Аутоагрессия у подростка: причины и лечение

Содержание
  1. Аутоагрессия: почему подростки ведут себя таким образом?
  2. Разновидности и симптомы аутоагрессии: как изменяется психика
  3. Чем опасно подобное поведение?
  4. Лечение и психотерапия
  5. Таким поведением малыш выражает протест
  6. Библиографическая ссылка
  7. На что обратить внимание?
  8. Как вести себя в случае агрессивного поведения ребенка с аутизмом
  9. Выявить причины эмоционального срыва
  10. Научить ребенка способам борьбы со стрессом
  11. Создать уютный уголок
  12. Возможные осложнения
  13. Точка зрения Комаровского
  14. Склонен ли ваш ребенок к аутоагрессии?
  15. Симптомы саморазрушения личности
  16. Альтруистическая модель аутоагрессивного поведения
  17. 2 Формы проявления
  18. Виды
  19. Название
  20. Как проявляется
  21. Классическими проявлениями аутоагрессии являются:
  22. Задания
  23. Причины и последствия
  24. Почему аутоагрессия у детей возникает
  25. Ошибки родителей
  26. Таким поведением кроха сам себя наказывает
  27. Основные медуслуги по стандартам лечения Подобрать лечение искусственным интеллектом
  28. Консультации врачей
  29. Анализы
  30. Диагностика
  31. Хирургия
  32. Нехирургическое лечение
  33. Что сделать врачу (осмотр)
  34. Как помочь ребенку от 7 до 12 лет?
  35. Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии
  36. Как бороться с агрессией у аутистов?
  37. Помощь ребенку в борьбе с агрессией
  38. Применения метода A-B-C
  39. Понимание причин агрессии
  40. Получение профессиональной помощи
  41. Есть версия он-лайн
  42. Диагностика
  43. Кто в зоне риска
  44. Термины и теории
  45. Нюансы предотвращения
  46. Связанные заболевания и их лечение
  47. Описания заболеваний
  48. Национальные рекомендации по лечению
  49. Год разработки теста
  50. Как проявляется расстройство
  51. Особенности
  52. Патогенез

Аутоагрессия: почему подростки ведут себя таким образом?

«Аутоагрессия» дословно переводится с латинского языка как «нападение на себя самого». Синонимами этого термина выступают слова саморазрушение или аутодеструкция. В основе такого поведения лежат действия, направленные на причинение себе вреда: подростки могут наносить себе увечья, отказываться от еды или намеренно подвергаться опасности. Некоторые специалисты считают, что аутоагрессия представляет собой защитно-приспособительную реакцию на определенные внешние факторы. Известно, что такой феномен чаще обнаруживается у мальчиков, имеющих некоторые невротические или поведенческие расстройства.

Агрессия по отношению к себе является способом адаптации к социальным условиям. Нередко подростки оказываются заложником семейных или личностных конфликтов, которые возникают в окружении (с учителями или сверстниками). К основным причинам, влияющим на развитие такого поведения, относят:

  • Агрессивное поведение взрослого человека по отношению к нему

Дети сильно зависимы от своих родителей, а также многие из них чувствительны к словам или действиям других взрослых людей. В ответ на обиду или насилие маленький человек не может ответить на агрессию взрослого, в результате чего объектом для вымещения злости становится его собственное тело.

  • Индивидуальные особенности личности

Известно, что аутодеструктивное поведение чаще наблюдается у детей и подростков, которые крайне чувствительны к состоянию окружающих людей, имеют низкую самооценку, замкнуты и необщительны. Таким образом их психика подвержена большему влиянию.

  • Отношения в семье

Нередко подростки неосознанно копируют поведение родителей. Если после конфликта в семье мать или отец отгораживаются от остальной семьи или лишают себя обеда, ребенок будет поступать точно также. В его голове формируется некий поведенческий стереотип, который довольно трудно сломать.

  • Страх перед наказанием

Многие родители предъявляют к своим детям слишком высокие и жесткие требования, а также бывают к ним очень строги. В прессе описано множество случаев, когда подростки убегали из дома или калечили себя, чтобы не навлечь наказание. В такой ситуации потребуется длительное посещение психотерапии, чтобы избавиться от страха.

  • Дефицит внимания

Манипуляция — один из способов получить желаемое, который многие дети успешно используют с самого раннего возраста. В этом случае самоповреждение вызывает беспокойство родителей, в результате чего они начинают уделять больше внимания ребенку.

Разновидности и симптомы аутоагрессии: как изменяется психика

Выделяют две основных разновидности аутоагрессии: вербальная (унижение себя как личности, гиперболизация недостатков) и физическая (прямое повреждение своего тела). Саморазрушение может иметь следующие формы:

  • «селф-харм»: нанесение на тело порезов, ушибов, ожогов или укусов;
  • изменения пищевого поведения: отказ от приема пищи, булимия, употребление потенциально опасных для здоровья продуктов;
  • пагубная зависимость: курение, наркомания, алкоголизм;
  • приверженность к фанатичному культу или секте, следование принципам которых наносит ущерб психике;
  • отказ от любых социальных контактов, замкнутость;
  • виктимное поведение: провокации и подстрекания других людей на совершение агрессивных действий в отношении себя;
  • суицидальные наклонности: желание лишить себя жизни.

Чем опасно подобное поведение?

