повторяться, станет генерализованной и перейдёт в разряд стабильных.

  • Коупинг

Нечто среднее между функциональностью и дисфункциональностью. Не такие креативные роли, как первые, и не столь разрушающие, как вторые. Они помогают отсрочить разрешение конфликтной ситуации, снять напряжение на какой-то период. В психодраме они разделяются на три группы. «Движение к» — подстраивание под агрессора, лишь бы он успокоился. «Движение от» — игнорирование оппонента. «Движение против» — резкая атака, обезоруживающая и на время шокирующая противоборствующую сторону.

Основная цель психодрамы — преобразовать дисфункциональные и коупинговые роли человека в функциональные.

В психодраме также используются понятия:

  • «теле» — двусторонний процесс передачи эмоций между всеми участниками, вчувствование друг в друга (цемент, скрепляющий группу);
  • катарсис — чувственное потрясение, взрыв эмоций, озарение, внутреннее очищение, которое должны испытать в кульминационный момент действия и зрители, и сам актёр;
  • инсайт — осознание того, как именно решить проблему.

Цель психодрамы — максимальное проявление на сеансах всех трёх моментов: «теле», катарсиса и инсайта.

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс;
  • одиночество;
  • обида;
  • подавленность;
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение;
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы;
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы;
  • психотический тип личности;
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

  • высокая чувствительность;
  • низкая самооценка;
  • склонность к суициду;
  • паранойя.

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Читайте также:  Мужчина-Водолей в любви, постели и отношениях с женщиной: характеристика и совместимость

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии. Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.
  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность. Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.
  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их p>

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса. В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает. Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.

Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

перейти

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.

На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

перейти

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них p>

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Источники

  • https://vseostresse.ru/emocionalnye-narusheniya/metodypsixoterapii/psihodrama.html
  • https://ponervam.ru/psihodrama.html
  • http://www.grc-eka.ru/eto/psixodrama.html
  • https://psychologist.tips/3510-psihodrama-eto-metod-psihoterapii-kak-i-zachem-on-ispolzuetsya.html
  • http://PsyTheater.com/chto-takoe-psihodrama.html