Саморазрушительное поведение как реакция на любые стрессовые и сложные ситуации может стать причиной формирования проблем в дальнейшей жизни. Психика маленького человека, страдающего от аутоагрессии, не подготовлена к различным конфликтам. Он не обладает необходимыми коммуникативными навыками, не может отстоять свое мнение, старается во всем угождать окружающим, не обращая внимания на личные интересы. При длительном прогрессировании и тяжелой форме аутоагрессии подростки могут нанести себе серьезные увечья.

Лечение и психотерапия

При появлении первых подозрительных признаков необходимо обратиться к специалисту. Лечение аутоагрессии носит комплексный характер, а основной целью его является обучение маленького человека реагировать на любые дискомфортные ситуации иным путем. По мере взросления используются разные методики: грамотно подобранная психотерапия позволяет решить проблему. Основные схемы лечения:

  • Коррекция отношений в семье

Организуются семейные встречи и беседы, а также практические занятия. Маме и папе необходимо исключить возможные факторы, провоцирующие приступ аутоагрессии, а также уметь сглаживать конфликтные ситуации. Специалисты предлагают рассмотреть безопасные способы выражения эмоций: игры, рисование, пение и иное творчество.

  • Групповые занятия

В процессе общения детей из одной или разных возрастных групп учат формировать стратегию общения, а также искать компромиссы, не нарушая личное пространство другого человека. Реакции сверстников являются видом обратной связи, на который можно ориентироваться.

  • Медикаментозное лечение

В отдельных случаях может потребоваться применение седативных средств. Транквилизаторы и антидепрессанты используются преимущественно в лечении подростков.

Таким поведением малыш выражает протест

Если младенцы полностью подчинены воле взрослых, то ребенок в возрасте от 2-х лет начинает сопротивляться подчинению. Дело в том, что сам по себе протест — это качество, которое присущее лидерам, поэтому характерная черта таких деток — требовательность. Ребенку трудно отказаться от того, на что, как он считает, имеет врожденные права.

Такая бурная реакция как правило формируется в ответ на обилие правил и запретов в воспитании, чрезмерную строгость родителей. Подобным образом, малыш борется с ограничением свободы и собственным унижением.

Библиографическая ссылка

1. Тест “Склонность к саморазрушению” [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 27.06.2009. – Режим доступа: http://azps.ru/tests/kit/ssr.html (27.06.2009).

На что обратить внимание?

Даже, если ребенок не проявляет явных признаков аутоагрессии, обязательно обратите внимание на следующие отклонения в поведении, которые могут быть тревожным звоночком.

  • Застенчивость, трудности с общением.
  • Пренебрежительное отношение к себе, пониженная самооценка.
  • Часто наблюдается пониженное настроение.
  • Полная доверчивость и сочувствие к окружающим. Такие дети очень ранимы – внимательно следите за своим поведением.

Эти черты характера должны вас насторожить и заставить внимательнее присматриваться к поведению и эмоциональному состоянию ребенка.

Как вести себя в случае агрессивного поведения ребенка с аутизмом

Выявить причины эмоционального срыва

Истерика и агрессивное поведение — это невозможность совладать с собственными эмоциями, стрессом (например, смена привычного распорядка дня). Как правило, большинство детей сначала пытаются заявить о своем беспокойстве менее радикальными методами, но ввиду нарушения речи и социальных отношений часто остаются непонятыми. Основные причины возникновения агрессии у аутистов:

  • Непонимание происходящего вокруг. Детям с РАС трудно установить причинно-следственную связь, понять мимику и жесты, намеки и скрытый смысл слов. Непонимание сложившейся ситуации и логики вещей может вызвать страх, опасение и эмоциональный срыв.
  • Невозможность выразить собственные чувства и желания. Когда нейротипичный ребенок чего-то хочет, то говорит об этом (“дай мне”, “я хочу”). У большинства аутистов нарушена вербальная функция, поэтому они пытаются всеми возможными способами сообщить, что им нужно. Иногда это выражается в агрессии.
  • Сенсорные перегрузки. Дети с РАС в большей мере являются очень чувствительными, особенно к сенсорным явлениям (звук, свет, запах и др.). Слишком громкие звуки, яркий свет, неприятная текстура вещей и другие раздражители без специальной сенсорной терапии вызывают у аутят самые непредсказуемые реакции.
  • Повышенная тревога. Аутисты с осторожностью относятся к новым вещам в своем привычном окружении. Когда они не понимают назначение очевидного для нас, взрослых, предмета (например, горшка), то могут даже испытывать к нему страх. Если попросить ребенка присесть на такой “непонятный” горшок, он вполне вероятно закатит истерику. Кроме того, агрессия может выступать для малыша попыткой избежать тревожных ситуаций или действий.

Научить ребенка способам борьбы со стрессом

Агрессия у подростков-аутистов может объясняться банальным незнанием, что делать с эмоциями и как их выражать. Им нужна ваша помощь в этом вопросе:

  • разработайте для ребенка наглядный план действий для каждой стрессовой ситуации (сильный шум вокруг, новые люди, незнакомые места и т.д.);
  • научите малыша самостоятельно успокаиваться (глубокие вдохи, счет до десяти, дистанционное отстранение от раздражителя);
  • продумайте сигналы, с помощью которых аутист сможет сообщать вам, чего хочет (фотографии кухни, туалета, игрушка или предмет, звуки, жесты);
  • хвалите ребенка за каждое правильное выполнение действия, которому вы его обучали. Подкрепляйте достижения поощрением.

Создать уютный уголок

Дом является местом, где аутисты обычно проводят больше всего времени. Если в нем будет сохраняться спокойная атмосфера, это может помочь сократить количество стрессовых факторов, предотвратить депрессию и побороть агрессию. Дети с РАС любят стабильность и стремятся к ней, поэтому старайтесь следовать одному и тому же распорядку, и подкрепите его картинками, описывающими, что последовательно должен делать ребенок на протяжении дня.

Читайте также:  Отзывы пациентов и врачей об антидепрессанте Миртазапин

Очень важно создать в доме уголок, где малыш сможет отдыхать от сенсорных раздражителей и справляться со стрессом. Особенным детям тяжело подолгу изучать новые навыки, а обработка и восприятие информации порой приводят к эмоциональным перегрузкам. Чтобы не допустить этого, нужно выделить крохе отдельную комнату и оформить ее соответствующим образом. Лечение аутизма проходит эффективнее в комфортных для ребенка условиях.

Постарайтесь научить ребенка подавать сигнал, когда ему необходимо побыть наедине. Это может быть карточка с изображением его комнаты или игрушка, которую он носит с собой. Наличие своего собственного уголка способствует формированию картины мира и новых навыков в процессе обучения. Также с ощущением защищенности проще формируются навыки самопомощи у аутистов.

Возможные осложнения

 Аутоагрессия, закрепляясь как механизм реагирования на сложные социальные ситуации, препятствует формированию продуктивных способов разрешения конфликтов, сужает вариативность взаимодействий с людьми. Ребенок, а впоследствии взрослый не обладает навыками ведения беседы, не умеет высказывать и отстаивать собственное мнение, избегает негативной реакции окружающих, ограничивая поведение. Формируются тревожно-мнительные, аутичные черты характера, возникают проблемы адаптации в новом коллективе. В крайних вариантах осложнением становится неспособность социализироваться: молодые люди прерывают обучение, не могут выстраивать отношения с противоположным полом, создавать семьи.

Точка зрения Комаровского

Знаменитый доктор Комаровский считает, что ни в коем случае агрессию нельзя игнорировать.

В некоторых случаях ребенку следует отвечать тем же. Это не означает, что дитя нужно бить в ответ.

Просто он должен осознать, что его поведение не поощряется. При проявлении агрессии родителям необходимо делать следующее:

  1. Остановить малыша. Например, сдержать его руку, закрыть рот своей рукой, твердо сказать, что так делать нельзя.
  2. Предложить выпустить пар на неживых предметах, то есть, постучать палкой по земле, потопать ногами, громко покричать.
  3. Правильно выразить словами состояние дитя: «Ты злишься, ты обиделся, ты расстроен».
  4. После того, как малыш успокоился, провести спокойную беседу о причинах поведения, объяснить, что эмоции необходимо выражать другими способами.

Склонен ли ваш ребенок к аутоагрессии?

Веселый жизнерадостный ребенок не станет враз аутоагрессивным. Этому явлению предшествуют предостерегающие признаки, по которым можно определить способно ли ваше дитя к саморазрушению. Вам обязательно нужно показать его психотерапевту, если:

  • Он слишком недооценивает свои способности, личные качества и возможности.
  • Очень мало общается с другими детьми, отличается излишней застенчивостью.
  • Редко испытывает положительные эмоции, гораздо чаще бывает подавлен, плачет и пребывает в плохом настроении.
  • Больше думает о других, чем о себе.

Ребенок может ударяться не сильно головой об стену, когда раздражен. Он бывает часто зажат, закрыт. Обиды держит в себе, не проявляет себя, что думает на самом деле. От наказаний, он может сделать себе еще хуже, даже разбить себе нос, ударять себя по лицо кулаками. 

Симптомы саморазрушения личности

К явным признакам аутоагрессии относятся:

  1. Самоповреждение. Человек причиняет себе физические страдания путем нанесения ударов, порезов или укусов. Другой формой отклонения считается пристрастие к пирсингу, нанесению татуировок и шрамированию.
  2. Суицидальные мысли и попытки. Склонный к саморазрушению человек долго планирует самоубийство, чаще всего совершая этот поступок демонстративно.
  3. Пищевая или наркотическая зависимость. Пациент наносит вред своему здоровью путем переедания, употребления алкоголя, наркотических и токсичных веществ.

К косвенным признакам психического расстройства относят:

  • фанатичное поведение (пациент вступает в политические и религиозные группировки);
  • совершение осуждаемых обществом поступков;
  • отказ от общения с окружающими;
  • стремление к попаданию в ситуации, опасные для здоровья и жизни;
  • пристрастие к экстремальным видам спорта.

Альтруистическая модель аутоагрессивного поведения

В мероприятиях по профилактике необходимо уделить внимание мотивации, толкающей людей на попытки лишить себя жизни из альтруистических целей. Основным фундаментом такого поведения выступает структура личности человека, который считает, будто бы благо окружающих (некого конкретного человека или всех вместе) намного важнее его собственного, да и сама его жизнь значит намного меньше, нежели выгода других. Эта модель поведения распространена среди ориентирующихся на возвышенные идеи лиц, ставящих выше всего прочего интересы общества и не способных оценивать собственное существование вне окружения.

аутоагрессивное поведение подростков

Известны примеры агрессивного и аутоагрессивного поведения, объяснявшегося альтруистическими целями как со стороны психически больных людей, так и полностью здоровых. Некоторые осознавали, что происходит, другие же не отдавали себе отчета. Нередки случаи попыток лишения себя жизни в силу исступления на фоне религии, а также объяснение своих мотивов стремлением к некоему всеобщему благу.

2 Формы проявления

Аутоагрессивное поведение проявляется в самых различных формах:

  • разрезание кожи острыми предметами (чаще всего ножом или бритвой), проколы, втыкание игл;
  • поджигание конечностей;
  • намеренные переломы;
  • трихотилломания – вырывание волос;
  • обкусывание ногтей и губ;
  • невротические экскориации – намеренное повреждение кожного покрова и препятствование заживлению ран;
  • прием ядовитых или психотропных веществ;
  • нанесение себе ожогов окурками от сигарет;
  • подстрекание окружающих к драке;
  • само-ампутация конечностей, кастрация;
  • игра в «русскую рулетку» с огнестрельным оружием;
  • нанесение ударов по своему телу, битье головы;
  • скоростная езда на автомобиле;
  • стремление к поездкам в «горячие точки»;
  • пищевые расстройства – отказ от еды, приводящий к анорексии, или обжорство.

Наиболее часто наносятся колото-режущие раны на конечностях. Аутоагрессивные действия связаны не только с телесными повреждениями, но и с психологическим самоуничижением. Самоповреждение может быть осознанным или неосознанным. Отмечается влияние генетического фактора в развитии этого психического отклонения. До 40-60% случаев аутоагрессии в итоге заканчиваются суицидом.

Некоторые исследователи связывают селфхарм с такими социальными явлениями, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, увлечение экстремальными видами спорта и рискованное сексуальное поведение. Большое количество случаев членовредительства совершается под воздействием наркотиков или алкоголя. Аутоагрессоры чувствительны к фактору неопределенности в стрессовых ситуациях, плохо контролируют свои эмоции. В то же время люди, страдающие аутоагрессией, легко идут на самопожертвование ради других в критических ситуациях, что не является отклонением.

РекомендуемДепривация: понятие и виды, основные признаки, способы лечения
Депривация: понятие и виды, основные признаки, способы лечения

Виды

Название

Как проявляется

Виктимная
Тенденция к ситуациям, связанным с риском для жизни. Например, ходить ночью в местах с повышенной криминогенностью; переходить дорогу на красный цвет; гулять на улице во время сильной грозы.

Фанатическая
Проявляется на концертах известных исполнителей. Например, во время выступления некоторых популярных групп люди погибали от удушья в неконтролируемой толпе, стремясь подобраться поближе к объекту обожания. Случалось, что люди заканчивали жизнь самоубийством, узнав о смерти любимого кумира, либо же повторив суицидальную попытку за самим артистом.

Пищевая
Сюда входят анорексия, булимия и компульсивное переедание. В 90% свойственна лицам женского пола. Часто девушки, стремясь довести себя, в их понимании, до совершенства, изнуряют себя диетами или вовсе перестают есть. К сожалению, запущенная анорексия в большинстве случаем заканчивается смертью.

Суицидальная
Крайний вид аутоагрессии. Это суицидальные попытки либо законченный суицид.

3

Классическими проявлениями аутоагрессии являются:

  • неосознанная склонность к рискованному поведению (например, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отказ от привычки смотреть налево перед тем, как переходить дорогу, агрессивное вождение машины, рискованный секс , тяга к экстремальным видам спорта, оттягивание визита к врачу и, соответственно, «запускание» болезни), деструктивные привычки (расчёсы, раздирание кожи, обгрызание ногтей). Как неявное саморазрушение – сомнительные способы «совершенствования» тела: изменению внешности с помощью пластической хирургии, татуировок, пирсинга , нездоровых диет;
  • осознанное (суицидальные попытки) аутоагрессивное поведение, которое так же включает нанесение себе повреждений различной тяжести, вынуждение реагировать на эмоциональную боль, вызывая чувство вины. Самоубийство — совершается обдуманно, в состоянии аффекта (в состоянии эмоционального всплеска) или в форме шантажа (попытке решить свои проблемы чужими руками). Имитируя самоубийство, нанося себе телесные повреждения, пациент пытается сформировать у окружающих чувство вины, мотивируя их на угодные ему действия.

Аутоагрессия выражается в таких действиях:

  • Намеренный отказ от еды и пищи (нервная анорексия );
  • Нанесение вреда себе и своему здоровью (порезы, синяки );
  • Целенаправленное желание попасть в аварию или катастрофу;
  • Суицидальные попытки;
  • Злоупотребление алкоголем, никотином и наркотиками «для снятия стресса»;
  • Жертвенное поведение (внушение близким и окружающим тем наподобие «я умру, а ты пожалеешь»);
  • Мелкие девиантные факторы (человек давит прыщи до крови, грызет ногти, срывает корочки с язв и ран).

Самообвинения, надуманные страдания, нездоровая застенчивость, чувство долга, ревность, хроническая обида – проявления моральной аутоагрессии.

С точки зрения психоанализа, неосознанное саморанение —поведение, при котором человек всегда на что-то натыкается и весь в синяках — тоже является примером аутоагрессивного поведения. Аутоагрессия рассматривается как защитный механизм психики, и известна ещё со времён Фрейда.

Бывает, что аутоагрессия не выражается ни в каких действиях, но проявляется в психосоматике. Человек не выпускает наружу негативные эмоции, накапливает латентный стресс и получает самое настоящее заболевание. Чаще всего это болезни сердечно-сосудистой системы (например, гипертония ) или желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвы, эзофагит).

Психосоматозы, провоцируемые аутоагресией:

  • Органические – гипертония, аутоиммунные, гинекологические, эндокринные, онкологические заболевания
  • Функциональные – вегетативные неврозы
  • Расстройства личностного поведения – алкоголизм, наркомания , токсикомания , расстройство пищевого поведения ( булимия , анорексия , ожирение ), курение , работоголизм, увлечение экстремальным спортом

Задания

  1. За последний год я хотя бы раз привлекался к уголовной или административной ответственности.

2. По сравнению с моими коллегами я значительно чаще них вступаю в разного рода конфликты на работе.

3. Хотя бы раз в неделю у меня в семье происходят серьёзные конфликты.

4. За последний год я хотя бы раз получил перелом, серьёзный ушиб, вывих или подобную травму.

5. Как минимум два раза в неделю я пью спиртное (пиво и другие слабоалкогольные тоже учитываются).

6. Иногда моя гордость мне сильно мешает.

7. За последний год хотя бы раз близкие мне люди восторгались моей смелостью или же наоборот сильно огорчались моим безрассудством.

8. Иногда я поражаю других своей ловкостью, а иногда ощущаю себя как слон в посудной лавке.

9. За последний год хотя бы раз меня посещали мысли о самоубийстве как решении всех проблем.

10. Иногда я впадаю в состояние запальчивости, и в этом состоянии могу пообещать все, что угодно.

Причины и последствия

Профилактика аутоагрессивного поведения подростков включает анализ и выявление всех факторов, способных спровоцировать человека на такие действия. В немалом проценте случаев удается установить наличие психопатического нарушения, в силу которого возникает настойчивое стремление лишить себя жизни. При этом нет влияющих на персону внешних агрессивных факторов.

Читайте также:  Черты характера человека: список и значение

Суицидальное поведение обычно предполагает осознанное побуждение к смерти. Человек ведет себя намеренно, он способен осмысливать свои действия. Если причина попыток лишить себя жизни связана с психопатологией, то высока вероятность неправильного осознания пациентом совершаемого. В частности, если шизофрения сопровождается психическим автоматизмом, то поступки, способные стать причиной смерти человека, возможны из-за не поддающейся контролю силы, вынуждающей человека поступать подобным образом.

аутоагрессивное поведение

Исходя из особенностей случая, необходимо определить, к какому суицидальному поведению человек склонен: аномическому, альтруистическому или эгоистическому. В первом случае причина – это переживаемый жизненный кризис, какая-то трагедия, во втором мотивацией выступает представление о некоторых благах, получаемых окружающими от смерти человека. Третий вариант провоцируется конфликтной ситуацией, при которой человек не может принять требования общества, поведенческие нормы, соблюдать которые вынуждает социум.

Почему аутоагрессия у детей возникает

В трехлетнем возрасте ребенок переживает первый осознанный возрастной кризис. Этот период психологи и психиатры называют “Я сам“. Он достиг определенного уровня самостоятельности, но еще не до конца научился себя обслуживать, поэтому проявляет гнев, если не получается, например, завязать шнурки на ботинках.

Период характеризуется вспышками негативизма, протеста, отрицания ранее привлекательных ситуаций.
Родителям следует быть вежливыми с ребенком, разрешать проявлять самостоятельность, если это не грозит ничем опасным. Иногда полезно предложить свою помощь. В случае проявления агрессии достаточно ребенка отвлечь. Хвалить и ругать стоит только поступки малыша, а не его самого.

Дошкольный возраст – спокойный период в жизни ребенка.

Проявления аутоагрессии у дошкольника может свидетельствовать о развитии патофизиологических процессов или нарушений психического развития. В некоторых ситуациях подобное поведение может являться следствием адаптации к социальной среде.

Школьники проявляют агрессию по отношению к себе в состоянии стресса, связанного с учебной деятельностью. Чувство вины в связи с неуспеваемостью, особенно, если родители склонны наказывать за плохие отметки. Иногда ненависть к себе связана с отсутствием объекта, на которого направлен негативизм или открыто проявить агрессию невозможно (например, в отношении учителя).

Часто в школьном возрасте наблюдается вербальная аутоагрессия: “Я такой неудачник, даже родители так говорят. Сегодня снова получил двойку – я такой глупый ребенок“.

8

Ошибки родителей

В отношениях с агрессивными детьми родители совершают ряд ошибок:

  • шантаж, угрозы;
  • физические наказания;
  • игнорирование деструктивного поведения;
  • поощрение агрессии;
  • перевод ситуации в шутку.

Зачастую взрослым проще уступить маленькому тирану и дать ему, что он требует, чем справляться с его выходками.

Это является самой главной ошибкой. У ребенка формируется четкое убеждение, что достичь цели возможно только при помощи деструктивных поступков, криков, физического насилия или манипулирования.

Также неправильно защищать и оправдывать поведение своего чада перед обиженными им другими детьми, перекладывать вину на жертву.

Таким поведением кроха сам себя наказывает

Когда родители корят или ругают своего малыша за его неправильное поведение, детская психика воспринимает это буквально — безжалостно наказывает себя с высоты своего понимания и возраста. Особенно если учесть, что ребенок в возрасте 2-3 лет («кризис трехлеток») еще только начинает отделять себя психологически от родителей. Он не способен понять, какие изменения происходят у него в психике, и еще не осознает себя в качестве новой целостной личности. На данном этапе развития для него огорчение родителей — это и его огорчение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что малыш готов сделать все, лишь бы папа и мама не злились. Любые комментарии недовольства (не зависимо от того, сказаны ли они с раздражением голоса или на повышенных тонах) с их стороны могут спровоцировать малыша на то, чтобы начать проявлять самоагрессию.

Такой вид детской реакции можно определить по поведению и выражению лица малыша:

  • Если мама отворачивается или выходит из комнаты, ребенок не перестает наносить себе удары.
  • Видно, что кроха искренне сильно огорчен.

Основные медуслуги по стандартам лечения Подобрать лечение искусственным интеллектом

Консультации врачей

Консультация анестезиолога-реаниматолога

любаяврач – 215 клиникврач к.м.н. – 52 клиникид.м.н., профессор – 33 клиники 

Анализы

Щелочная фосфатаза крови

Определение уровня иммуноглобулинов

любаяКриоглобулины – 150 клиникИммуноглобулин G (IgG) в крови – 503 клиникиИммуноглобулин М (IgM) в крови – 507 клиникИммуноглобулин А (IgA) в крови – 510 клиникВолчаночный антикоагулянт (LA) – 522 клиники 

Общий анализ мочи

Общий анализ крови

Копрограмма

Коагулограмма

Кальций крови

любаяион. – 491 клиника 

Иммуноферментный анализ (ИФА)

любаяСифилис RPR-тест – 486 клиникАнтитела к вирусу простого герпеса 1 и 2 типа – 485 клиникАнтитела к хламидям трахоматис – 519 клиникАнтитела к цитомегаловирусу – 534 клиникиАнтитела к хеликобактер в крови – 497 клиникАнтитела к трихомонаде – 284 клиникиАнтитела к кандида – 374 клиникиАнтитела к микоплазме хоминис – 458 клиникАнтиген H. pylori в кале – 245 клиникАнтитела к гарднерелле – 66 клиник 

ГГТП крови

Биохимия крови (оценка функции почек)

Билирубин непрямой

Антитела к цитоплазме нейтрофилов (ANCA)

Антитела к митохондриям (AMA)

Антитела к микросомальной фракции печени и почек (анти-LKM)

Антинуклеарные антитела (ANA)

Диагностика

Эхокардиография (ЭхоКГ)

Электрокардиография (ЭКГ)

любаяпо небу – 51 клиникабез описания – 525 клиникс описанием – 839 клиникчреспищеводная (чпэкг) – 13 клиник 

УЗИ органов брюшной полости

любаятолько обп – 1150 клиник+ почек – 35 клиник+ забрюшинного пр-ва – 47 клиник 

УЗИ желчного пузыря

любаяс определением функции – 616 клиникприцельное – 374 клиники 

УЗИ брюшной полости на свободную жидкость

УЗДС НПВ и ее ветвей

Пункционная биопсия печени

Гастроскопия (ЭГДС)

любаябез наркоза – 490 клиникпод наркозом – 80 клиник 

Хирургия

Гемотрансфузии

любаяПереливание плазмы – 30 клиникПереливание тромбоцитарной массы – 23 клиникиПереливание эритроцитарной массы – 35 клиникИнтраоперационная реинфузия крови – 25 клиник 

Нехирургическое лечение

Электрофорез лекарственный

любаяНакожный электрофорез – 491 клиникаЭндоназальный электрофорез – 82 клиникиУретральный электрофорез – 90 клиникРектальный электрофорез – 92 клиникиВагинальный электрофорез – 77 клиник 

Что сделать врачу (осмотр)

Исследование мышц

любаяДинамометрия – 49 клиникЭлектромиография (ЭМГ) – 127 клиникТермография сустава – 1 клиника 

Как помочь ребенку от 7 до 12 лет?

В этом возрасте аутоагрессия у детей часто связана с попытками манипулировать родителями. Также сказывается недостаток внимания. Это очень ранимый возраст, в котором начинается становление личности. Родителям нужно стараться придавать большее значение состоянию ребенка.

  • Не забывайте проявлять ласку к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным и любимым.
  • Помогите ребенку повысить самооценку, учите его правильно реагировать на различные ситуации.
  • Пересмотрите список требований, которые вы предъявляете к ребенку. Некоторые из них могут оказаться для него непосильными.
  • Не ругайте ребенка за проявления аутоагрессии, а ищите ее причины.

Аутоагрессия, как симптом врождённой психопатологии

Психопатия (аномалия развития личности) – следствие врождённых биохимических, органических и функциональных нарушений ЦНС. Пациент тревожен, он проявляет агрессию в любой её форме. Мазохизм (физический, моральный), запойный алкоголизм, стойкий комплекс неполноценности — симптомы болезней ЦНС.

Известный американский психиатр Карл Меннингер считал, что, например, саморанение — это концентрация убийственного импульса на одной части тела, чтобы избежать суицида. Когда человек режет себе только руку или ногу, но при этом остаётся жив. Но, так или иначе, при выраженном самодеструктивном поведении нужно обращаться к специалисту. В зависимости от того, насколько далеко зашёл человек в проявлениях аутоагрессии, он далеко не всегда может самостоятельно отследить своё состояние и остановиться. Если есть какая-то серьёзная причина для самодеструктивного поведения, например «закопанная» в глубины подсознания не проработанная травма, «зажимы», человек вряд ли сможет самостоятельно их «вытащить» и безопасно с ней поработать.

Как бороться с агрессией у аутистов?

Помощь ребенку в борьбе с агрессией

Агрессивное поведение не только доставляет дискомфорт всем членам семьи, но и может быть опасным для ребенка и окружающих. Именно поэтому важно помочь аутисту в этой ситуации: установить приводящие причины, научить правильному реагированию и в дальнейшем стараться не допускать возникновения стрессовых для малыша ситуаций.

Признайте важность чувств аутичного ребенка, если его что-то сильно расстроило. Например, сделайте телевизор тише, если его раздражают громкие звуки или паузу в обучении, если аутист испытывает эмоциональную перегрузку и начинает проявлять недовольство. Выражение эмоций, пускай и негативных, является вполне естественным и запретить это нельзя. Как только малыш поймет, что проявлять эмоции можно и нужно, вам будет намного проще скорректировать его поведение для реагирования на сложные ситуации.

Читайте также:  Психотическая депрессия: причины, симптомы и лечение

Важно подавать правильный пример и обходиться в стрессовых ситуациях без бурных эмоциональных всплесков и бранных слов. Дети с РАС всегда равняются на взрослых — это для них один из способов обучения. Если вы будете спокойно выражать свои чувства и словами объяснять, что вас расстроило, им будет проще перенять и сформировать у себя правильную модель поведения в той или иной ситуации.

Применения метода A-B-C

Чтобы предугадывать возможную вспышку агрессии, используют принцип A-B-C:

  • А предпосылка (antecedent). Факторы, которые сподвигают ребенка к проявлению агрессии. Для уточнения предпосылки важно фиксировать точное время и дату, место и условия инцидента.
  • B поведение (behaviour). Описывает, как среагировал аутенок на провоцирующий фактор. Обязательно записывайте все нюансы.
  • С последствия (consequence). К чему привели действия малыша? Как они повлияли на него и окружающих? Отвечая на эти вопросы, вы определите, каковыми являются последствия очередной вспышки агрессии.

Начните записывать в дневник все нюансы, связанные с проявлением агрессивного поведения: во сколько часов это случилось, при каких условиях, после каких или перед какими действиями, что вы делали или говорили в этот момент, было ли дискомфортно ребенку, пытался ли он вам что-то сообщить другим способом и т.д. Фиксируя наблюдения таким образом, вы сможете выяснить, что находится на пути к гневу, и предпринять соответствующие меры.

Понимание причин агрессии

Правильная расшифровка A-B-C важна для выявления истинных причин и разработки методов по предотвращению нежелательного поведения. Когда соберете достаточно информации, обратитесь за помощью к профильным специалистам. Поведенческий терапевт сможет сравнить сценарии поведения аутиста и выявить наиболее эффективные способы реагирования в такой ситуации.

Затем нужно научить ребенка связывать причину и следствие. Помните, дети с РАС неосознанно проявляют агрессию, поэтому иногда им бывает стыдно за свое поведение, оно может их расстраивать не меньше, чем вас. Если причиной стала сломанная игрушка, объясните что нужно в такой ситуации попросить о помощи. Просьба позволяет быстро вернуть игрушке изначальный вид. Причину и следствие лучше всего подкреплять визуальными подсказками.

Бывают случаи, когда агрессия у ребенка с аутизмом вызвана не конкретным фактором, а сразу несколькими, причем не связанными между собой. В этом случае поможет принцип A-B-C и расшифровка данных профессиональным поведенческим аналитиком.

Получение профессиональной помощи

ABA (прикладной анализ поведения) — это научно доказанная и эффективная методика поведенческого вмешательства, которая помогает справляться с агрессией и самоагрессией у детей и взрослых. Терапия основывается на специализированных обучающих методиках по приучению к новому поведению и навыкам.

Поведенческий аналитик поможет вам научиться понимать и реагировать на самоповреждающее поведение и агрессию, даже если уже перепробованы все остальные способы воздействия. Например, проведение функционального анализа позволяет выяснить, что на самом деле является причиной агрессивных реакций. Затем специалист разрабатывает индивидуальный план развития положительного поведения, включая шаги по уменьшению агрессии и внедрению обучения по позитивному поведению.

Чтобы самостоятельно освоить методики прикладного поведенческого анализа, вы можете пройти очные курсы ABA терапии в Москве. После прохождения обучения перед вами откроются следующие возможности:

  • частная практика по АБА-терапии или работа в специализированных учреждениях;
  • проведение функционального и других видов анализа на профессиональном уровне;
  • разработка и оценка методик по коррекции поведения и многое другое.

Есть версия он-лайн

  

Диагностика

 Аутоагрессия у ребенка отчетливо проявляется с 2-3-летнего возраста, реакции возникают непосредственно в конфликтной ситуации, их выявление не составляет труда. Чем старше становится ребенок, тем более отвлеченным, разнообразным и отсроченным во времени является деструктивное поведение. Подросток часто не осознает, отрицает наличие аутоагрессии, дезадаптации. Диагностикой занимаются врач-психиатр и психолог. Методы обследования подбираются индивидуально в зависимости от возраста пациента. Применяются:
 • Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.
 • Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Первые отличаются экономичностью, но недостаточно информативны. Вторые трудоемки, но позволяют оценить выраженность агрессивных тенденций, их значимость в общей структуре характера. Применяется методика диагностики агрессии Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.
 • Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Кто в зоне риска

  • Личности с врожденными нарушениям психики, в частности, аутизмом;
  • Те, чьи родители воспитывали ребенка дисфункционально – гипоопека и гиперопека родителей;
  • С особенностями характера – акцентуациями;
  • Имеющие подсознательную реакцию на стресс.

9

Термины и теории

Агрессия представляет собой такие осознаваемые человеком поступки, которые направлены на причинение ущерба индивидууму (возможно, целой группе сразу). Враждебная агрессия наблюдается, если человек стремится причинить другому страдания. Возможна, например, инструментальная агрессия, сопровождающаяся определенными целями, отличными от причинения вреда или страданий. Свойственная подросткам агрессия считается социальным явлением своеобразной природы. Установлено, что закрепление такого поведения обусловлено воспитанием в семье, а также первыми годами жизни, но в некоторой степени влияют на него все прожитые годы. Негативные отношения между представителями разных поколений в семье и агрессия тесно связаны, это показали многочисленные исследования. Правда, нет окончательного доказательства зависимости тяжести и строгости практикуемых наказаний и агрессивности ребенка.

Подростковое аутоагрессивное поведение необходимо рассматривать в связи как с самооценкой, так и с внешней оценкой и общим восприятием себя человеком. При этом особенную роль играют референты – родители, учителя, близкие по возрасту дети. При отсутствии поддержки самооценки ребенка извне и склонности к агрессии появление фрустратора становится причиной агрессии. Подросткам особенно свойственно деструктивное в отношении себя поведение. В большей степени этому подвержены невротичные лица.

Нюансы предотвращения

Для предупреждения суицидальных попыток среди военнослужащих разумно выделять отдельные случаи, связанные с тяжелыми переживаниями по поводу несовершенства жизни, отношениями. Отдельно следует выделять деструктивное поведение, основанное на бытовых и семейных проблемах. Регламент, подчиняющий себе военнослужащих, приводит к потере ими адаптации в относительно легкой форме на фоне акцентуации характера и органических расстройств. Завершенные суициды, как показывает статистика, чаще связаны не с внешними, а с внутренними конфликтами: эротическими, семейными, экзистенциальными.

Связанные заболевания и их лечение

Описания заболеваний

Растройства поведения Расстройства поведения у детей Делинквентное поведение подростков Девиантное поведение подростков Вызывающее оппозиционное расстройство Синдром уходов и бродяжничества

Национальные рекомендации по лечению

Тяжелые осложнения психофармакотерапии у взрослых

Год разработки теста

  2009

Как проявляется расстройство

  • Доведение себя до изнеможения, отказ от еды;
  • Нанесение себе телесных увечий;
  • Вредные привычки;
  • Неоправданная жертвенность поведения;
  • Суицидальные попытки.

4

Особенности

Исследуя присущее военнослужащим аутоагрессивное поведение, выявили два основных варианта потери способности адаптироваться: сопровождающийся враждебностью к себе и лишенный такой составляющей. Второй вариант провоцирует побеги, совершение неправомерных действий, симуляцию болезней. Людям, склонным к агрессии применительно к себе, свойственно не только совершение суицида, но и парасуицида (нанесение себе повреждений разной степени тяжести и демонстрирование готовности к самоубийству). Все эти разновидности поведения отличаются друг от друга и требуют различного подхода к коррекции.

О том, что уровень агрессии к себе увеличивается, и о повышении опасности совершения суицидальной попытки могут свидетельствовать определенные фразы, действия, которые человеком не осознаются. В медицине их назвали аутоагрессивным дрейфом, то есть последовательностью поступков, посредством которых человек вредит себе.

Фактором опасности аутоагрессивного поведения считается наличие комплекса неполноценности, связанного с физическими данными или психическим статусом. К факторам, повышающим опасность, относятся:

  • употребление наркотических препаратов;
  • спиртного;
  • попадание в несчастные случаи;
  • нанесение татуировок, причиняющих особую болезненность.

Патогенез

 Аутоагрессия у ребенка возникает на базе внутриличностного конфликта в ситуациях социальной дезадаптации. Является результатом перенаправления разрушительной активности с внешнего объекта на собственную личность или тело. В роли объекта часто выступает родитель или другой взрослый, от которого зависит благополучие ребенка. Сталкиваются две разнонаправленные тенденции – навредить другому человеку, выплеснув все негативные эмоции (гнев, ярость, обиду), или сохранить доброжелательные отношения, продолжая получать ресурсы (любовь, заботу). Обычно выбор осуществляется бессознательно, в силу своих психологических особенностей ребенок предпочитает перенести деструктивные тенденции на себя. Такая психическая защита избавляет от переживаний о нарушенных взаимоотношениях, недостатке ресурсов, потере социальной позиции. Аутоагрессия является патологическим способом поддержания психологического и физиологического баланса в условиях дезадаптации.

Источники

  • https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/podrostki/autoagressiya_u_podrostka_kak_spravitsya_s_nedugom/
  • https://mezhdunami.net/dety/pochemu-rebenok-bet-sebya.html
  • http://azps.ru/tests/kit/ssr.html
  • http://www.kubinard.ru/psych/110.html
  • https://aba-kurs.com/agressiya-u-autistov/
  • https://kiberis.ru/?p=32638
  • https://psyholic.ru/deti/autoagressiya-u-rebenka.html
  • http://www.kubinard.ru/psych/38.html
  • https://eustress.ru/stress/autoagressiya-eto
  • http://fb.ru/article/396712/autoagressivnoe-povedenie-vidyi-prichinyi-priznaki-lechenie-i-profilaktika
  • https://neurofob.com/mental-behavioural/personality-disorder/autoagressiya-eto.html
  • http://EvriKak.ru/info/autoagressiya-pochemu-cheloveku-vyigodno-sebya-nakazyivat/
  • https://zdravbud.net/new/autoagressiya